2. Развивать умения употреблять глаголы в речи; развивать монологическую речь.
4. Осуществлять межпредметную связь с литературным чтением, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством.
1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной детальности.
1. Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Развивать учебные умения для решения для решения различных коммуникативных задач.
3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
1.Закрепить умение определять спряжение у глаголов.
2. Закрепить умение писать безударные личные окончания у глаголов.
3. Закрепить умение выполнять морфологический разбор глагола
1. Текст «Как лук без земли вырастить» (15 шт.),
2. Фразеологические сочетания (15 шт.),
3. Карточки с текстами о весне (15 шт.),
С.И. Ожегов. Толковый словарь,
В.И. Даль. Толковый словарь.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) | Методы обучения, КРР |
1.Мотивация к учебной деятельности | -Приветствует детей. Я рада видеть каждого из вас И пусть весна к нам в окна дышит, Нам будет здесь уютно, весь наш класс Друг друга любит, чувствует и дышит. -Что вы заметили? - Какова тема нашего урока? Глагол. - Знакомо ли Вам понятие глагол? -Что вы знаете о глаголе? - Историческая справка: «Откуда слово глагол» (Приложение 2) - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | - Приветствуют учителя. - Отвечают на вопросы. | ЛУУД.: принятие и освоение социальной роли обучающегося | Беседа |
2. Актуализация опорных знаний | Чистописание (слайд) 1.Идти, кричал, отвечать, болеет, накормит, мести, стеречь - Назовите одним словом. -Разбейте глаголы на 4 группы: ( 1 – Идти, отвечать, мести, стеречь – н.ф. 2 – Кричал – прош.вр. 3 – Накормит – буд.вр. 4 – Болеет – наст.вр.) 2.- Определите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. 1 б. находится в глаголе наст.вр., где обозначает 2 звука (е) 2 б. в глаголе прош.вр. обозначает ударный гласный звук. (а) 3 б. гласный в корне глагола буд.вр. (о) - Запишите цепочку из данных букв. Составьте закономерность, продолжите, записав ее до конца. е а о а о е о е а о а е а е о е о а 3.- Прочитайте пословицу, почему так говорят? Люби не только брать, но и отдавать. - Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Почему вы так считаете? Какие орфограммы встретились в словах? Выделите их. 4. Словарно-орфографическая работа. _- Сейчас мы с вами вспомним слова с непроверяемыми безударными гласными. Запишите их в тетрадь, выделив орфограмму.( 1 уч. у доски,разгадывает кроссворд) От того правильно ли вы запишете слова,зависит новое слово, с которым мы познакомимся. (хлебороб) (слайд ) 5. Работа с текстом стихотворения (слайд) - А сейчас вы напишите в тетрадях стих. Я.Акима «Хлеб» о нелегком труде хлебороба, указав спряжение глаголов. Микроитог - Что вам помогло определить спряжение глагола? | - По слайдам презентации пишут глаголы по группам. Определяют буквы на минутку чистописания. Чтение пословицы, запись в тетрадь, работа над смыслом. Запись словарных слов разгадывание кроссворда. Взаимопроверка | ПУУД: поиск и выделение необходимой информации КУУД: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции; КУУД: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции | Беседа Устный опрос Объяснение Сам.раб. Беседа |
3. Организация познавательной деятельности 3.1.Целеполагание Физкультминутка | 1.Сценка - Я расскажу вам случай из жизни. Два мальчика спортсмена шли с тренировки и разговаривали: - В этом году на краевых соревнованиях я обязательно побелю… нет побежу… - Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить. - А как сказать правильно? -Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч. (слайд) - Однако ситуация не безвыходная. Как можно сказать иначе? (Одержать победу) - Попробуйте составить предложение, раскрывая скобки Я (дерзить) учителю. (я грубо разговариваю с учителем) 2.- Прочитайте высказывание А.Югова о глаголе (слайд) Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. -Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Сформулируйте тему урока. - Попробуйте определить цель урока (на экране выведена цель урока). - Что означает слово глагол? (Из словаря В.И.Даля «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние) 3. Работа по карточкам «Как лук без земли вырастить»( - Спишите, употребив нужные приставки. - На уроках окружающего мира мы проводим практические работы , работали над проектом по выращиванию растений. Сейчас мы закончим составление технологических карт по выращиванию лука без земли. (Проверка) - А для чего нужно образовывать глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Чтобы точно выражать свои мысли, правильно употребляя глаголы в речи) Я буду называть глаголы, а вы будете выполнять действие наоборот. Вывод. Чем отличались глаголы от ваших действий? (Частицей не) Какое правило вы знаете? | - Обобщение изученного по теме «Глагол» - Цель: развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов | ПУУД: готовность к восприятию нового учебного материала. | Постановка системы перспектив Беседа Беседа |
