Технология смыслового чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Статья на тему "Технология смыслового чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения во 2 классе".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология смыслового чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.»
Развитие читательского интересаобучающихся начальной школы с применением технологии смыслового чтения
Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства.
Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение — это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.
В течение педагогической деятельности мною были изучены и найдены практические пути в решении данной проблемы.
Первый шаг – изучение трудов основоположников педагогики и психологии:
Второй шаг - изучение развития читательского интереса с применением технологии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС; выявление наиболее эффективной методической системы работы по развитию читательского интереса на уроках литературного чтения в начальной школе.
Мною были проанализированы используемые технологии по формированию навыков смыслового чтения, намечены основные этапы в работе, выделены эффективные методы и приёмы, отобраны специальные упражнения, обработаны и методически интерпретированы результаты исследования, составлены методические рекомендации для учителей начальных классов.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Таким образом, систематическая и технологичная работа по развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.
Переосмысление теории позволило мне выработать подход к организации работы с детьми, определить тактику и стратегию работы, найти более эффективные подходы в обучении.
Большое внимание вопросу читательского интереса, без развития которого не может быть и смыслового чтения, уделяет В.Ф. Одегова. Она отмечает, что «развитие у младшего школьника читательского интереса дает ему возможность самостоятельно читать литературу, получая от этого удовольствие. От уровня владения чтением в дальнейшем напрямую зависит уровень образованности, профессионализма, компетентности, культуры человека».
Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети будут работать заинтересованно, увлеченно.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Но в реализации намеченных планов есть и определенные сложности. Отдельной работы требуют дети, имеющие трудности в обучении. Их индивидуальные особенности, уровень развития речи, внимания, памяти не позволяют мгновенно достичь желаемого результата.
Как формировать смысловое чтение в процессе изучения литературного чтения? Методов много, каждый учитель выбирает их сам.
В свете реализации ФГОС второго поколения важным становится не только усвоение определённого объёма предметных знаний, умений и навыков, но и осознание того, где эти знания могут быть и обязательно должны быть использованы.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Используя современные методы, я делаю уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
Значит, цель уроков литературного чтения достигнута, привита любовь к книгам, что поможет ученикам успешно продолжить обучение.
Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.
Список использованных источников:
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011.
Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка [Текст] / В. А. Кудряшова. — М., 1994. 9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [Сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М., 2011. 15.
Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000