Тема (название и кол-во часов) | Раздел «Что и кто?» (10 ч) Блоки: Вводное занятие (1 ч). Родина (4 ч). Растения (5 ч). |
Цель изучения темы (для учителя) | Сформировать у учащихся представление о своей Родине, ее столице, государственных символах. Показать красоту и самобытность родного края. Учить распознавать изученные природные объекты (комнатные растения, растения цветника, лиственные и хвойные деревья). |
Термины и понятия | Флаг, герб, родина, Отечество, столица, достопримечательность. Президент, Правительство, Государственная дума. Цветок, лист, стебель, корень, плод с семенами, соцветие, хвоинки, хвойные растения, лиственные растения. |
Информационно образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник Ч.1, с. 3 – 31. 2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч.1, с. 3 – 21. 3. Плешаков А.А. Научный дневник. 1 класс, с. 7. 4. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба», с. 40, 82, 84-87. 5. Плешаков А.А. Зелёные страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. («Из жизни одуванчика», с. 13, «Про берёзу и берёзовый сок», с. 42-43) 6. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся общеобразовательных учреждений. («Кто-кто в теремочке живет?», с. 65-70, «Пожалейте берёзу», с. 113-114) Демонстрационный материал: глобус, карта России; модель растения, засушенные листья; репродукции картин с изображением сосны и ели; видеофрагменты о России, аудиозапись гимна России. Диагностический материал: Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 1 класса. Ч.1, с. 3 – 19. Плешаков А.А., Гара Н.Н. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. Пособие для учащихся, с. 3 – 5, 8 – 12. | Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Темы: «Заглавная буква в именах собственных», «Звуки в окружающем мире». Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Тема: «Слово - имя собственное». Обучение чтению (послебукварный период) Горецкий В.Г. Тема: «Одна у человека мать; одна и родина». Математика Моро М.И. Темы: «Сравнение групп предметов», «Взаимное расположение предметов в пространстве», «Название, обозначение, последовательность чисел», «Нумерация чисел от 1 до 20», «Форма предметов». Технология Роговцева Н.И. Темы: «Природный материал», «Бумага». |
Планируемые результаты изучения темы (для учащихся) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: правильно называть родную страну, город, село; различать флаг и герб России; узнавать и перечислять некоторые достопримечательности столицы; различать изученные объекты природы: растения; определять растения с помощью атласа-определителя; проводить наблюдения. | Познавательные умения Ученик научится: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации. Регулятивные умения Ученик научится: описывать по плану дерево; сравнивать растения, относить их к определенной группе; фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке; осуществлять оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки». Коммуникативные умения Ученик научится: готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме проекта. | У ученика будут сформированы: представление о новой социальной роли ученика (ответственно относиться к уроку); ценностные представления о своей малой родине; представление о ценностях многонационального; российского общества (образ Родины, образ Москвы); представление о необходимости бережного отношения к другим народам России; этические чувства на основе знакомства с культурой народов России. |
II. Этапы изучения темы |
| Содержание | Кол-во часов | Способы действий учащихся/ виды деятельности учащихся (Учебник, ч.1 – Уч. Рабочая тетрадь №1 - РТ) | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Вводное занятие курса | Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями. Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. | 1 | Учащиеся - задают вопросы (Уч. с.3); - вступают в учебный диалог; - используют условные обозначения учебника (Уч. с.2, РТ с.2); - различают способы и средства познания окружающего мира (Уч. с.6-7); - оценивают результаты своей работы на уроке. | Учащиеся задают вопросы об окружающем мире, используя вопросительные слова; знакомятся с учебником, его персонажами, рабочими тетрадями, атласом-определителем. | Продолжите предложение: Наши герои - помощники это……(Мудрая Черепаха, Муравей Вопросик) Помочь узнать названия растения, животных, грибов, камней, созвездий нам поможет ….. (атлас-определитель «От земли до неба») |
Блок 1. Родина (4 ч) |
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Что такое малая Родина? Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине. 2. Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России. Национальные праздники народов России. Представление об этническом типе лица и национальном костюме. 3. Что мы знаем о Москве? Челябинск – столица ЮжногоУрала. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Покровский собор (Храм Василия Блаженного), зоопарк и т.д. Жизнь москвичей – наших сверстников. | 3 | Учащиеся - понимают учебную задачу раздела (Уч. с.9); - понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить (Уч. с.10, 12,14); 1. - работают с картинной картой Челябинской области - сравнивают, различают и описывают герб и флаг России и Челябинской области. (Уч. с.10); - перечисляют «неофициальные» символы России (русская береза, медведь, валенки, самовар, матрёшка, щи, квас, балалайка и т.д.); - слушают рассказ учителя «Про березу и березовый сок» (Зёленые страницы с. 42 - 43), затем объясняют, что береза – это символ России, нашей Родины, и рассказывают, как березовый сок помогал выжить во время Великой Отечественной войны. - рассказывают о малой родине и Москве как столице; 2. - рассматривают иллюстрации в учебнике, сравнивают лица и национальные костюмы (Уч. с.12); - работают в паре: рассказывают (по фотографиям или личному опыту) о национальных праздниках (Уч. с.13, РТ с.5 №1); - обсуждают, чем отличаются народы России и что связывает их в единую семью; - работают со взрослым: находят информацию о народах своего края (РТ с. 6 №2). 3. – рассматривают иллюстрации в учебнике, извлекают из них нужную информацию о Москве (Уч. с.14); - узнают достопримечательности столицы (Уч. с.14, РТ с.7 №1); - работают в паре: рассказывают по фотографиям о жизни москвичей – сверстников (Уч. с.15, РТ с.7 №2); - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.11, 13, 15) | Учащиеся называют государственные символы страны и Челябинской области (флаг, гимн, герб); отличают государственные символы России от символов Челябинской области (флаг, герб, гимн); рассказывают о своей “малой родине”, природе родного края, хозяйственной деятельности человека в своей местности и его влиянии на экологию региона; перечисляют некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи) называют столицу своей родины, ее достопримечатель-ности, рассказывают, как живут их сверстники в столице. | 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. ч.1 с. 3 – 8. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. ч.1 с. 3 – 5. Объяснить фразу «Моя малая Родина» (Родина моя, потому что……. малая, потому что…. Моя Родина, потому что…..) Продолжить предложения Сабантуй – это…….праздник (татарский) Из многих религий в нашей стране распространены……., (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) Столица – это….(главный город страны) Столица России -….(Москва) В Москве много достопримечатель -ностей, например ………. (Кремль, Красная площадь, Покровский собор или Храм Василия Блаженного, здание МГУ) |
Комплексное применение знаний и способов действий | Проект «Моя малая родина» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | (Уч. с.16-17,РТ с.8-9) Учащиеся с помощью взрослого: - фотографируют достопримеча-тельности своей малой родины; - находят в семейном фотоархиве фото членов семьи на фоне достопримечательностей своей малой родины; - интервьюируют членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; - составляют устный рассказ о своей малой родине, используя подобранные фотографии; - оформляют с помощью взрослого фоторассказ о своей малой родине (РТ с.8-9); - выступают с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивают результаты собственного труда и труда товарищей (устные высказывания учащихся). | Учащиеся - перечисляют достопримечательности своей малой родины; - готовя устное сообщение о проделанной работе (рассказ о том, какие были сфотографированы достопримечательности, кто помогал сделать фото, что нового узнали об объектах на фото); - представляют результаты своей деятельности товарищам (фоторассказ о своей малой родине) (РТ с.8-9); - оценивают результаты собственного труда и труда товарищей (устные высказывания учащихся). | I этап Экспертная диагностика достижений учащихся. Проводится учителем и другими учащимися на основе следующих критериев: - полнота реализации проектного замысла (т.е. насколько «фоторассказ» соответствует исходной цели: показать красоту родного края, его достпримечатель-ности); - эстетичность исполнения (т.е. аккуратность, дизайн исполнения, корректность и грамотность подписей к фотографиям); - качество презентации фоторассказа (грамотность речи, умение изложить самое интересное и ценное, умение отвечать на вопросы). II этап Собственная удовлетворенность проделанной работой и ее результатами. Учащийся выбирает то/те высказывания, которые наиболее характеризуют его ощущения от выполненного проекта. 1. Я бы хотел еще больше узнать о своей малой Родине и продолжить работу над фоторассказом. 2. Я полностью удовлетворен своей работой и ничего не стал бы менять. 3. Я мог бы сделать лучше…. (что именно) 4. Я не удовлетворен своей работой, потому что…. III этап Выставка работ в классе. Учитель и учащиеся голосуют за лучшую, по их мнению, работу. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или приз. |
Блок 2. Растения (5 ч) |
Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1. Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях 2. Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. 3. Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизмененные листья. Распознавание хвойных деревьев. | 3 | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить (Уч. с.22,28,30); 1. – рассматривают иллюстрации учебника, извлекают из них информацию о частях растения (Уч. с.22); - выполняют практическую работу в группе: находят части растений, называют и показывают их (Уч. с.23, РТ с.12 №1); - работают в паре: используют представленную в виде схемы информацию о цветке и соцветии для получения новых знаний (Уч. с.23), различают цветки и соцветия, осуществляют самопроверку (Уч. с.88); - слушают рассказ учителя «Из жизни одуванчика» (Зелёные страницы с. 13), затем объясняют, что одуванчик – это цветок с соцветием, и рассказывают с опорой на рассказ, как изменяется это соцветие с течением времени 2. – наблюдают осенние изменения окраски листьев на деревьях; - учатся узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках (Уч. с.28) - сравнивают летние и осенние листья (РТ с.17 №2); - выполняют практическую работу в группе: определяют деревья по листьям (Уч. с.29, РТ с.16 №1, Атлас-определитель с.84-87), выполняют самопроверку (Уч. с.89); - слушают рассказ учителя «Пожалейте берёзы» (Великан на поляне с. 113-114), затем объясняют, почему нельзя собирать березовый сок; 3. – различают лиственные и хвойные деревья (Уч. с.30, РТ с.19 №1); - выполняют практическую работу в группе: определяют деревья с помощью атласа-определителя (Уч. с.30, РТ с.20 №2, Атлас-определитель с.82); - сравнивают ель и сосну по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам (Уч. с.31, РТ с.20 №3); - описывают дерево по плану (Уч. с.31); - слушают рассказ учителя о сосновом пне «Кто-кто в теремочке живёт?» (выборочное чтение) (Великан на поляне с. 65-70), затем объясняют, почему нельзя ломать старые пни в лесу; - работают со взрослым: проводят наблюдения за деревом возле дома, выполняют с родителями задания на с. 7 «Научного дневника»; - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.23,29, 31). | Учащиеся называют и показывают части растения; дают определение соцветия; различают лиственные и хвойные деревья по заданным критериям; различают ель и сосну по хвоинкам; дают определение хвоинки. определяют листья нескольких пород деревьев. | 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. ч.1 с. 11, 16-17, 18-19. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. ч.1 с. 8, 11, 12. Продолжите предложение: У многих растений цветки собираются в группы - …(соцветия) Деревья с листьями в виде пластинок называются ……(лиственные) Ель и сосна …….. деревья (хвойные) |
Обобщение и систематизация знаний и способов действий | 1. Что растет на подоконнике? Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса. 2. Что растет на клумбе? Наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус, бар-хатцы, астра, петуния, календула). Распознавание растений цветника. | 2 | Учащиеся - учатся понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнить (Уч. с.24, 26); 1, 2 - наблюдают за комнатными растениями и растениями клумбы и узнают их по рисункам (Уч. с.24, Уч. с.26); - узнают изученные растения по их частям и фрагментам (РТ с.14 №2, РТ с.15 №2); - выполняют практическую работу в группе: определяют комнатные растения и растения цветника с помощью атласа (Уч. с.24, 27, РТ с.13 №1, с.15 №1, Атлас-определитель с.40); - работают в паре: для получения новых знаний о комнатных растениях используют текстовую информацию о родине кактусов и бегоний, представленную в рубрике «Знаете ли вы, что…» (Уч. с.25, 27) , узнают по фотографии растения цветника (Уч. с.27), осуществляют самопроверку (Уч. с.89); - рисуют свое любимое растение или то, какое им больше всего понравилось из изученных в классе; - приводят примеры комнатных растений; - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.25, 27) . | Учащиеся перечисляют общие части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); находят, показывают и называют части растений; различают изученные растения клумбы, цветника, комнатные растения по внешнему виду. | 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. ч.1 с. 12 – 15. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. ч.1 с. 9 -10. Родина кактусов - ….(пустыни) Влажные леса жарких стран – родина …… (бегоний) Названия неизвестных растений клумбы можно узнать с помощью… (атласа-определителя) Название какого комнатного растения зашифровано РУМАСТППЕГИ (гиппеаструм) ВЬСАЕАРНСЕ (сансевьера) ИГОНЕБЯ (бегония) ЛАСУГИДОЛ (гладиолус) |
Рефлексия педагогической деятельности |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить: соотносить полученный результат с поставленной целью оценивать результат своей деятельности оценивать результат учебной деятельности своих товарищей | Самоанализ Закончите предложение: Теперь я знаю, что….. Я могу различать и сравнивать ……… Я умею определять с помощью атласа-определителя……. Я могу описывать…. Я научился использовать…….. Самооценка Закончите предложение: Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)…. | Заполняется учителем после освоения темы учащимся |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
| Ответить на вопросы: 1. Были ли обеспечены при изучении раздела условия для формирования у детей представлений о таких объектах окружающего мира как: Родина, семья, столица, соцветие, комнатные растения и растения цветника, хвоинки, хвойные и лиственные растения. 2. Были ли созданы необходимые условия для изучения особенностей и разнообразия данных объектов окружающего мира? 3. Я удовлетворен/ не удовлетворен проделанной мной работой. 4. Я отлично справился с организацией работы учащихся./Я мог бы лучше организовать работу учащихся, а именно….. 5. Я достиг/ почти достиг/ не достиг поставленных целей. | Заполняется учителем после освоения темы учащимся |