Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок проводится при закреплении темы «Прилагательные»
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Формирование универсальных учебных действий каждого этапа |
I этап. Самоопределение деятельности. Цель – активизация учащихся. | Формулируют правила поведения на уроке. | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. | -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке гости, который пришли посмотреть, чему вы научились в школе за 3 года , давайте их поприветствуем. -Садитесь. Проверьте вашу готовность к уроку! Вам понадобится учебник, тетрадь тпо, тонкая рабочая тетрадь, пенал и дневник. -Как ваше настроение в начале урока? (смайл) -Какие вы знаете правила на уроке? Давайте вспомним: -Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно, на уроках не болтай и пятерки получай! - Не бойся ошибиться – ведь ты пришёл учиться, Не унывай, не мучайся – ведь на ошибках учатся! Поднимите руку, кто эти правила соблюдает! | Личностные УУД Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке |
II этап . Актуализация знаний и фиксация затруднения Цель: обобщить и закрепить знания уч-ся | Образуют пары слов и делят их на группы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует фронтальную работу, учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации. | -Давайте вспомним слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы продолжаем на наших уроках совершенствовать навык пользования языка. -Вспомним, как вы должны сидеть за партой?(соблюдать правильную позу при письме; правильно держать ручку, карандаш. тетрадь) -Откройте тетради. Запишите число. Тринадцатое мая. Классная работа. Минутка каллиграфии. – Задание. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. - На прямую палочку Справа села галочка Там поныне и сидит - Буковкой на нас глядит.(к) Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Кк». Пальчиковая гимнастика. В тетради:Кк Кк Кк Словарная работа. –Какие словарные слова с буквой «к» вы знаете? Запишите! -Кто скажет: Для чего мы с вами каждый раз в начале урока записываем словарные слова, стараемся запомнить их? ( Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам, поэтому их необходимо запомнить) -Запишите те словарные слова, которые вы услышите в стихотворении: не забудьте поставить ударение, подчеркнуть ту букву, которую необходимо запомнить. Представьте, что у нас уже наступили каникулы и отправляемся в путешествие. Отзвенел у нас звонок, Отдыхать пришел нам срок. Мы от школьного порога Отправляемся в дорогу. Путь наш на восток лежал. Мы приходим на вокзал. И садимся в поезд длинный, Едем вместе в край мы дивный. -Сколько словарных слов вы услышали? Запишите их! | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий; умение обобщать и классифицировать по признакам Мы ладошки потрясем, Каждый пальчик разомнем, 12345 Мы начнем опять писать. Чтоб красиво написать, надо пальчики размять, 12345 За письмо получим пять! |
III этап. Постановка учебной задачи Цель:мотивировать школьников на изучение новых правил русского языка. | Работают с информацией, представленной в учебнике. Участвуют в обсуждении представленного задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует работу по определению темы урока, постановке цели и задач урока. | Работа НА доске. -- Ребята, выполните задание. -Прочитайте слова. Скажите, что вы можете сказать об этих словах? Забавный, широкий, заячий, хороший, сиреневый, сосновый, папин. - Кто знает, что такое прилагательные? -Мы работали на уроках с ними? Вы с ними знакомы? - На какие вопросы отвечают прилагательные? -Что они обозначают? Чем являются в предложении? Как образуются? Какие виды прилагательных вы знаете? Какие правила вы учили? Есть ли исключения из правил? Красив, богат, глуха, молода, низко, стройно, удачливы -А что это за слова в другой группе? Вы с ними знакомы? -Мы с ними работали на уроках русского языка? Как они называются? Все ли прилагательные могут иметь краткую форму? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте определим тему нашего урока! -Какова будет наша цель на уроке? - Какие задачи нам перед собой необходимо поставить, чтобы добиться поставленной и закрепить полученные на предыдущих уроках знания? Выяснить:1)что такое краткие прилагательные и чем они отличаются от полных прилагательных; 2)второе, являются ли краткие прилагательные только качественными или они могут быть разными, т.е.притяжательными или относительными; 3) для чего нужны слова –краткие прилагательные, правильно ли мы их употребляем в речи, а так же как нам не ошибиться в определении рода, числа и падежа прилагательных. | Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке и решать поставленные задачи. |
IV этап. Открытие нового. Цель: учить выделять главное | Анализируют ситуацию. Участвуют в работе по сопоставлениюпонятий. Под руководством учителя делают вывод. | Включает учащихся в работу . Организует работу по введению понятия: подводит к выводу. Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работ. | 1.Работа по учебнику стр155- прочитай пары слов и составь правило написания прилагателных, оканчивающихся на щипящий. Устно выполни задание упр 4 на стр 156. Прочитай и выучи правило на стр 156 -Для чего , скажите мне пожалуйста, нам нужны краткие прилагательные?(Они делают нашу речь богаче, выразительней, занимательнее; придают особую остроту, эмоциональность) -Скажите, Вы используете их в своей речи? -Какой –то есть словарь русского языка, который поможет нам правильно образовать такую форму? (Академический словарь кратких форм прилагательных) - Ребята, а где мы можем встретить краткие прилагательные? ( В сказках. В названиях произведений художественной литературы.и т.д) ФИЗМИНУТКА Потрудились - отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот, Руки вниз мы опустили, Всем улыбки подарили. И потихонечку сели на свои места! | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Умение сравнивать и делать выводы. Регулятивные УУД Уметь работать по составленному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
V этап. Первичное закрепение с проговариванием во внешней речи Цель — научить находить и образовывать краткую форму по признакам | Участвуют в обсуждении аргументируют свою точку зрения. Строят высказывание по плану. | Включает учащихся в групповую работу. Организует комфортные условия во время ответов учащихся, оказывает индивидуальную помощь. | Работа с наглядным и игровым материалом. Игра «Доскажи словечко» я говорю полную форму прилагательного, а вы краткую: Скажу я слово ВЫСОКИЙ, А ты ответишь:…высок Скажу я слово ДАЛЕКИЙ А ты ответишь:…далек Скажу я слово ШИРОКИЙ А ты ответишь:… Скажу я слово УЗКИЙ, И скажешь ты… Скажу тебе я слово ВЕСЕЛЫЙ Ответишь ты…Теперь ЛЮБЛЮ тебе скажу, Ну, отвечай:… Разноуровневые задания : Работа в группах: 1)Задание: соедините полную и краткую формы прилагательных; запишите в тетрадь: стр155 упр 2(+карточка); 2)стр 155 упр 1 найдите правильное окончание для каждого предложения и запишите; 3)задание: вспомните правило и подберите к прилагательным краткую форму, подчеркните их 4)образуйте краткую форму прилагательных, запишите. | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: формировать умение находить и образовывать краткую форму прилагательных | Устанавливают соответствие. Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует парную работу. Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь | 1.Работа в тетрадях (работа в парах) - задание: запишите пословицы и поговорки, Имена прилагательные, данные в скобках, записывай в краткой форме(стр 156 упр 3) Карточка для доп.работы:Знай больше, а говори меньше. Думай медленно, работай быстро.(найди краткие прилагательные и подчеркни их) 2.Выполняем задание самостоятельно - ТПО стр 52упр 2 | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
VII. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности | - Какую цель и задачи поставили мы перед собой на уроке? – Как вы думаете, мы достигли её?- Дополните предложения: Я узнал …я научился …На уроке мне было … я понял (а), что такое краткие прилагательные и смогу помочь разобраться в этом вопросе своему товарищу, однокласснику,ничего не понял (а), мне надо ещё разобраться в этом вопросе -Какое настроение у вас в конце урока?(смайл) -Оцените свою деятельность на уроке с помощью символов: (зеленый круг- отлично, желтый квадрат – хорошо, красный треугольник – удовлетворительно) - Если вам было интересно и легко работать на уроке, на обратной стороне нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку. - Записываем д/з стр156, упр 4,5 тпо с53 | Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |