Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | | Настроить учеников на работу. - Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. - Давайте с вами настроимся на работу. | Здороваются с учителем Занимают свои места | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа | Организует работу по повторению предыдущей темы урока. - Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? - Что такое семейный бюджет? - Из чего состоит семейный бюджет? - Ребята, скажите, пожалуйста, существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? - Отлично, ребята. Организует подведение к новой теме урока с помощью шифра и парной работы. - Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас на парте. Что вы видите перед собой? - Верно, вам необходимо соотнести цифры с буквами, тогда вы поймете, что зашифровано. А1 | В2 | Б3 | В1 | Б3 | А2 | А5 | В2 | Б1 | | | | | | | | | | А5 | А1 | В2 | Б3 | Б4 | Б3 | В4 | А5 | В3 | | | | | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | А | Э | М | Р | С | И | Б | А | Ю | О | Л | Т | В | Н | К | Я | Г | Ф | - Чтобы выполнить это задание вам нужно поработать в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? - Отлично, приступайте к выполнению задания. У вас есть 2 минуты на него. - Давайте проверим, что у вас получилось. | Отвечают на вопросы - О семейном бюджете - это план расходов и доходов семьи - Из зарплаты родителей, стипендии, пенсии бабушек и дедушек - да, например, выигрыш лотереи, победа в каком-то конкурсе и т.д. - шифр - не перебивать, относится с уважением, не мешать другим одноклассникам, и т.п. Работа в парах - Экономика и экология | Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: умение анализировать М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (познавательные) | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует совместно с учениками тему урока. - Ребята, тогда как будет звучать тема нашего с вами сегодняшнего урока? Формулирует совместно с младшими школьниками цели урока. - А какие цели мы с вами можем поставить на этот урок? - Хорошо, ребята. Составляет совместно с учениками план урока. - Ребята, но для того чтобы нам было удобнее узнавать новый материал, мы составим план работы на уроке. Посмотрите, пожалуйста, у нас с вами уже есть пункты плана, но их нужно расставить в правильном порядке. 1. Узнать задачи экономики 2. Узнать задачи экологии 3. Узнать в какой связи находятся экономика и экология - Замечательно, ребята! | Отвечают на вопросы - Экономика и экология - Узнать их задачи и взаимосвязи - 1. Узнать задачи экономики 2. Узнать задачи экологии 3. Узнать в какой связи находятся экономика и экология | П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; М: Научатся составлять план и последовательность действий; | Презентация, листочки с планом урока |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог Практический: упражнения | Организует работу с новым материалом. - Ребята, давайте с вами немного поиграем. Я буду читать вам предложения, а вам необходимо их продолжить. 1. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. 2. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… - Молодцы, ребята! - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Да, посмотрите, какая красота вокруг нас. Как вы думаете, каждый человек это ценит? А почему вы так думаете? - А теперь посмотрите на эти картинки. Что вы видите здесь? - А что может сделать человек, чтобы природа стала чище? - Ребята, а можем ли мы сказать о пользе, например, сельского хозяйства? Какую пользу сельское хозяйство представляет для человека? - Верно, ребята. А какие отрицательные стороны мы можем выделить в сельском хозяйстве? - Верно, ребята. Та продукция, которая необходима человечеству, без которой мы не сможем прожить является одной и сторон экономики - положительной. Она называется полезной. То есть те продукты, которые мы можем получить от сельского хозяйства, мы можем считать полезной стороной экономики. А вред, который получает природа в результате деятельности человека, это другая сторона экономики – отрицательная. Организует работу в группах. - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру. Для того, чтобы нам разобраться, связана ли экономика и экология, я предлагаю вам побывать в роли экологов, экономистов и потребителей. Перед вами кружки: синие - потребители, жёлтые – экономисты, зелёные – экологи. Вопрос: хорошо или плохо рвать полевые цветы? Вам необходимо посовещаться между собой и представить ваш ответ. Напомните, пожалуйста, правила работы в группах. - У вас есть 2 минуты, чтобы посовещаться. - Ваше время вышло. Пожалуйста, представьте свои ответы. - Какой вывод мы можем сделать из этой игры? - То есть мы видим, что потребители и экономисты ищут выгоду для себя, а экологи защищают природу. Возникает проблема: с одной стороны, мы не можем жить без экономики, она должна развиваться, а с другой стороны, мы не можем жить без природы и должны думать, как ей не навредить. | Отвечают на вопросы - экология - экономики - природу - Нет Потому что некоторые люди загрязняют природу мусором и т.д. - загрязнение природы - убирать за собой, строить очистные сооружения и т.д. - да - Так человек получает продукты питания и материалы для изготовления одежды - загрязнение почвы опасными ядохимикатами - не мешать другим, выбрать отвечающего, уважать друг друга и т.д. Работают в группах - Потребители: нарвать цветов – это хорошо, они хорошо пахнут, их можно подарить кому-нибудь, когда в комнате стоят цветы, то это красиво, уютно и т.п. Экономисты: рвать цветы можно, но только в меру, разумно, их можно продать кому-нибудь, получить деньги, а на них купить что-нибудь и т. п. Экологи: рвать цветы – это плохо, наноситься вред природе, насекомым, цветов станет меньше и т. п. - экология и экономика связаны | П: анализ языкового материла М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; М: саморегуляция | Презентация, учебник, раздаточный материал |
Динамическая пауза | | Практический: повторение движений за учителем | Динамическая пауза - Ребята, давайте с вами встанем, разомнемся. Повторяйте движения за мной. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.) Раз, два — выше голова, (Поднять голову.) Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.) Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.) Сел на дерево скворец, И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.) - Отлично. Занимайте свои места. | Встают Повторяют движения за учителем Занимают свои места | М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии; | Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа | Организует первичное закрепление материала с помощью заполнения таблицы. - Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас на середине парты. Вам нужно заполнить таблицу. Полезная сторона экономики и отрицательная сторона экономики. Положительная | Отрицательная | | | | | | | Шерсть, ядохимикаты, дым от заводов, продукты питания, транспорт, материал для мебели - Давайте проверим, что у вас получилось - Верно, ребята. Молодцы! | Работа в парах - Положительная – шерсть, продукты питания, материал для мебели Отрицательная – ядохимикаты, транспорт, дым от заводов. | П: устанавливать причинно-следственные связи; П: строить логические рассуждении, умозаключения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой. - Ребята, сейчас, пожалуйста, возьмите те листочки, которые лежат у вас на партах. Вам нужно выбрать верный ответ на вопрос, обвести его. В каждом вопросе только один правильный вариант ответа. I вариант 1. К чему относится загрязнение природы? А. К положительной стороне экономики Б. К отрицательной стороне экономики 2. К чему относятся продукты питания, которые производит сельское хозяйство? А. К положительной стороне экономики Б. К отрицательной стороне экономики 3. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. А. Экология Б. Экономика 4. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… А. Экологии Б. экономики 5. Экономика и экология взаимосвязаны? А. да Б. нет II вариант 1. К чему относится разлив нефти в море? А. К положительной стороне экономики Б. К отрицательной стороне экономики 2. К чему относится шерсть, которую производит сельское хозяйство? А. К положительной стороне экономики Б. К отрицательной стороне экономики 3. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. А. Экология Б. Экономика 4. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… А. Экологии Б. экономики 5. Экономика и экология взаимосвязаны? А. да Б. нет - Обменяйтесь листочками с соседом по парте и обратите внимание на экран. - Поднимите руку те, у кого нет ошибок. А у кого одна ошибка? У кого 2 ошибки? - Как вы думаете, почему у вас возникли сложности с написанием теста? | Выполняют самостоятельную работу Взаимопроверка - I вариант 1. Б 2. А 3. А 4. Б 5. А II вариант 1. Б 2. А 3. А 4. Б 5. А | М: саморегуляция М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия; | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: упражнение | Организует работу по прогнозированию с помощью раздаточного материала и групповой работы. - Ребята, сейчас мы с вами попробуем создать экологический прогноз. Кто может сказать, что такое прогноз? - Итак, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны какие-то ситуации. Вам нужно будет составить экологический прогноз, то есть к чему это приведет. 1 группа – фермеры в одной стране решили уничтожить всех хищных зверей. К чему это приведет? 2 группа – на берегу озера было решено построить завод, отходами которого является ртуть. К чему это приведет? 3 группа – на танкере решили перевозить нефть, но не заметили поломку судна. К чему это приведет? - У вас есть на это три минуты, чтобы обсудить и представить перед одноклассниками свои ответы. - Давайте проверим, что у вас получилось. | Отвечают на вопросы - прогноз – это научное предсказание Отвечают ученики по карточкам. | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками П: устанавливать причинно-следственные связи; | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание. - Скажите, пожалуйста, какой была тема нашего с вами урока? - Ребята, напомните цель нашего урока. - Справились мы с целью? - Отлично, ребята. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Вам необходимо дополнить предложения. Сегодня на уроке… Мне понравилось…. Мне было… Я поработал… - Всем спасибо за урок. Вы большие молодцы! Урок окончен. | Отвечают на вопросы - Экономика и экология - узнать о задачах экономики, экологии и их связи между собой - да | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |