Класс: 2.
Цель урока: овладение представлениями о связи слов в предложении для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.
1. Овладение умением устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически;
2. Овладение умением грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении.
1. Формирование умения отвечать на поставленный вопрос, умения формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения, использовать невербальные средства общения (вижу, слушаю);
2. Формирование умения работать в парах и малых группах, овладение умением с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, предложение, связь слов.
1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
2. Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.
Для учителя: учебник русского языка к УМК «Школа2100» авторов Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. , методическое пособие к УМК «Школа 2100» авторов Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. , компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, школьная доска. Для обучающихся: учебник русского языка 4 класса 2 часть к УМК «Школа2100» авторов Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. , рабочая тетрадь, интерактивная доска, презентация, школьная доска.
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика |
1.Орг. Момент (Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.) | – Здравствуйте, дети! – Прозвенел звонок весёлый! Все готовы? Всё готово? – Присаживайтесь. Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что вместо сердца у каждого из вас маленькое солнышко. Оно согревает вас и всех, кто находится рядом. Откройте глаза. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы то тепло оставалось с вами на протяжении всего урока и дня! | – Здравствуйте! – Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. |
2.Актуализация знаний ( Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами. Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.) | – Откройте тетради, запишите число, классная работа. – Запишем словарные слова: фонарь, жёлтый, стрекоза, сейчас, снова, опушка. Поставьте ударение и подчеркните орфограмму. – Проверим. – Какое словарное слово для вас сегодня новое? – Какой части речи это слово? – Что же означает это слово? – Каково значение этого слова? – Составьте и запишите со словом опушка словосочетание и предложение. – Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Это Смешарики. И они нам предлагают отправиться в путешествие в город Словомир. – Как вы думаете, кто живёт в этом городе? – Правильно, слова. – Для того, чтобы нас пустили в этот город мы должны выполнить все задания, которые приготовили для нас наши гости. – Как вы думаете, вы с ними справитесь? – Тогда вперед! – Записываем с заглавной буквы словарная работа. – Итак, первое задание для нас приготовил Копатыч. Прочитайте задание про себя, которое написано на доске. – Какие овощи я вырастил у себя на огороде? – Отгадайте зашифрованные слова, запишите их в тетради. – Поставьте в словах ударение и подчеркните буквы, которые надо запомнить. Придумайте предложения, используя эти слова. | – Опушка. – Имя существительное. – Край леса. – Слова. – Да, мы справимся. – Горох, морковь, огурец, помидор, капуста. |
3. Постановка учебной проблемы. ( Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами. Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.) | – Ребята, вы превосходно справились с первым заданием. А сейчас Крош предлагает нам выполнить его задание. – Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу. – Установите связи остальных слов в предложении. – Смогли ли вы выполнить задание? – В чем затруднения? – Чем это задание не похоже на предыдущее? – Значит какова же тема нашего урока? | Смелый ежик взобрался на плот. Выделяют основу. – Нет, не смогли. – Мы такого еще не делали. – Там надо было выделить основу, а здесь установить связь остальных слов. – Связь слов в предложении. |
4.Открытие нового знания. ( Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами. Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.) | – Ребята, Нюша приготовила для нас свои задания. Посмотрите на первое задание. (на интерактивной доске) – Прочитайте предложения. – Скажите, ребята, правильно ли составлены ли данные предложения? – Почему? – Являются ли данные предложения верными? – Почему? – Что необходимо сделать, чтобы предложения имели смысл? – Как мы можем это сделать? – Попробуйте составить предложения. – Что мы сделали, чтобы наши предложения «ожили»? – Можем ли мы задать вопросы между словами? – Предлагаю вам записать эти предложения и задать к ним вопросы. – Какой вопрос можно задать к слову кузнечик? – А теперь задайте вопросы от слова кузнечик к другим словам. – Какой вопрос можно задать к слову бабочка? – А теперь задайте вопросы от слова бабочка к другим словам. – Можем ли мы сделать вывод, что между словами в предложениях есть связь? | 1. Кузнечик порхать трава. 2. Бабочка прыгать цветы. – Нет. – Слова в них не связаны по смыслу. – Нет. – Потому что слова не связаны друг с другом, высказывания не верны. – Заменить в них глаголы. – Мы можем поменять слова-действия(глаголы) в предложения друг с другом или подобрать другие слова. – Кузнечик прыгает в траве. Бабочка порхает над цветами. – Связали в них слова по смыслу. – Да. – Кто? Кузнечик – Кузнечик (что делает?) Прыгает. – Прыгает (где?). В траве. – Кто? Бабочка. – Бабочка (что делает?). Порхает. – Порхает (где?). Над цветами. – Да |
5. Работа по теме урока (Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами. Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.) | – Откройте учебник на 71 странице. Посмотрите на 72 упражнение. Прочитайте задание. – Будем выполнять упражнение на доске и в тетрадях. – Прочитайте первое предложение. – С какого вопроса нам необходимо начать? – Найди в предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? Или что? – Какой вопрос мы можем задать от него? – Мы будем рисовать «мостик» между словами и писать вопрос над ним. – Какой еще можно задать вопрос? – Нарисуйте «мостик» между словами и напиши вопрос над ним. – Запишем второе предложение. Прочитайте его. – С какого вопроса нам необходимо начать? – Найди в предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? Или что? – Какой вопрос мы можем задать от него? – Нарисуй «мостик» между словами и напиши вопрос над ним. – Какой еще можно задать вопрос? – Нарисуй «мостик» между словами и напиши вопрос над ним – Молодцы! Мы справились с этими заданиями и нас впустят в город Словомир. | – Прочитай предложения. Составь схемы. Поставь вопросы к словам в таком порядке: сначала кто? Или что?, затем – что делает и какой? Какие? – Старые часы тикают. – Кто? Или Что? – Часы – Что делают? Тикают. Рисует мостик между словами и пишет вопрос – Часы (какие?). Старые Рисует мостик между словами и пишет вопрос. – Лесной ручей журчит. – Кто? Или Что? – Ручей. – Что делает? Журчит. Рисует мостик между словами и пишет вопрос. – Ручей (какой?). Лесной. Рисует мостик между словами и пишет вопрос. |
6.Физкультминутка (Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.) | Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом наоборот Будет вправо поворот Раз - хлопок, Два - хлопок, Повернись еще разок! Раз, два, три, четыре! Плечи выше, руки шире! Опускаем руки вниз! И за парты вновь садись! | |
7. Закрепление изученного материала ( Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.) | – Ребята, предлагаю выполнить задание, прочитайте про себя упр 94. – Рассмотрите картинку из упр 93. Кто что делает? Составьте и запишите предложения к картинке по схемам. Коллективная работа у доски по 1-3 предложениям. | |
8. Подведение итогов урока. (Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.) | – И так, ребята, чему мы сегодня научились? – С помощью чего мы это делали? – Какие вопросы мы сегодня задавали при установке связи между слов? – Ребята, какой вывод мы можем сделать о связи слов в предложении? | – Устанавливать связь между слов в предложении. – С помощью специальных вопросов – Кто?, что?, что делал? Что сделал?, что сделает?, какое?, какая? Какие? – В предложении все слова связаны между собой. |
9. Рефлексия (Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми при работе в парах, в группах.) | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Высказывают свое мнение. |
10. Домашнее задание | Стр. 71, упр. 73 | |
(https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_sviaz_slov_v_priedlozhienii) 20.12.2018