|   Этапы урока, цели   |    Деятельность  учителя   |    Деятельность  учеников   |     УУД   |  
  |   1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.    ЦЕЛЬ: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; психологический настрой учащихся.   |    На доске плакат с поговоркой «Дело мастера боится!»  - Прочитайте предложение.  - Что это?  - Как вы понимаете её?    Пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.   |            (Один ученик читает вслух.)  - Это пословица.  - Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом!       |    Личностные (смыслообразование)      Регулятивные   (прогнозирование)                              |  
  |   2. Актуализация опорных знаний  ЦЕЛЬ: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.   |    1. Чистописание.  - С чего мы обычно начинаем урок?  - Как мы готовимся к минутке чистописания? ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:  Пальцы делают зарядку,    Чтобы меньше уставать,    А потом они в тетрадке    Будут циферки писать.      (На доске записаны цифры) 0 3 5 6 9  - Какие общие элементы есть в написании этих цифр?  2. Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать, вы узнаете, выполним задание.  (На доске внутри геометрических фигур вывешены числа.)    10 … 20 25 … … 40 … 50 … 60 …  - Предложите задание, которое можно выполнить с этими числами.  - Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел?  - Восстановите ряд.  На доске появляется запись (числа записаны внутри геометрических фигур).  10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65   Ф И Г У Р Ы  - О чём будем говорить на уроке?  - Как догадались?  - Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?   |        - С минутки чистописания.  - Делаем пальчиковую гимнастику.  (Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)                      (Дети пишут цифры в тетрадях.)  Ответы детей.                          - Определить закономерность и вставить пропущенные числа.  - Счёт через 5.      (Ученики называют пропущенные числа.)                  - О геометрических фигурах.  - Цифры записаны на геометрических фигурах.  - Геометрия.   |    Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)      Познавательные    (общеучебные)                                                      Регулятивные    (планирование)                  Регулятивные    (целеполагание)           |  
  |   3. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.  ЦЕЛЬ: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.     |    Попробуйте сформулировать тему урока.    - А какая будет цель?      - Как будем действовать, чтобы добиться поставленной цели?   |    - Прямоугольник и квадрат.  - Узнать новое об этих фигурах, сравнить, чем похожи и чем отличаются.  Ответы детей.       |    Регулятивные    (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование)   |  
  |   4. Постановка учебной проблемы (выявление места и причины затруднения). Открытие нового знания.  ЦЕЛЬ: осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний и способностей.                                                                                                                Динамическая пауза   |     Собери картинку (Работа в парах)    (На слайде изображены многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, четырёхугольник, трапеция.)  - Рассмотрите фигуры, изображённые на слайде. - Каким одним словом их всех можем назвать?  - Какое меньшее число углов у многоугольника?    - Какая фигура лишняя?  - Почему?  - Как можно назвать оставшиеся фигуры?  - Почему?      - На партах лежат наборы из таких же фигур. Предложите свои задания.        Самопроверка (по эталону на доске).  - Проверьте себя.  - Что заметили?      - Почему?        Сравнение фигур.    - Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните их.  2.1. - В чём сходство?                      Проблема.      - Если квадрат является прямоугольником, то и прямоугольник является квадратом? Так?  - У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Всё как у квадрата!  - Согласны?          - Как проверим?      - Какой вывод можем сделать?    Гимнастика для глаз: «Сова» и «Муха»   |                        - Многоугольники.  - 3 угла.  - Треугольник.  - У него 3 угла, 3 стороны, 3 вершины.  - Четырёхугольники.  - У них 4 угла, 4 стороны, 4 вершины.  (Работают в парах.)  - Разделить на треугольники и четырёхугольники.  - Разделить на прямоугольники и непрямоугольники (четырёхугольники).  (Дети проверяют свою работу по эталону.)  - В одной группе оказались прямоугольники и квадраты.  - Потому что у этих фигур прямые углы.              (Ответы выставляются на доске.)  - Геометрические фигуры.  - Многоугольники.  - По 4 стороны.  - По 4 угла (четырёхугольники).  - Все углы прямые.                      - Нет, потому что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные.  - С помощью линейки, циркуля, угольника, сгибанием.  (Дети делают вывод.)    (Дети попеременно то широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их; смотрят вправо-влево, не поворачивая голову.)   |    Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)      Познавательные    (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)                                  Познавательные    (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)                   |  
  |   5. Построение проекта выхода из затруднения  ЦЕЛЬ: решение проблемной ситуации.                                  Динамическая пауза   |    Работа с учебником.  (На доске фигуры. Прямоугольник. Квадрат.)  - Дайте общее название этим фигурам.  - Что такое прямоугольник?      - Как проверить? Сделайте проверку.  - Где проверим сведения?  Откройте учебник на странице 80 и убедитесь в точности ваших суждений.  - А эта фигура как называется (указываю на квадрат)?  - Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно из учебника.        ФИЗМИНУТКА:  Мы устали чуточку,  Отдохнём минуточку.  Поворот, наклон, прыжок,  Улыбнись, давай, дружок!  Прямо спину ты держи,    На соседа посмотри.  Руки вверх и сразу вниз  И за парту вновь садись.   |            - Прямоугольники.  - Четырёхугольник, у которого все углы прямые.  - С помощью угольника. (Проверяют.)  - В учебнике. (1 ученик читает вслух.)          - Квадрат.      (Сначала читают про себя, затем 1 ученик читает вслух.)          (Дети выполняют движения.)   |    Познавательные    (общеучебные)  Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)  Познавательные    (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)       |  
  |   6. Первичное закрепление.  ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия.     |    - Предлагаю самостоятельно выполнить задание №3 на странице 81 в учебнике и проверить свои знания. Вам поможет памятка (на доске).  Эталон: 3, 5, 6 – прямоугольники, 5, 6 – квадраты.  - Поднимите руку, кто допустил ошибку.  - В чём ошибка?  - Почему допустили?  - С какой целью мы выполняли это задание?   |    (Дети выполняют задание самостоятельно, потом проверяют свои работы по эталону.)                  …  - Не воспользовались памяткой…  - Чтобы различать прямоугольник и квадрат.   |    Познавательные    (общеучебные)  Регулятивные    (планирование и прогнозирование)   |  
  |   7. Применение новых знаний.  ЦЕЛЬ: усвоение учащимися нового способа действий.     |    1. Работа в тетрадях на печатной основе: страница 49 № 152 или 153 (ПО ВЫБОРУ)  2. - Поиграем в игру «Верю – не верю».  - Возьмите карточки с таблицами. Я буду говорить высказывание, а вы будете в таблице записывать знаки: «+», если верите, т.е. согласны со мной, и «-», если не верите.   (ТЕСТ, приём «верные и неверные высказывания».)    Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые?   Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом?   Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?   Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые?   Верите ли вы, что любой квадрат является прямоугольником?   Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны?    3. Работа по вариантам.  I вариант: Начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника.  II вариант: Начертить квадрат со стороной 6 см. Найти сумму всех сторон квадрата.  -Молодцы!    - Какое домашнее задание можете предложить своему соседу по теме урока?   |    Проверка на абаках.      (У каждого на парте карточка с таблицей, по которой дети работают.)                                                               (Дети работают по вариантам, проверяют по эталону.)  I вариант: Р = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см)  II вариант: Р = 6 · 4 = 24 (см)                  …   |     Познавательные     (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)          Регулятивные   (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено)        Личностные   (самоопределение)   |  
  |   8. Подведение итогов урока. Рефлексия.  ЦЕЛЬ: обобщить полученные знания, выявить трудности в усвоении нового материала.               |    - Какую цель ставили перед собой на уроке?  - Продолжите предложение:   Сегодня я узнал …  Сегодня я представил …  Сегодня я смог …  - Как вы думаете, теперь мы всё знаем про прямоугольники и квадраты?  - В дальнейшем, на уроках математики и геометрии мы будем узнавать много нового об этих геометрических фигурах.  - Урок окончен. Спасибо за работу.   |    (Вспоминают цель урока и говорят, достигли или нет цели, и почему они так думают.)      Рефлексия.           |     Регулятивные   (удержание цели и задач урока)   Личностные   (смыслообразование)   Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения)   Коммуникативные (монологическое высказывание)   |