Конспект урока обучения грамоте, проведенного в 1 «Б» классе.
Тема «Работа букв А и Я. Написание буквы Я»
Этапы урока | Формируемые умения | Слайды, видеофрагмент | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; – овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: – слушать и понимать речь других - совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им | | – Добрый день, ребята! Сегодня на уроке русского языка вы продолжите раскрывать секреты русского языка. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетради, пенал. – Почему это важно? Выскажите свои мысли | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей., высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего рабочего места |
Актуализация опорных знаний Цели: - организовать актуализации умений различать звуки, буквы. Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности | Предметные: -уметь определять и объяснять «работу» букв гласных звуков; -соотносить написание буквы в слове в соответствии с ее «работой»; -уметь делать транскрипцию устно и на звуковых схемах Метапредметные (УУД) познавательные: выполнять фонетический анализ делать выводы и обобщения регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: слушать и понимать речь других; | | На первом уроке мы познакомились с буквой Я. Какой «секрет» этой буквы вы узнали? Обратимся к схеме и попробуем вспомнить всё, что мы узнали о работе букв гласных звуков. Такие схемы есть у вас в прописях на с 6. Что вы можете сказать о «работе» букв Ы,О,У,Э? А какова «работа» буквы И? В схемах есть пропуски. Мы постараемся их заполнить. Для этого поработаем с интерактивной доской. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Какой гласный звук слышим? Какой согласный звук слышим перед ним? Он твердый или мягкий? Значит, какую букву мы напишем в слове МАК? Какова работа буквы А? Посмотрите на следующую картинку. Что изображено на ней? Произнесем это слово. Какой гласный звук слышим? Какой согласный звук слышим перед ним? Он твердый или мягкий? Какую букву, по-вашему, надо написать в этом слове? Какую работу выполняет в этом слове буква Я? Какой вывод вы можете сделать о «работе» букв А и Я? Проверим? Посмотрите на следующую картинку. Кто изображен на ней? Произнесем это слово. Какой ударный гласный звук слышим в этом слове? Какой согласный звук слышим перед ним? Он твердый или мягкий? Какая буква будет написаться в этом слове: А или Я? Кто узнал эту птицу? Какой ударный гласный звук слышим в этом слове? Какой согласный звук слышим перед ним? Он твердый или мягкий? Какую букву следует написать в этом слове: А или Я? | Буква Я обозначает звук [А ]и мягкость предыдущего согласного звука. Рассматривают схему и анализируют увиденное. Эти буквы дают команду согласным звукам: «Стань твёрдым!». Она дает команду согласным звукам: «Стань мягким!». На картинке мы видим мак. Звук [А] Звук [М] Твердый. Букву А. Она обозначает звук [А] и твердость предшествующего согласного звука. На ней изображен мяч. [М’ А Ч’] Звук [А] Звук [М’] Мягкий Букву Я. Обозначает звук А и мягкость предыдущего согласного. Буква А пишется после твердого согласного звука, а буква Я пишется после мягкого согласного звука. Обе буквы обозначают один и тот же звук. [А] Да Журавль.! [ЖУРАВЛ’] Звук [А] Звук [Р] Твердый. Буква А. Это дятел. Звук [А] Звук [Д’] Мягкий. Букву Я. |
| Предметные: уметь определять звуки, которые обозначает буква я; умением сравнивать звуки и находить общее и различия составлять звуковую схему слова Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); осуществлять синтез как составление целого из частей регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | | Теперь мы должны доделать схему. Что надо вписать в схему. А кто сможет написать новую букву? | Букву Я. Но мы еще не умеем писать эту букву. (К доске выходят 3 желающих ученика и пишут букву Я. Остальные наблюдают за ними.) |
Выявление места и причины затруднения Цели: - организовать выполнение учащимися учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; | Познавательные УУД -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя -осуществлять синтез как составление целого из частей Коммуникативные УУД -оформлять свои мысли в устной и форме. Регулятивные УУД | | Что вы заметили? Мы знаем, что все буквы пишутся по определенным правилам. Поэтому мы должны научиться писать букву правильно и красиво. Кто же скажет, чему мы будем учиться сегодня? | Каждый из ребят писал букву по-своему, как умеют. Письмо строчной буквы Я. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы «я»; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Регулятивные УУД определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; | Слайд | А как же научиться писать букву красиво и правильно? Что следует сделать? | Рассмотреть образец, выделить элементы, научиться сначала писать элементы, а потом и букву. |
V. Реализация построенного проекта. | Предметные: учиться писать новую букву в соединениях и словах Метапредметные (УУД) познавательные: выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов. имеющиеся раннее знания; регулятивные: -уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке высказывать свое предположение; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | | Посмотрите на линамический образец и следите за написанием буквы. Попробуем написать букву в воздухе. Обведите в прописи образец и напишите три буквы самостоятельно. Сравните написанные буквы с образцом, оцените написанные вами буквы. Если не получилось, не огорчайтесь, попробуйте написать правильно. Выделите лучшую букву, обведите в кружок. Возьмите ручку с зеленой пастой и впишите красивую букву я в схему. | (следят глазами за написанием буквы я). (Пишут букву в воздухе под счет учителя). (Выполняют задание). (Сравнивают написанные буквы с эталоном, выявляют плюсы и минусы написанных букв. Вносят необходимые коррективы). (Заканчивают работу со схемой). |
VI. Первичное закрепление. | Предметные: отрабатывать написание буквы я и соединений этой буквы с другой Метапредметные (УУД) Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. | | | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Предметные: Метапредметные(УУД) регулятивные: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД) | Такая красивая буква пригодится нам в соединениях с другими буквами. Обратите внимание, что буква Я пишется снизу. Какое соединение потребуется для связи буквы Я с другими буквами. | Нижнее. (Дети пишут соединения МЯ, НЯ, СЯ). |
VIII.. Включение в систему знаний и повторение. | предметные: Познавательные - Уметь ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: - работать по предложенному плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; | | Мы потренировались в написании слогов, а теперь запишем предложение. Рассмотрим рисунок в прописи. Дети разговаривают с няней. Это Ваня и Ася.. Кто у няни? Проверим написание предложение. Обозначим «опасные» места. Рассмотрите картинку в прописи. С кем играет Ася? Прочитаем написанное предложение. Что надо сделать, чтобы заполнить пропуски? Какой ударный гласный слышим в слове Ася? Какой буквой обозначим? О чем надо помнить, когда пишем имя девочки? Какой ударный гласный звук слышится в слове котята? Какой согласный звук слышится перед ним? Какую букву следует написать после буквы Т7 Какой слог впишем? | У няни Ваня и Ася.. (Два человека работают у доски). Она играет с котятами. Вот __ся и ко___та. Проговорить каждое слово. Поставить ударение. А А Надо помнить, что имена, фамилии, клички животных и названия городов пишутся с заглавной буквы. А Мягкий согласный т. Я тя |
Итог урока | | | Обратимся к схемам, расположенным внизу страницы 7. Звук А можно обозначать различными буквами. Объясните, от чего это зависит? Чему мы учились сегодня на уроке7 Что было самым главным? | (дети, опираясь на схемы-подсказки, выполняют задание) Если после твердого согласного звука слышится звук А, то мы пишем букву а. Если после мягкого согласного звука слышится звук А, то мы пишем букву я. Если звук а слышится в начале слова (астра, аист,..), то пишем букву а. Мы учились писать строчную букву я в слогах и словах. Писать чисто, красиво и правильно. |
| | | | |
| Предметные: - овладевать умением правильного написания слов с буквой я; Личностные УУД: определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; | | | |
Рефлексия | коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | | Как вы думаете, это важно – писать красиво и правильно? Кто написал буквы я красиво и правильно, тот нарисует малышу улыбку. Те, у кого есть недочеты, кто считает, что можно было написать лучше – нарисуйте серьезного человечка. А те, у кого не получилось, пусть нарисует грустное лицо. | (Высказывают свою точку зрения). Оценивают свою работу. |
| | | | |
| | | | |
| Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | | |
| | | | |