kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технология смыслового чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология смыслового чтения»

Мастер – класс «Технология смыслового чтения».

  1. Ориентировочно – мотивационный этап.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной.

- Я попрошу выйти тех у кого на спинке стула наклеены красные кружочки, зеленые и синие.

- Я вас поздравляю, вы будете моими помощниками, т.е. фокус группами мастер – класса.

- И первое задания выбрать из предложенных пословиц одну, которая актуальна для вашей группы и будет служить девизом.

Труд всё побеждает.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Терпенье и труд все перетрут.

В труде рождаются герои.

Всякое уменье трудом дается.

Любовь к труду - у людей на виду.

- Почитайте, что вы выбрали.



2. Актуализация субъектного опыта участников

- Итак, начнем мастер – класс.

Прочитайте стихотворение.

Потеряла Аленушка ключ.

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

- Почему Аленушке был нужен не этот ключ?

- Что вы можете сказать про слово «ключ»?

- Что зависит от значения слова?

- От значения слова зависит смысл прочитанного. Значит как надо читать текст?

- Кто может сказать тему мастер – класса?



Вывод:

Тема мастер – класса «Технология смыслового чтения».



- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

- Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

- Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на ур.

  1. Целепологание.

- Цель мастер – класса?

- Целью мастер-класса: трансляция опыта использования приемов смыслового чтения.




  1. Информационно – деятельностный этап

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.



Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

  • выделение главного в тексте;

  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

  • грамотно пересказать прочитанный текст.

  • умение составить план прочитанного;

  • воспроизводить текст по предложенному плану;

  • умение пользоваться образцами решения задач;

  • запоминание определений, формул, теорем.

  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • подтверждение научных фактов;

  • конспектирование новой темы.













Н.Н. Сметанникова выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.


Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.



1 этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Приемы предтекстовой деятельности:

Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задания «Прочитать текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Сказанное можно представить в виде рисунка:

Т радиционная методика Инновационная методика

предтекстовые задания



текстовые задания




послетекстовые задания










Предтекстовые ориентировочные приемы нацелены на постановку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Наиболее распространенные приемы:

  1. «Мозговой штурм»

  2. «Глоссарий»

  3. «Ориентиры предвосхищения»

  4. «Предваряющие вопросы»

  5. «Рассечения вопросов».


«Мозговой штурм»

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

  2. Ассоциации записываются на доске.

  3. Педагог может добавить различную информацию.

  4. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.



«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

  2. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.


«Ориентиры предвосхижения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.

  2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)


«Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации приема:

Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?



«Предваряющие вопросы»

Цель – актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Подробный алгоритм реализации приема:

1.           Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2.           Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

















































2этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

К приемам текстовой деятельности относятся:

  1. «Чтение вслух»

  2. «Чтение про себя с вопросами»

  3. «Чтение с остановками»

  4. «Чтение про себя с пометкой»


«Чтение вслух»

Цель - проверка понима­ния читаемого вслух текста.

Алгоритм реализации приема:

1.              Чтение текста по абзацам. Зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

2.             Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.



«Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.


«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.



«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

















3этап. Работа с текстом после чтении.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приемы послетекстовой деятельности.

  1. «Отношения между вопросом и ответом»

  2. «Тайм-аут»

  3. «Проверочный лист»

  4. «Вопросы после текста»



«Отношения между вопросом и ответом»

Цели - обучение пониманию текста.

Один из самых эффективных послетекстовых приемов . От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не аонял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Рассмотрите схему «Где ответ?»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае (3) читатель состав­ляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

Где ответ?



В тексте В голове читателя



в одном предложении в разных частях автор и я только я

текста текста





найди точный ответ соедини вместе, соедини вместе, найди ответ

ответ (1) составь ответ(2) составь ответ (3) в своей голове (4)



«Тайм-аут»

Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.



«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В нее заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии.

Алгоритм реализации приема:

Проверочный лист «Краткий пересказ»

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)



«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.































































Практическая часть

Мы помни, что одна из главных задач педагога – заинтересовать детей. Поэтому главный этап смыслового чтения – предтекстовый.

Я вам покажу фрагмент урока литературного чтения в 3 классе «Рукописные книги Древней Руси»



Предтекстовая работа.

- Прочитайте слово «РУКОПИСНЫЕ».

- С помощью каких слов образовалось это слово?

- Определите лексическое значение этого слова.

(Работа со словарем)

- Как вы думаете, что может быть «рукописным»?

- Прочитайте названия текста «Рукописные книги Древней Руси».

- Предположите, о чем будет этот текст?



Стратегия «Ориентиры предвосхищения».

- Прочитайте некоторые суждения на листочках и напротив каждого поставьте «+» - согласен, «?» - не уверен, что так.

СУЖДЕНИЯ

До чтения текста

Суждения

После чтения текста


Рукописная книга-произведение искусства;



Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками;



Рукописная книга была большой и тяжелой;



Для письма использовали пергамент;



Орудиями письма были перьевые ручки;



Рукописные книги были доступны всем ;



Рукописные книги писались монахами;



Летописи - это рассказы о важных событиях Древней Руси;



Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием;



Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.












А сейчас, я вам предлагаю составить фрагмент урока, используя предложенные вам приемы, на этапе работы с текстом до чтения, предтекстовый этап, на уроках: окружающий мир, математика и русский язык.

Помните: одна из главных целей педагога – заинтересовать детей.

1 группа: Русский язык 2 класс (1ч) стр. 96 «Безударная гласная»

2 группа: Изо 3 класс «Праздник в городе» стр. 102

3 группа: Математика 3 класс (1ч) стр. 76 №1.

5. Рефлексия.

«АНКЕТА-ГАЗЕТА» 

На листе бумаги я предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.



 Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.




9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Технология смыслового чтения

Автор: Мардер Александра Павловна

Дата: 03.07.2025

Номер свидетельства: 672514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Технология смыслового чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologiia_smyslovogo_chteniia_kak_sredstvo_razvitiia_chitatelskogo_interesa_u"
    ["file_id"] => string(6) "548938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1588842104"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методические рекомендации "Использование технологии смыслового чтения на уроках биологии""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskie_rekomendatsii_ispolzovanie_tekhnologii_smyslovogo_chteniia_na_urok"
    ["file_id"] => string(6) "512981"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559312947"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Применение технологии смыслового чтения на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(63) "primenenie_tekhnologii_smyslovogo_chteniia_na_urokakh_geometrii"
    ["file_id"] => string(6) "628111"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1679477856"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Мастер-класс «Технология смыслового чтения на уроках физики в условиях реализации ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_tekhnologiia_smyslovogo_chteniia_na_urokakh_fiziki_v_usloviiakh_rea"
    ["file_id"] => string(6) "640559"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1700774731"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах"
    ["seo_title"] => string(80) "realizatsiia_tekhnologii_smyslovogo_chteniia_na_urokakh_geografii_v_7_8_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "630212"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682255908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства