Мотивация - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Прием «Загадка»
Звучит музыка «Я верю, друзья»
- Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие – на одну удивительную планету.
- Все путешественники ведут бортовые журналы, запишите в бортовом журнале число и классная работа.
- Название планеты вы узнаете, отгадав загадку
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя-
Назовёт любой предмет.
И на всё нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает всё на свете,
Без неё никак нельзя
…………… ура!
(существительным )
Настраиваются на включение в учебную деятельность:
- слушают и отгадывают загадку.
Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
- умение слушать
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков,
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
2 этап
(стадия вызова)
Актуализация и пробного учебного действия – подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Прием «Кластер»
- У нашей планеты Имя существительное есть спутники - грамматические признаки
- вспомните, как они называются и запишите.
- Продолжаем заполнять космическую карту, что вы знаете о каждом грамматическом признаке, запишите.
- Проверим, как вы заполнили кластер.
- Назовите постоянный грамматический признак.
- Какой род могут иметь имена существительные?
- Назовите непостоянные грамматические признаки
- Какого числа могут быть имена существительные?
- Сколько падежей у имени существительного?
- Ребята, а что вы заметили?
- Как вы думаете, я ошиблась, нарисовав, ещё один спутник у Имени существительного?
- В науке есть понятие «белое пятно».
- Этот фразеологизм чаще всего употребляется в значении "неисследованная, не разработанная часть какой-то проблемы, вопроса.
БЕЛЫМ ПЯТНОМ называют и неисследованную территорию, край, район.
- Сформулируйте, что вы хотите спросить у меня и узнать сегодня на уроке?
- Да, вы правы, у имени существительного есть ещё один грамматический признак, а как он называется, вы узнать можете сами, выполнив задание «Шифровщик»
-Что у вас получилось, как звучит тема нашего урока?
- Запишите в наш бортовой журнал тему урока.
- Как вы думаете, а сколько склонений у существительного?
- Как догадались?
Повторяют пройденный материал, заполняя кластер.
(Приложение 1)
Работа в паре.
Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении в самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения,
Познавательные:
- сравнение, классификация, синтез.
Регулятивные:
- планирование своих действий.
- Род
- Мужской, женский, средний и общий
-Число, падеж
-Единственного и множественного
-Шесть.
-Один спутник остался пустым.
- Есть ли ещё у имени существительного грамматический признак?
- Как он называется?
Работа в паре.
(Приложение 2)
- Склонение.
- Три.
- По кластеру.
3 этап
(стадия осмысления)
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Приём «преобразования сплошного текста в несплошной, используя предложенный шаблон.
- Ребята, предлагаю вам поработать в группе:
- нужно проработать самостоятельно правило (новый материал) и перенести полученные знания в таблицу и записать слова в бортовой журнал, распределяя их по склонениям.
Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели.
Работа в группах.
(Приложение 3)
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: формирования границ собственного знания и «незнания»
Коммуникативные:
- формирования собственного мнения.
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи.
Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- установление причинно-следственных связей.
Физминутка
Снятие усталости.
-Вы хорошо справились с этим заданием, настало время отдохнуть, но приятное мы совместим с полезным. Поиграем в игру «Волна»: я буду называть слова, а вы вставать и поднимать руки. Если слово 1-го скл. – 1 ряд, 2-го скл. – 2 ряд, 3-го скл. – 3 ряд.
- Ребята, а кто запомнил, сколько раз прозвучали слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
- А теперь по памяти запишите эти слова в бортовой журнал.
Слушают слова, которые читает учитель, определяют склонение и встают согласно заданию.
Коммуникативные
- формирования собственного мнения.
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи.
4 этап
(рефлексия)
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Для проверки ваших знаний предлагаю:
1 - Составить из перепутанных предложений план действий, как определить склонение имен существительных.
2 – сыграть в игру «Кубик».
Из перепутанных предложений составляют план действий, как определить склонение имен существительных.
Приложение 4.
- Ответить на вопрос, который выпал на кубике.
Личностные:
- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения.
Регулятивная:
- адекватная самооценка.
Познавательные:
- анализ, синтез.
Домашнее задание
Прочитать 9 главу из книги О.Соболевой «Тайны страны Акитаммарг» или главу «Склонение имен существительных из книги Т.Рик «Здравствуйте, Имя Существительное».