Актуализация знаний | -Ребята, прочитайте цитату на доске и попробуйте её объяснить. «Моя заветная мечта - сказать десятком предложений то, на что другим требуется целая книга» - Верно, очень важно уметь правильно и насыщенно передать суть, чтобы не приходилось объяснять в 300-тах страницах. К этой мысли мы еще вернемся в конце занятия. -Ребята, цитата, что мы проанализировали состоит из предложений, а предложения из слов. Как мы называем кого-то, кто стоит во главе? -Правильно, а те, кто стоят на втором плане (на второй ступени). -Верно! Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь? -Какова тема? (Не забудьте связать то, о чем мы сейчас сказали с предложением). -Молодцы! Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения. -Какую мы с вами поставим цель? -Прекрасно! Цель нашего урока: познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. | -Нужно уметь сокращать свою речь, но еще и передать смысл. -Главный -Второстепенные. -Главные и второстепенные члены предложения. -Узнать какие члены предложения называются второстепенными, а какие главными. | Коммуникативные: -высказывать суждения по результатам сравнения; -аргументировать свое мнение. Регулятивные: -выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. |
Изучение нового материала. | -Откройте учебник на 26-ой странице. Прочитайте упражнение 37. -Упр. 37. Прочитайте. Выйдите к доске и расставьте границы предложений горизонтальными линиями, а также знаки препинания. |Барсук готовит на зиму постель.| |Он толкает в нору ворох осенних листьев, вдруг глухой стук заставил барсука вздрогнуть.| |Что это?| |Это упал с дуба спелый желудь.| -Объясните, какие знаки препинания вы употребили в конце каждого предложения. -Прочитайте этот текст с нужной интонацией, обращайте внимание на знаки препинания, стоящие в предложении. -Сейчас мы будем работать в парах, давайте вспомним правила работы в парах. -Молодцы! -Упражнение 38. Прочитайте в парах схему членов предложений. 1 вариант рассказывает 2 варианту про главные члены предложения, а 2 вариант рассказывает 1 про второстепенные. Потом кто-то с 1 и 2 варианта расскажут всему классу схему. -И так, что вы можете сказать про главные члены предложения? -Какие они бывают? -Что обозначают? -На какие вопросы отвечают? -Теперь поговорим про второстепенные члены предложения. -Какова их роль? -Верно! -На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения? -Что составляет основу предложения? -Какие это члены предложения? -Правильно! -Молодцы! Вы хорошо изучили схему. -Переходим к анализу предложения, данного ниже. Прочитайте его. - Назовите основу предложения? -Какое слово выступает подлежащим, а какое сказуемым? -Какие к ним можно задать вопросы? -Хорошая работа! -Какие слова в предложении выступают, как второстепенные члены? -Почему вы так решили? -Молодцы! ФИЗМИНУТКА -Теперь перейдем к упражнению 39. Прочитайте и сравните первое и второе предложение. Стрижи улетели. Быстрокрылые стрижи давно улетели. -Назовите основу первого и второго предложения. Задайте вопросы. -Отлично! -Какое из предложений является распространенным? -Спишите его в тетрадь и подчеркните основу предложения. -Как мы подчеркиваем подлежащее и сказуемое? -Верно! Приступайте к работе. -Проверим работу, прочитайте полученное предложение и расскажите как вы выделили основу предложения. -Молодцы! Теперь вернемся к нашей цитате, которую разбирали в начале занятия. Зная все о предложениях, мы сможем сделать нашу речь более насыщенной и тогда с легкостью сможем передать смысл книги в нескольких емких предложениях. -Как вы думаете вам помогала цитата на протяжении всего урока? | Читают задание. Выполняют задание. - Точка, вопросительный знак. Читают текст. -Слушать друг друга, отвечать на вопросы, не перебивать. -Подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. -Подлежащее отвечает на вопросы (кто, что?). -Сказуемое отвечает на вопросы (что делает, что делал, что будет делать? и т.д.) -Они поясняют главные и другие члены предложения. -Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? Какой? И т.д. -Подлежащее и сказуемое. -Главные. -Солнечный луч заглянул в окно. - Луч заглянул. -Луч – подлежащее. -Заглянул – сказуемое. -Луч (что?), Заглянул (что сделал?). -Солнечный, в окно. -Потому что можно задать вопрос, луч (какой?) солнечный – это вопрос второстепенного члена предложения. Заглянул (куда?) в окно. -Первое предложение имеет просто основу, а у второго есть второстепенные члены. -Стрижи (кто?) улетели (что сделали?). - Стрижи (кто?) улетели (что сделали?). Стрижи (какие?) быстрокрылые. Улетели (когда?) давно (куда?) на юг. -Второе. -Подлежащее одной чертой, сказуемое двумя. -Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг. Основа – стриж улетели. (стрижи одной чертой, улетели двумя). Высказывают мнение, рассуждают. | Познавательные: -ориентироваться в содержании предмета; -использовать информацию для решения учебной задачи; -устанавливать причинно-следственные связи; -выделять главное, критически оценивать достоверность информации. Коммуникативные: -высказывать суждения по результатам сравнения; -аргументировать свое мнение. Регулятивные: -выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. |