kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока математики "Прямоугольник. Квадрат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-открытие нового знания.

Учебно-методический комплект "Начальная школа ХХI века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики "Прямоугольник. Квадрат"»

Технологическая карта урока

Пояснительная записка

Ф.И.О. учителя Борисова Елена Александровна

Предмет: математика
Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Прямоугольник. Квадрат»

Тип урока: открытие нового знания

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Математика 2 класс» В.Н. Рудницкая; плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями.


Цель:

Формировать представлениео признаках прямоугольника и квадрата

Задачи:

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Образовательные:

1. Сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их сходство и отличие.

2. Сформировать навык определения фигур по сторонам и углам.

Развивающие:

1. Способствовать развитию пространственного мышления.

2. Содействовать развитию речевых навыков детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать стремление применять новое знание на практике.

2. Воспитывать интерес учащихся математике.

3. Формировать исследовательские умения.

УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:
 

Регулятивные УУД: определение темы, постановка цели и задач урока; планирование действий; коррекция; умение удерживать учебную задачу; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; контроль и оценка качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, слушать собеседника, задавать вопросы, аргументировать свою позицию, умение выражать свои мысли, работать в паре, сотрудничать, разрешать конфликты, строить монологические высказывания.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выявления существенных признаков, применение полученных знаний при выполнении заданий; нахождение слов с указанными характеристиками; умение отвечать на вопросы; поиск и извлечение информации; обобщение; классификация; знаково-символическое моделирование.
Личностные УУД:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учёбе, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; мотивация к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Предметные результаты: усвоить признаки изучаемых геометрических фигур; научиться их различать.

Метапредметные результаты:

анализировать предъявляемые слова в соответствии с заданием учителя, находить ответы на вопросы в практической деятельности, делать выводы на основе анализа объектов (познавательные задачи);

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, возникающих на уроке, работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные задачи);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные задачи).

Основные понятия:

Геометрическая фигура, прямоугольник, квадрат.

Ресурсы:

  •  основные

 дополнительные

Учебник «Математика. 2 класс» В.Н. Рудницкая; рабочая тетрадь на печатной основе «Математика. 2 класс» В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва;

Плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями; интерактивная доска, ноутбук учителя.




















Структура и содержание урока


Основная часть


Этапы урока, цели

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

ЦЕЛЬ: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; психологический настрой учащихся.

На доске плакат с поговоркой «Дело мастера боится!»

- Прочитайте предложение.

- Что это?

- Как вы понимаете её?

Пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.



(Один ученик читает вслух.)

- Это пословица.

- Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом!


Личностные (смыслообразование)


Регулятивные

(прогнозирование)








2. Актуализация опорных знаний

ЦЕЛЬ: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1. Чистописание.

- С чего мы обычно начинаем урок?

- Как мы готовимся к минутке чистописания? ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.


(На доске записаны цифры) 0 3 5 6 9

- Какие общие элементы есть в написании этих цифр?

2. Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать, вы узнаете, выполним задание.

(На доске внутри геометрических фигур вывешены числа.)

10 … 20 25 … … 40 … 50 … 60 …

- Предложите задание, которое можно выполнить с этими числами.

- Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел?

- Восстановите ряд.

На доске появляется запись (числа записаны внутри геометрических фигур).

10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65

Ф И Г У Р Ы

- О чём будем говорить на уроке?

- Как догадались?

- Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?


- С минутки чистописания.

- Делаем пальчиковую гимнастику.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)






(Дети пишут цифры в тетрадях.)

Ответы детей.







- Определить закономерность и вставить пропущенные числа.

- Счёт через 5.


(Ученики называют пропущенные числа.)





- О геометрических фигурах.

- Цифры записаны на геометрических фигурах.

- Геометрия.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)


Познавательные

(общеучебные)














Регулятивные

(планирование)





Регулятивные

(целеполагание)



3. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.

ЦЕЛЬ: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

Попробуйте сформулировать тему урока.

- А какая будет цель?


- Как будем действовать, чтобы добиться поставленной цели?

- Прямоугольник и квадрат.

- Узнать новое об этих фигурах, сравнить, чем похожи и чем отличаются.

Ответы детей.


Регулятивные

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование)

4. Постановка учебной проблемы (выявление места и причины затруднения). Открытие нового знания.

ЦЕЛЬ: осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний и способностей.




























Динамическая пауза

  1. Собери картинку (Работа в парах)

(На слайде изображены многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, четырёхугольник, трапеция.)

- Рассмотрите фигуры, изображённые на слайде. - Каким одним словом их всех можем назвать?

- Какое меньшее число углов у многоугольника?

- Какая фигура лишняя?

- Почему?

- Как можно назвать оставшиеся фигуры?

- Почему?


- На партах лежат наборы из таких же фигур. Предложите свои задания.


Самопроверка (по эталону на доске).

- Проверьте себя.

- Что заметили?


- Почему?


  1. Сравнение фигур.

- Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните их.

2.1. - В чём сходство?





    1. Проблема.

- Если квадрат является прямоугольником, то и прямоугольник является квадратом? Так?

- У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Всё как у квадрата!

- Согласны?



- Как проверим?


- Какой вывод можем сделать?

Гимнастика для глаз: «Сова» и «Муха»






- Многоугольники.

- 3 угла.

- Треугольник.

- У него 3 угла, 3 стороны, 3 вершины.

- Четырёхугольники.

- У них 4 угла, 4 стороны, 4 вершины.

(Работают в парах.)

- Разделить на треугольники и четырёхугольники.

- Разделить на прямоугольники и непрямоугольники (четырёхугольники).

(Дети проверяют свою работу по эталону.)

- В одной группе оказались прямоугольники и квадраты.

- Потому что у этих фигур прямые углы.




(Ответы выставляются на доске.)

- Геометрические фигуры.

- Многоугольники.

- По 4 стороны.

- По 4 угла (четырёхугольники).

- Все углы прямые.






- Нет, потому что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные.

- С помощью линейки, циркуля, угольника, сгибанием.

(Дети делают вывод.)

(Дети попеременно то широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их; смотрят вправо-влево, не поворачивая голову.)

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)


Познавательные

(общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)









Познавательные

(общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)





5. Построение проекта выхода из затруднения

ЦЕЛЬ: решение проблемной ситуации.









Динамическая пауза

Работа с учебником.

(На доске фигуры. Прямоугольник. Квадрат.)

- Дайте общее название этим фигурам.

- Что такое прямоугольник?


- Как проверить? Сделайте проверку.

- Где проверим сведения?

Откройте учебник на странице 80 и убедитесь в точности ваших суждений.

- А эта фигура как называется (указываю на квадрат)?

- Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно из учебника.


ФИЗМИНУТКА:

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок!

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри.

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.



- Прямоугольники.

- Четырёхугольник, у которого все углы прямые.

- С помощью угольника. (Проверяют.)

- В учебнике. (1 ученик читает вслух.)



- Квадрат.


(Сначала читают про себя, затем 1 ученик читает вслух.)



(Дети выполняют движения.)

Познавательные

(общеучебные)

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)

Познавательные

(общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)


6. Первичное закрепление.

ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия.

- Предлагаю самостоятельно выполнить задание №3 на странице 81 в учебнике и проверить свои знания. Вам поможет памятка (на доске).

Эталон: 3, 5, 6 – прямоугольники, 5, 6 – квадраты.

- Поднимите руку, кто допустил ошибку.

- В чём ошибка?

- Почему допустили?

- С какой целью мы выполняли это задание?

(Дети выполняют задание самостоятельно, потом проверяют свои работы по эталону.)





- Не воспользовались памяткой…

- Чтобы различать прямоугольник и квадрат.

Познавательные

(общеучебные)

Регулятивные

(планирование и прогнозирование)

7. Применение новых знаний.

ЦЕЛЬ: усвоение учащимися нового способа действий.

1. Работа в тетрадях на печатной основе: страница 49 № 152 или 153 (ПО ВЫБОРУ)

2. - Поиграем в игру «Верю – не верю».

- Возьмите карточки с таблицами. Я буду говорить высказывание, а вы будете в таблице записывать знаки: «+», если верите, т.е. согласны со мной, и «-», если не верите.

(ТЕСТ, приём «верные и неверные высказывания».)

  1. Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые?

  2. Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом?

  3. Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?

  4. Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые?

  5. Верите ли вы, что любой квадрат является прямоугольником?

  6. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны?

3. Работа по вариантам.

I вариант: Начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника.

II вариант: Начертить квадрат со стороной 6 см. Найти сумму всех сторон квадрата.

-Молодцы!

- Какое домашнее задание можете предложить своему соседу по теме урока?

Проверка на абаках.


(У каждого на парте карточка с таблицей, по которой дети работают.)

1

2

3

4

5

6






















(Дети работают по вариантам, проверяют по эталону.)

I вариант: Р = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см)

II вариант: Р = 6 · 4 = 24 (см)





Познавательные

(общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)


Регулятивные

(контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено)


Личностные

(самоопределение)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

ЦЕЛЬ: обобщить полученные знания, выявить трудности в усвоении нового материала.




- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Продолжите предложение:

Сегодня я узнал …

Сегодня я представил …

Сегодня я смог …

- Как вы думаете, теперь мы всё знаем про прямоугольники и квадраты?

- В дальнейшем, на уроках математики и геометрии мы будем узнавать много нового об этих геометрических фигурах.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

(Вспоминают цель урока и говорят, достигли или нет цели, и почему они так думают.)


Рефлексия.



Регулятивные

(удержание цели и задач урока)

Личностные

(смыслообразование)

Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные (монологическое высказывание)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока математики "Прямоугольник. Квадрат"

Автор: Борисова Елена Александровна

Дата: 13.10.2025

Номер свидетельства: 675387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Формулы" "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-po-tiemie-formuly"
    ["file_id"] => string(6) "200567"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428856189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта урока математики по теме :"Закрепление понятий периметр, площадь. объем""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_matiematiki_po_tiemie_zakrieplieniie_poniatii_"
    ["file_id"] => string(6) "426437"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503862688"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Технологическая карта урока математики в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника." "
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-ploshchad-formula-ploshchadi-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "221374"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435236465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника». "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-po-tiemie-ploshchad-formula-ploshchadi-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "127935"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415387611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Технологическая карта урока математики по теме «Квадрат» 2 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(79) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_matematiki_po_teme_kvadrat_2_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "597087"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641725467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства