Тема | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) |
Педагогические цели | Формировать умения применять правило написания разделительного ь в словах; создать условия для формирования умения осуществлять перенос слов с разделительным ь, способствовать развитию речи. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Определяют место орфограммы «Разделительный мягкий знак в словах»; пишут слова с разделительным мягким знаком; переносят слова с разделительным мягким знаком. Владеют умением проверять написанное. |
Личностные результаты | Знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости |
Основное содержание темы, понятия и термины | Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным ь. Правило написания разделительного ь в словах. Правила переноса слов с разделительным ь. |
Образовательные ресурсы | Орфограммы «Разделительный мягкий знак», «Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласного» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. - Какое у вас настроение? – Посмотрите в окошко. - Какой сегодня день? Опишите одним словом. - Если бы на улице был снег, порывистый ветер. Как мы называем такую погоду? (НЕНАСТЬЕ) - Никакие капризы погоды не испортят нам настроения – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | -В чём особенность слова НЕНАСТЬЕ? - Какую функцию в слове выполняет мягкий знак? Докажите. схема Согл Ь глас-Е,Ё,Ю,Я,И тье тьё тью тья тьи | Выполняют письмо по образцу | Знают орфограммы, правильно их применяют и объясняют. Составляют кластер в парах на большом листе. Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III.. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Подводит к теме и цели урока - Что обозначают эти буквосочетания? - Кто может назвать тему нашего урока? -Что будем делать сегодня на уроке? Работать на уроке будем по алгоритму: 1 . Вспоминать правило. 2. Различать слова с разделительным ь и ь - показателем мягкости. 3. Писать слова с разделительным ь. 4. Определять место нахождения ь в словах. 5.Определять количество букв и звуков в словах. 6. Переносить слова с разделительным ь. | Организация работы по формированию учениками темы и цели урока. | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Проверь себя | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте. Выберите и запишите слова, с разделительным ь | Индивидуальная работа у доски и на месте. ружьё крылья ульи медведь день бинокль перья листья бельё лень сентябрь пень воробьи Илья соловьи дождь обезьяна друзья полозья вьюга обезьяна | Различают слова с разделительным ь, с ь – показателем мягкости согласного звука. Соотносят звуки и буквы. Подбирают синонимы к слову вьюга. Уточнение лексического значения слова (полозья). Работа со словарными словами. | Письмо |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | - Почитайте слова, которые расположены на стенах. Здоровье, метель, веселье, раздолье (простор),счастье, семья - Найдите лишнее слово? Обьясните. - К какой теме относятся эти слова? «Зима» - На чём любите кататься зимой? *** Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. (Дети изображают ходьбу на лыжах.) А потом – на коньках. (Изображают бег на коньках.) Но упали мы. Ах! (Приседают.) А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.) А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.) А потом без сил упали. (Приседают.) И домой мы побежали. (Бегут на месте.) | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
| | | | | |
Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие речи. Работа со стихо-творением О. Дриз. Орфо-граммы в тексте (упр. 64) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте выразительно. – Прочитайте строки, в которых выражена главная мысль стихотворения. – Объясните написание выделенных орфограмм. – Выпишите слова с разделительным ь | Выразительно читают стихотворение, зачитывают строки с главной мыслью. Объясняют написание выделенных орфограмм. – Счастье, ненастье | Находят в тексте строки, раскрывающие главную мысль стихотворения. Знают и умеют применять и объяснять изученные орфограммы. Распознают в тексте слова с разделительным ь, записывают их. (Счастье, ненастье). Взаимопроверка | Работа с текстом, беседа по вопросам, письмо |
2. Объяснение орфограмм. Лексическое значение слова (шалунья) | Групповая. Словесный, практический, проблемный. Чтение, беседа, письмо | -Вспомним правило работы в группах. – Запишите слова в 3 группы в зависимости от правил письма, разделяя их для переноса | Три группы слов: 1. ь – в середине слова 2. ь – в конце слова 3. . ь – разделительный. | Устанавливают причинно-следственные связи. Определяют критерии деления слов на группы. Знают орфограммы, правильно их применяют и объясняют. Группируют слова. Применяют правило переноса слов с ь | Беседа по вопросам, упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VIII. Домашнее задание. Письмо под диктовку (упр. 63) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |