Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме: "Связь в предложении"»
Предложение. Связь слов в предложении. (урок закрепления)
Цели и задачи урока:
повторить теоретические знания о предложениях и их членах;
упражняться в самостоятельном составлении предложений, выборе словосочетаний, восстановлении деформированного текста;
проверить умение использовать правила орфографии и пунктуации на письме;
развивать воображение, речь, внимание, интерес к предмету;
воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в паре, уважать чужое мнение.
Оборудование:
интерактивная доска;
компьютерная презентация;
индивидуальные карточки для работы учащихся;
карточки для работы в парах;
оформление доски: плакаты с изображением Cмешариков на вспомогательной доске.
ХОД УРОКА
Слайд 1. Оргмомент
– Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о предложениях.
Слайд 2. Актуализация знаний
– Прежде чем вы узнаете, куда мы попадём и кто проведет с нами этот урок, нужно пройти дорогу знаний и выбрать путь правильных ответов. – Итак, выберите, какого цвета стрелка указывает на правильный ответ.
Дети отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ из двух вариантов.
Слайд 3. Дорога «Ответ неверный» используется в случае неверного ответа на вопрос.
Клик 1.
– Предложение выражает законченную мысль или состоит из одной или нескольких букв?
Клик 2.
– Что ставится в конце предложения на письме?
Клик 3.
– Какие из членов предложения несут на себе основную смысловую нагрузку? – Как называются остальные члены предложения?
Клик 4.
– Как называется предложение, если в нем что-то сообщается?
– Если в предложении о чем-то спрашивается, то какое это предложение?
– Если повествовательное предложение произносится с чувством, то такое предложение является каким?
Клик 5.
– Как связаны в предложении слова между собой?
Клик 6.
– Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы, поэтому нас приглашают в город Всезнайки.
Слайд 4. Развитие внимания.
Клик 1.
– Сегодня на уроке мы с вами, ребята, займемся повторением. А вот кто нам в этом поможет, вы узнаете, если внимательно посмотрите на этот слайд. Кто спрятался среди зелени сада, угадайте.
Дети рассматривают слайд, отгадывают, кто спрятался.
Клик 2. Появляются стрелки .
– Всех ли героев назвали. Кто они такие?
Лосяш, Совунья, Крош, Кар-Карыч, Пин, Копатыч, Ёжик, Нюша, Бараш.
Слайд 5.
Клик 1.
– Правильно!
Сегодня мы узнаем этих героев поближе и вместе со Смешариками, повторим все, что знаем о предложении.
– Посмотрим, какой вопрос приготовил для нас Лосяш. – В облачке какого цвета написано не предложение? Докажи, что ты прав.
Клик 2.
В деревню Смешариков пришла весна
Весело проведут
Как хорошо пахнут весенние цветы
А ты любишь весну
Клик 3.
Убрать облачко, в котором написано не предложение.
Учащиеся на уроке работают с формами-плакатиками. (Приложение 1)
– У вас на партах лежат плакатики, найдите в них рамочку с заданием от Лосяша. – Попробуйте прочитать первое предложение с различной интонацией. – Определите, какие по интонации эти предложения? – Расставьте знаки препинания в конце предложений в зависимости от их интонации.
Работа по развитию речи.
Придумать предложение со словосочетанием «весело проведут», обратить внимание на многозначность данного словосочетания. Проверка, зачитывание нескольких примеров.
Слайд 7.
Клик 1.
– Посмотрим, что же дальше?
Клик 2.
– Какие слова спрятались в колечке? Отгадай зашифрованные слова, запомни их и напиши по памяти.
Дополнительно: напиши название еще нескольких плодов, которые может выращивать Копатыч.
Клик 3.
Самопроверка.
Слайд 8. Работа по алгоритму.
Клик 1.
– Определите, какие предложения по цели высказывания произнес Ежик? Докажите, что правы.
Клик 2.
– На плакатике найдите рамочку с заданием от Ежика. Определите в каждом предложении главные члены.
Ребята подчеркиваютглавные члены в каждом предложении.
Клик 3.
Дополнительно. Составьте свое предложение о весне, чтобы оно закончило текст.
Установить связь слов в третьем предложении.
Клик 4.
Для того, чтобы не ошибиться, воспользуемся подсказкой Ёжика и повторим правила определения связи слов в предложении.
Совунья – деловая дама знаменитая спортсменка, активистка, врач. Она любит физкультуру.
– Вместе с Совуньей сделаем привал. Кто объяснит, что означает это слово?
Выполняются упражнения на внимание. Дети смотрят на картинку со Смешариками и выполняют движения, копируя мультгероев.
Слайд 11.Развитие речи, воображения, внимания
Клик 1.
– Мы видим двух Cмешариков. Ваша задача состоит в том, что бы не называя имен, описать каждого их них так, чтобы всем стало понятно о ком идет речь. Подумайте, кого вы опишите, как он выглядит, какой у него характер, чем он отличается от других Смешариков и только тогда поднимите руку, я увижу, что вы готовы.
Дети устно описывают выбранного Смешарика, не называя его.
Она – модница, красавица, боится страшных историй. Это Нюша. Он – любит сочинять стихи, любит Нюшу. Это – Бараш.
Клик 2.
– Правильно, это Нюша, а это Бараш.
Слайд 12.Самостоятельная работа
– Бараш решил написать письмо Нюше, но не уверен в правописании некоторых слов.
Клик 1.
Бараш пропустил буквы в тех словах, где есть опасные места для написания. Найдите на маршрутном листе рамочку с заданием от Бараша и попробуйте помочь ему, заполнив пропуски.
Клик 2.
Дополнительно.
– А те, кто быстрее остальных выполнит работу, попробуйте продолжить сихотворение о Нюше, которое стал сочинять Кар-Карыч, но не окончил.
Клик 3.
В тексте пропущены буквы в словах, вставить их, используя знание различных правил. Взаимоконтроль.
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы.
Упражнение для снятия напряжения с глаз, развитие концентрации внимания
– Совунья снова приготовила для нас минутку отдыха. Она решила прокатиться на роликах, а шлем взять забыла, проследим за движущейся точкой, каким путем попадет Совунья домой.
– Мы помогли Барашу с письмом, а теперь Нюша ждет нашей помощи. Она хоть и красивая, но невнимательная, слова написала, но все их перепутала. Найдите на плакатике рамочку с заданием от Нюши и расставьте слова в предложениях по порядку.
Лексическая работа со словосочетанием «солнечный зайчик».
– А те ребята, которые закончат раньше остальных, выполнят задание Бараша, подобрать близкое по значению слово к прилагательному из третьего предложения.
Слайд 14. Самопроверка
Устно, коллективная работа.
– Какие словосочетания можно выделить в третьем предложении? – Какое слово подобрали к прилагательному из третьего предложения?
Слайд 15. Фронтальный опрос.
Давайте ответим на вопросы Пина, ведь урок подошел к концу и мы многое повторили из того, что знаем о предложениях.
Клик 1.
– Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?
Клик 2.
– Что выражает предложение?
Клик 3.
– Из чего состоят предложения?
Клик 4.
– Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
Клик 5.
– Как пишутся слова в предложении?
Клик 6.
– Как называется предложение, в котором о чем-нибудь спрашивается?
– Если урок понравился, то голосуй за Кроша, а если было скучно, как Совунье, голосуй за нее.
У ребят плакатики, на которых с одной стороны изображен Крош, с другой грустная Совунья. Показывая картинку с Крошем учителю, ребята подтверждают, что урок им понравился. (Приложение 2)
Слайд 19.Решение воспитательной задачи урока.
Клик 1.
– Сегодня на уроке мы не только повторили тему «Предложение», но еще и учились общаться друг с другом, много трудились, узнали, что разных по внешнему виду и характеру Смешариков объединяет дружба, также как и людей.
– Люди могут прекрасно понимать друг друга, необходимо только внимательнее относиться к тому, кто находится рядом.
Итог урока.
– Ребята, сдайте маршрутные листы для проверки. Спасибо за урок!