I. Организационный этап Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Слайд 1 В стране родного языка - Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. | Настраиваются на начало урока.
| | Регулятивные: -нацелить на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, -проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. |
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. | - Слайд 2 - Откройте тетради, запишите число, классная работа. На минутке чистописания мы пропишем сегодня сочетание - оро -. - Послушайте загадку: Птица в городе живет Не поет, но гнезда вьет. Не мала, но не огромна. Да, криклива! Кто? (ворона) -Запишите новое словарное слово. Слайд 3 - Какое знакомое сочетание встретилось в новом словарном слове? - оро- - В названиях каких птиц, знакомых нам, есть такое же сочетание? Слайд 4
| Делают записи в тетрадях.
Читают. Отвечают на вопросы.
| | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Ребята, у каждого из нас есть семья: у людей, у животных, птиц. - А что такое семья? - Это родные, родственники. - Значит и нашей вороны есть родственник – это ее птенец. Подберите родственное слово к слову ворона. - вороненок - А если речь идет о принадлежности к этой птице - ее глаз или ее птенец или их гам – шум, то какое родственное слово можно подобрать? - вороний - Давайте запишем рядом эти родственные слова. Слайд 5 - Выделите корень. – ворон- - Ребята, посмотрите, к нам идет еще одна семья родственников. Вы кто такие? ( сценка) Слайд 6 - Ребята, а как думаете вы – это действительно родственники? - А кто такие родственники? - родные друг другу. - Являются эти слова родственными, ведь у них есть общая одинаковая часть? - нет. - Значит, слова должны иметь не только общую часть, но и быть близкими по смыслу. Слайд 7 - Запишите эти слова на следующей строчке, выделите корень: -гус-. - Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? - да. - Подумайте, так как же еще по-другому можно назвать родственные слова с одним и тем же корнем? - Однокоренные слова. Слайд 8 - Правильно. Эта тема нашего урока. - Какую цель поставим на урок? (Корректирует поставленную детьми цель) |
Сценка
Формулируют тему и цель урока.
| Называют способы распознавания однокоренных слов. | Регулятивные определяют цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при распознавании однокоренных слов и слов с похожим корнем |
IV. Первичное закрепление
| -Сейчас мы будем работать в тетрадях. - Уч.с.95 упр.1 Слайд 9 - Откройте учебники. Запишите упр.1. Прочитайте задание. - Давайте вспомним два условия подбора однокоренных слов, вам поможет карточка-помощница, которая лежит у вас на парте. Слайд 10 - Слова близкие по смыслу и иметь одинаковый корень. Слайд 11 - Выполняя это упражнение, я вам предлагаю поиграть: одновременно в 3 домика приехали родственники (для нас это родственные – однокоренные слова). - Но будьте внимательны, лишних - не заселяйте: - изменение формы слова - слова, у которых нет сходства в значении. - Работать будете по рядам:
1 ряд - -гор- 2 ряд - -нос- 3 ряд - -ран- - Запишите однокоренные слова в тетрадь. - Проверяем. - Прикрепляют однокоренные слова к доске. ( 1 ученик с каждого ряда на оценку). Слайд 12 - Какие слова не написали? Почему?
Физкультминутка
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Лес — лесник, река —ручей, стена — потолок, кот — котик, сад — садовый, дом — домашний, дом — дым, поле — полюшко, гриб — грибной, обед — стол, стол- столик, ручка – ручки.
|
Выполняют задания по рядам.
Проверка.
Прикрепляют однокоренные слова к доске. ( 1 ученик с каждого ряда на оценку). |
Структурируют знания при работе над лексическим значением слова Устанавливают причинно-следственные связи и строят логические цепи рассуждений при распознавании однокоренных слов и слов с похожим корнем. | Коммуникативные: Осуществляют учебное сотрудничество при взаимодействии с учителем и одноклассниками при работе в группах
|
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Слайд 13 - Работа в тетрадях: Уч. с. 96 упр.5 Слайд 14 - ( читаю сама, читают дети в учебниках) Слайд 15 - У вас на партах лежат разные сигнальные карточки. (поясняю)
- Запишите слова в тетрадь, выполните задания. - ( вызываю 3 учеников, проверяем) Слайд 16
|
Дифференцированная работа в тетрадях.
Проверка: по одному ученику на оценку (с комментированием). | Анализируют, классифицируют слова. | Коммуникативные: осознанно выполняют правила учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками при дифференцированной работе.
Личностные: проявляют устойчивый познавательный интерес к русскому языку при определении лексического значения корня и общего значения однокоренных слов. |
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) | -Вспомним тему нашего урока. Слайд 18
- Давайте создадим «Цветок своего настроения». Слайд 19
Слайд 20 | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование. |