1.2 Целевая основа деятельности. Запишите с доски число, классная работа. -Какая буква в алфавите стоит между О и Р? Пропишите всю строчку заглавную букву П. - Отгадайте загадки: Лежит-молчит, Подойдёшь -заворчит. Кто к хозяину идёт, Она знать даёт. Верещунья белобока, А зовут её... -Ребята, это слова с непроверяемым написанием, нам нужно запомнить как они пишутся. Запишите эти слова через запятую, подчеркните орфограммы. | Записывают в тетрадь число, классная работа. Дети отвечают на вопрос. Прописывают заглавную букву П в тетрадях. Собака. Сорока. Записывают, подчеркивают. | Личностные: - проявлять внимание; -знание основных моральных норм - развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству. Познавательные: Осуществление анализа, синтеза, сравнения |
2.1 Планирование деятельности. - Тему урока вы узнаете, выполнив задание: расставьте карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. Работа в парах. - Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет? Что мы уже знаем об ударении? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Давайте поставим цель (закрепить имеющиеся знания об ударении) - Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? 1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль 2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах) 3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится). Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. Что такое ударение? Какой слог называется ударным, безударным? На какой звук может падать ударение? На какой слог может падать ударение? В каких словах ударение не ставится? - Вы помните мультфильм про «Оха» и «Аха». У персонажа с именем «Ах» все дела свершались с улыбкой, «на ура», он никогда не боялся трудностей и тяжѐлой работы. А «Ох» только и делал, что охал и хныкал, поэтому у него ничего не получалось. - Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы. - Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике). - А какой путь выберем мы? Физминутка. | Составляют слово "ударение" Встречались. Тема урока: Ударение. Дети формулируют тему урока, ставят цель и составляют алгоритм урока. | Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, формирование умения внутригруппового взаимодействия Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование путей решения Познавательные : развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
3.1 Закрепление нового знания. - Прочтите слова на доске: дерево, альбом, банты. Расставьте в них ударение. А если трудно, то где мы можем узнать, какой вариант правильный? Есть специальный словарь – орфоэпический. Откройте учебник, посмотрите этот словарь. Работа в группах . На столах лежат карточки, расставьте ударение. (Корабль, заяц, цветы) -Оцените себя, покажите светофор (зелёный - справился, красный - нет). -Прислушайтесь к тому, как мы произносим ударный слог. Попробуем дать определение - ударный слог – это слог, который произносится с большей силой. - Что такое безударный слог? Так что же такое ударение? - Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой. Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой. -Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? | Читают слова на слайде. Расставляют ударение, проговаривают. В словаре. Рассматривают словарь, правильно ставят ударение в слове торты. Работают в группах. Оценивают себя. Его мы произносим с большей силой и длительностью. Это слог, который произносится с меньшей силой. Выделение в речи одного из слогов слова. Да. | Регулятивные: - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; |
3.2.Применение новых знаний в новой ситуации. Самостоятельная работа с учебником. Упр.5 стр. 41. -Записать слова. Обозначить в них ударение с помощью орфоэпического словаря. Проверка работы в парах, взаимопроверка с эталоном. Пальчиковая гимнастика На двери висит замок (руки в замке) Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимаем) Потянули, Покрутили, Постучали (ладошками), И открыли! Работа с учебником. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки. Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка. (и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков. - Проверьте задание, оцените себя. - Что вы заметили, выполняя это задание? Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук. - Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? Тогда отправляемся с нашим героем по имени «Ах» дальше. - Ребята, нам передали конверт, на нем изображение героя «Ах». - Как вы думаете, что там? -Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны подобрать слово с доски и записать его в тетрадь, поставить ударение: мама, молоток, велосипед - Ребята, кто из вас догадался, что нам хотел сказать «Ах», какой вывод мы должны сделать? Оцените свою работу. Третий вывод: ударение может падать на любой слог. Ребята, помог ли нам «Ах» ответить на следующий вопрос урока? | Самостоятельная работа с учебником. Записывают слова, ставят ударение. Высказываются. Оценивают себя. Один учение читает слова, другой записывает ударную букву на обратной стороне доски, остальные в тетради. Показывают светофор. Ударение падает на гласный звук Да. Наверное, он нам приготовил интересное задание. Записывают, ставят ударение. Ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый. Да | Регулятивные: - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. Личностные: формировать способность к сохранению своего здоровья через добросовестное выполнение упражнения. Коммуникативные: формирование навыка внутригруппового взаимодействия Коммуникативные : допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач. |
3.3.Применение знаний и умений для решения учебных задач, выполнение творческих заданий. Самостоятельная работа. -У вас на столах лежат листочки. Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. Груша, вишня, слива, берёза Дача, кот, домик, крыша - Какое слово лишнее в первой строчке? -А во второй ? -Что вы можете сказать про эти слова? Сделайте четвертый вывод. Мы ответили на следующий вопрос? (да). | Выполняют самостоятельную работу. Береза. Кот. В этих словах ударение не ставится. На письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям; |
4.1 Рефлексия результатов и способов деятельности. -Давайте подведем итог. -Какая тема урока? Какую ставили цель? Достигли ли мы цели? Какие задачи помогли достичь цели? Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да) Кто нас вѐл в страну знаний – Ох или Ах. - Кому было интересно на уроке – поднимите картинку с изображением Аха, а кому не очень - изображение Оха. | Называют тему, цель, повторяют задачи. Высказываются об уроке. | Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действий. - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль |