kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Использование технологии смыслового чтения на уроках биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии смыслового чтения на уроках биологии в среднем звене.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Использование технологии смыслового чтения на уроках биологии"»

Методические рекомендации на тему

«Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения»


Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. 

Работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. 

Этапы формирования умений смыслового чтения

I этап. Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Рефлексивная

 

Значит, при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

  • целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

  • составлять план к прочитанному тексту;

  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

  • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

  • обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

  • находить в тексте описание к иллюстрациям;

  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

  • готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

Основные умения смыслового чтения

  • Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.

  • Определять из текста значение терминов.

  • Сопоставлять информацию из разных частей текста.

  • Устанавливать в тексте последовательность действий.

  • Выделять главную мысль отдельных частей текста.

  • Делать выводы на основе информации из текста.

  • Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.

  • Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте.

  • Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

  • Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.

  • Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов.

  • Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.

Результаты смыслового чтения

Общая ориентация в тексте

Глубокое понимание текста

Применение полученной информации в практической деятельности























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Максимова Галина Дмитриевна

Дата: 31.05.2019

Номер свидетельства: 512981

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства