Тема «Дифференциация звуков [С - З]».
Тип занятия: индивидуальное логопедическое занятие (20 минут).
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.
Цель: Дифференциация звуков [С - З] в словах и предложениях на материале темы «Прогулка в зимний лес»
• учить дифференцировать звуки [С] и [З] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах, словах и словосочетаниях;.
• развитие внимания, логического мышления, памяти.
• формировать любовь к природе, животным.
• развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией,
- давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные/согласные звуки, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
- получит возможность научиться подбирать прилагательные к существительным.
Метапредметные: формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер; предметные картинки, карточки с заданиями.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Приветствие учеников. - Здравствуйте! - Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | - Здравствуйте, | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
2.Артикуляционная гимнастика | Проведение артикуляционной гимнастики, контроль за правильностью выполнения упражнений. Начинаем нашу зарядку: - Заборчик Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы. -Блинчик Испекли блинов немножко, Остудили на окошке, Есть их будем со сметанной, Пригласим к обеду маму. -Остудим блинчик Испекли блинов немножко, Остудили на окошке, Есть их будем со сметанной, Пригласим к обеду маму. -Горка Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются. Бока кверху поднимаются. -Месим тесто Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем, После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. -Чистим зубы Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они. | За столом перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения: Выполняет артикуляционные упражнения | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности. |
3. Сообщение темы занятия | -Послушай и угадай мои загадки; Зимой он беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А сам всех боится. -Молодец! Это заяц, давайте прохлопаем за-яц. (На доску вывешивается картинка зайца). Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Это зверь лесной … Молодец! Это лиса, давайте прохлопаем ли-са. (Вывешивается картинка лисы на доску). -Какой звук в начале слова заяц? -А какой третий звук в слове лиса? -Какие звуки мы сегодня будем сравнивать? – Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [с] и [з] | Это заяц Лиса Звук [З] Звук [С] Мы сегодня будем сравнивать звуки [С]и [З]. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. Характеристика звуков | Произнесем звук [с] чисто и правильно. Губы – «улыбаются». Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком». Язык – кончик упирается в передние зубы. Голосовые сладки – не работают. Воздушная струя – холодная. А что вы знаете про звук [С]? Теперь произнесем звук [З]. Губы-немного растянуты. Зубы-сближены. Язык-упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки-работают. А что вы знаете про звук [З] -Чем похожи звуки [С - З]? - Чем отличаются звуки [С - З]? | Повторяет движения Звук [С] – согласный, глухой, твердый. Повторяют движение Звук [З] – согласный, звонкий, твердый. Оба звука согласные и твердые. Звук [С]-глухой, звук [З]-звонкий. | Познавательные: извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств для решения задач. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
5. Развитие фонематических процессов | - Ребята, наши герои не просто к нам пришли, они принесли телеграмму. «Здравствуйте, дорогой друг! Я хочу пригласить тебя на прогулку в зимний лес. И по такому замечательному поводу, я приготовила тебе сюрприз. Ты сможешь его найти, если пройдешь все испытания. Выполнив задания, ты должен собрать картинку. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив их, ты узнаешь дорогу к волшебному ларцу. (Зима) Задание 1 Морозы, следы, воздух, снег, сугроб, узор. -Я буду читать слова, если услышишь звук З - покажи, как зайчик поднял ушки, если со звук С-зайчик ушки опустил. | Выполняет задание. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: извлечение необходимой информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности. |
6. Дифференциация звуков в словах | Задание 2 Пока мы играли, наши звуки С и З превратились в буквы эС и Зэ. - Но снежинки упали на слова, и закрыли их. Нужно догадаться, какую букву спрятала снежинка ( эС или Зэ), и написать ее. Моро*ы, *леды, во*дух, *нег, *угроб, у*ор. проверь себя (на слайде слова) | Выполняет задание. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Задание 3 Игра «Добавь слог» Я буду произносить начала слов, а ты добавь –са или -за Ки… Ва… Ли… Ко… Колба… | Выполняет задание. | Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7. Физминутка | Вышел зайчик погулять Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать . Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. Замер зайчик средь травы А теперь замрем и мы! | (Ходьба на месте.) (Прыжки на месте.) (Ходьба на месте.) (ученик садятся.) | Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
8. Звуковой анализ слов | Задание 4 -Тебе нужно подобрать к звуковой схеме соответствующую картинку | Выполняет задание. | Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение слушать собеседника, развивать навыки сотрудничества с о взрослыми в разлных социальных ситуациях. |
9. Дифференциация звуков в словосочетаниях | Задание 5 Сейчас мы будем учиться составлять словосочетания с картинками из домика. Слон какой? Собака какая? Зубр какой? Коза какая? Барсук какой? Носорог какой? Заяц какой? - Чему учились, выполняя задание? | Красивый слон Пушистая собака Сильный зубр Белая коза Маленький барсук Большой носорог Трусливый заяц | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи. |
10. Дифференциация в предложениях. | Задание 6 - Закончи предложения, выбрав подходящее слово. (Работа выполняется устно.) Карточки: №1. Дети ели вкусный … . У Зины разболелся … . (зуб, суп) №2. У Зои русая … . В сад забрела … . (коса, коза) №3. Помидоры надо … рассолом. Надо … на зиму капусту. (солить, залить) №4. У больного красный … . Начался весенний … . (сев, зев) | №1. Дети ели вкусный суп . У Зины разболелся зуб . №2. У Зои русая коса . В сад забрела коза №3. Помидоры надо залить рассолом. Надо солить на зиму капусту. №4. У больного красный зев . Начался весенний сев. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
11. Рефлексия деятельности. | -С какими звуками мы сегодня работали? -Чем похожи звуки [С- З]? -Чем отличаются звуки [С - З]? - Какое задание было самым сложным? - Какое задание понравилось больше всего? - Спасибо за урок. До свидания! | Мы сегодня работали со звуками [С - З]. Оба звука согласные, твердые Звук [С]-глухой, звук [З]-звонкий. Ответ ученика До свидания! | Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |