Этапы урока, цели | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. ЦЕЛЬ: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; психологический настрой учащихся. | На доске плакат с поговоркой «Дело мастера боится!» - Прочитайте предложение. - Что это? - Как вы понимаете её? Пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность. | (Один ученик читает вслух.) - Это пословица. - Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом! | Личностные (смыслообразование) Регулятивные (прогнозирование) |
2. Актуализация опорных знаний ЦЕЛЬ: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | 1. Чистописание. - С чего мы обычно начинаем урок? - Как мы готовимся к минутке чистописания? ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать, А потом они в тетрадке Будут циферки писать. (На доске записаны цифры) 0 3 5 6 9 - Какие общие элементы есть в написании этих цифр? 2. Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать, вы узнаете, выполним задание. (На доске внутри геометрических фигур вывешены числа.) 10 … 20 25 … … 40 … 50 … 60 … - Предложите задание, которое можно выполнить с этими числами. - Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел? - Восстановите ряд. На доске появляется запись (числа записаны внутри геометрических фигур). 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 Ф И Г У Р Ы - О чём будем говорить на уроке? - Как догадались? - Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры? | - С минутки чистописания. - Делаем пальчиковую гимнастику. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику.) (Дети пишут цифры в тетрадях.) Ответы детей. - Определить закономерность и вставить пропущенные числа. - Счёт через 5. (Ученики называют пропущенные числа.) - О геометрических фигурах. - Цифры записаны на геометрических фигурах. - Геометрия. | Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества) Познавательные (общеучебные) Регулятивные (планирование) Регулятивные (целеполагание) |
3. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока. ЦЕЛЬ: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. | Попробуйте сформулировать тему урока. - А какая будет цель? - Как будем действовать, чтобы добиться поставленной цели? | - Прямоугольник и квадрат. - Узнать новое об этих фигурах, сравнить, чем похожи и чем отличаются. Ответы детей. | Регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование) |
4. Постановка учебной проблемы (выявление места и причины затруднения). Открытие нового знания. ЦЕЛЬ: осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний и способностей. Динамическая пауза | Собери картинку (Работа в парах) (На слайде изображены многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, четырёхугольник, трапеция.) - Рассмотрите фигуры, изображённые на слайде. - Каким одним словом их всех можем назвать? - Какое меньшее число углов у многоугольника? - Какая фигура лишняя? - Почему? - Как можно назвать оставшиеся фигуры? - Почему? - На партах лежат наборы из таких же фигур. Предложите свои задания. Самопроверка (по эталону на доске). - Проверьте себя. - Что заметили? - Почему? Сравнение фигур. - Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните их. 2.1. - В чём сходство? Проблема. - Если квадрат является прямоугольником, то и прямоугольник является квадратом? Так? - У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Всё как у квадрата! - Согласны? - Как проверим? - Какой вывод можем сделать? Гимнастика для глаз: «Сова» и «Муха» | - Многоугольники. - 3 угла. - Треугольник. - У него 3 угла, 3 стороны, 3 вершины. - Четырёхугольники. - У них 4 угла, 4 стороны, 4 вершины. (Работают в парах.) - Разделить на треугольники и четырёхугольники. - Разделить на прямоугольники и непрямоугольники (четырёхугольники). (Дети проверяют свою работу по эталону.) - В одной группе оказались прямоугольники и квадраты. - Потому что у этих фигур прямые углы. (Ответы выставляются на доске.) - Геометрические фигуры. - Многоугольники. - По 4 стороны. - По 4 угла (четырёхугольники). - Все углы прямые. - Нет, потому что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные. - С помощью линейки, циркуля, угольника, сгибанием. (Дети делают вывод.) (Дети попеременно то широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их; смотрят вправо-влево, не поворачивая голову.) | Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации) Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы) Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы) |
5. Построение проекта выхода из затруднения ЦЕЛЬ: решение проблемной ситуации. Динамическая пауза | Работа с учебником. (На доске фигуры. Прямоугольник. Квадрат.) - Дайте общее название этим фигурам. - Что такое прямоугольник? - Как проверить? Сделайте проверку. - Где проверим сведения? Откройте учебник на странице 80 и убедитесь в точности ваших суждений. - А эта фигура как называется (указываю на квадрат)? - Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно из учебника. ФИЗМИНУТКА: Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок! Прямо спину ты держи, На соседа посмотри. Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись. | - Прямоугольники. - Четырёхугольник, у которого все углы прямые. - С помощью угольника. (Проверяют.) - В учебнике. (1 ученик читает вслух.) - Квадрат. (Сначала читают про себя, затем 1 ученик читает вслух.) (Дети выполняют движения.) | Познавательные (общеучебные) Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации) Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы) |
6. Первичное закрепление. ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия. | - Предлагаю самостоятельно выполнить задание №3 на странице 81 в учебнике и проверить свои знания. Вам поможет памятка (на доске). Эталон: 3, 5, 6 – прямоугольники, 5, 6 – квадраты. - Поднимите руку, кто допустил ошибку. - В чём ошибка? - Почему допустили? - С какой целью мы выполняли это задание? | (Дети выполняют задание самостоятельно, потом проверяют свои работы по эталону.) … - Не воспользовались памяткой… - Чтобы различать прямоугольник и квадрат. | Познавательные (общеучебные) Регулятивные (планирование и прогнозирование) |
7. Применение новых знаний. ЦЕЛЬ: усвоение учащимися нового способа действий. | 1. Работа в тетрадях на печатной основе: страница 49 № 152 или 153 (ПО ВЫБОРУ) 2. - Поиграем в игру «Верю – не верю». - Возьмите карточки с таблицами. Я буду говорить высказывание, а вы будете в таблице записывать знаки: «+», если верите, т.е. согласны со мной, и «-», если не верите. (ТЕСТ, приём «верные и неверные высказывания».) Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые? Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом? Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны? Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые? Верите ли вы, что любой квадрат является прямоугольником? Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны? 3. Работа по вариантам. I вариант: Начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника. II вариант: Начертить квадрат со стороной 6 см. Найти сумму всех сторон квадрата. -Молодцы! - Какое домашнее задание можете предложить своему соседу по теме урока? | Проверка на абаках. (У каждого на парте карточка с таблицей, по которой дети работают.) (Дети работают по вариантам, проверяют по эталону.) I вариант: Р = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см) II вариант: Р = 6 · 4 = 24 (см) … | Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы) Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено) Личностные (самоопределение) |
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. ЦЕЛЬ: обобщить полученные знания, выявить трудности в усвоении нового материала. | - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Продолжите предложение: Сегодня я узнал … Сегодня я представил … Сегодня я смог … - Как вы думаете, теперь мы всё знаем про прямоугольники и квадраты? - В дальнейшем, на уроках математики и геометрии мы будем узнавать много нового об этих геометрических фигурах. - Урок окончен. Спасибо за работу. | (Вспоминают цель урока и говорят, достигли или нет цели, и почему они так думают.) Рефлексия. | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Личностные (смыслообразование) Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения) Коммуникативные (монологическое высказывание) |