3.2. Обобщение затруднений во внешней речи | – Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы? – Действительно, они всю работу взяли на себя. - Ученые подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются (Слайд) ( Мочь,сказать, говорить, знать,стать,видеть) - Какие части слова участвуют в образовании слов? -Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов. Проверка - Я попросила повести исследование, сколько слов можно образовать от слова говорить. По словарю Ожегова около 100 слов _Выберите 3 глагола и образуйте временные формы. -Сколько временных форм может быть у глаголов? От чего это зависит?. (От вопроса глагола в н.ф.) | - Наша речь не будет выражать действия. Выполняют задание, выделяя окончания и записывая слова Работают со словарем | ПУУД: постановка и формулирование проблемы | Метод создания ситуаций творческого поиска Работа в группах |
3.3.Самостоятель ная работа | 1.Обратите внимание на карточки. - Прочитайте про себя задание. - Объясните значение словосочетаний "болтать языком", "болтать ногами" - В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком – молчать) - Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы (Задание по группам – 3 группы) Вставлять палки в колёса. Обвести вокруг пальца. Клевать носом. Ловить ворон. Зарубить на носу. Куры не клюют. - Проверка по эталону. - Самостоятельно оцените свою работу. - Зачем нужно знать фразеологические обороты? 2. – Что такое синонимы? Для чего они нужны? (карточки) Зябн... осинка, Дрож.. на ветру, Стын..на солнышке, Мерзн.. в жару. - Назовите глаголы-синонимы. - Что общего можем определить в синонимах? (вр.,л.,ч.) - Назовите лишнее? Спишите, расставив знаки препинания. Взаимопроверка | - Читают задание - Самостоятельно выполняют . -Оценивают задание. | ЛУУД: установление связи между целью и результатом учебной деятельности; | Метод проверки по эталону. Самооценивание Взаимопрверка |
3.4. Повторение и включение в систему знаний | -Творческое задание. - К нам в окошко заглянула весна. Художники, писатели, поэты, композиторы воспевали в своих произведениях это время года. Давайте рассмотрим несколько репродукций картин художников о весне. - А теперь давайте попробуем написать мини-сочинение о весне. Кому это задание показалось трудным, на столах карточки с небольшими рассказами о весне, выполните задание в тетрадях. (Звучит музыка) -Теперь по желанию прочитайте свой текст. | - Составляют текст-рассуждение самостоятельно, читают по желанию. | ПУУД.: структурирование знаний. | Творческое задание |
4. Рефлексия учебной деятельности | Анкета. 1 Фамилия ____________________ 2. Глагол обозначает: (обведи кружком номер ответа) а) признак б) предмет в) действие г) состояние 3. Что называется спряжением глагола: а) изменение по падежам б) изменение по родам и числам в) изменение по лицам и числам 4. Сколько спряжений у глагола? а) одно б) три в) два 5. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся: а) к I спряжению б) ко II спряжению 6. Запишите ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола? Чтобы _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - О какой части речи мы сегодня говорили? - Какую роль глаголы играют в нашей жизни? - Какое задание было наиболее интересным? - Закончите предложение: Я могу похвалить себя за… - Мне еще нужно повторить… - Открываем дневники и записываем домашнее задание (по выбору) 1) упражнение 247. 2) составить свой текст о человеке какой-либо профессии. | - О глаголе. - Глаголы обозначают действие и поэтому обладают огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. - Составление текста – повествования. - На уроке я…. - Записываю домашнее задание. | ЛУУД: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Беседа Самооценка. |