Тема: «Алгоритм письменного сложения и вычитания. Вычитание вида 50-24».
Класс: 2.
УМК: «Школа России».
Тип урока: урок «открытия» нового знания (формирование).
Цель урока: познакомить с алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого числа.
Задачи урока.
Образовательная: учить применять алгоритм вычитания двузначного числа из круглого числа.
Развивающая: развивать память, мышление, математическую речь, внимание учащихся.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Формируемые УУД.
Оборудование: доска, учебник, стикеры, индивидуальные карточки.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности | Здравствуйте ребята, меня зовут Инна Сергеевна, сегодня я проведу наш урок. Тихо присаживайтесь на места. Проверьте, все ли необходимое для урока есть у вас на парте. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. В течение урока контролирую посадку и дисциплину детей. | Приветствуют учителя. | Л. 2, 3 Р. 1 К. 4 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | На следующей строке напишите число - 8 декабря, а на следующей строке - классная работа. Откройте тетради, положите их правильно под наклоном, пропишите образцы цифр. (6, 9) Контролирую. Ребята, сейчас мы проведем арифметический диктант. Вызываю 2 учеников для работы за доской. Запишите ниже А.д. Я читаю вслух задание – ваша задача выполнить его и записать ответ в тетрадь. Ответы запишите в строчку, через запятую. Сложи число 5 три раза. Сумму чисел 8 и 7 уменьши на 5 Разность чисел 20 и 8 уменьши на 4. Разность чисел 14 и 7 увеличь на 8. Запиши число, которое на 3 больше, чем 8 Из 58 вычти сумму чисел 40 и 8. Я задумала число, увеличила его на 6. Получила 40. Какое число я задумала? Тридцать три скороговорки, знают Игорь и Егорка. Игорь знает десять только. А Егорка знает сколько? Проверка с помощью стикеров, проверка ответов детей у доски. | Выполняют задание. 15 10 8 15 11 10 34 23 | К. 1, 2, 3 П. 2 Р. 2, 3, 4 |
3. Выявление места и причины затруднения в пробном действии | А теперь обратите внимание на доску.(50-24 – в столбик) Ребята, 50 – это какое число. А число 24 – это? В этом выражении нам необходимо из круглого числа вычесть двузначное число. Сможете ли вы правильно решить данное выражение? Почему? Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? Какой будет тема нашего урока? Какую цель мы поставим перед собой? Молодцы. | Двузначное, круглое число. 24 – двузначное число. Не сможем. Мы не изучали алгоритм решения данного примера. Учиться вычитать двузначное число из круглого числа. Вычитание вида 50-24. Изучить алгоритм вычитания двузначного числа из круглого числа. | П. 2, 3 К. 1, 2, 3, 4 Р. 4 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Откройте учебник на стр. 19-ой, рассмотрите устный алгоритм решения. А теперь обратите внимание на письменный алгоритм решения. Вызываю одного ученика к доске. Запиши на доске пример 50-24 в столбик. Дальше реши с объяснением как в учебнике. Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать? Второй способ мы будем применять при решении примеров. | Выполняют задание. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. Вычитаю единицы. Из 0 нельзя вычесть 4. Беру один десяток из 5 десятков (Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 5) 1 дес. = 10 ед. 10-4=6. Пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 5 дес., но 1 десяток взяли при вычитании единиц. Осталось 4 дес. 4-2=2. Пишу под десятками 2. Разность равна 26. Ответы одинаковые. | П. 1, 2 К. 1, 2, 3, 4 Р. 4 |
5.Реализация построенного проекта | А теперь обратите внимание на № 1 на стр. 19-ой. Вызываю учеников по очереди к доске. (Первые два примера решаются коллективно с объяснением и записью на доске). А теперь решим задачу. Вызываю ученика и даю ему карточку с задачей. В коробке лежало 40 яблок. Из коробки забрали 17 яблок. Сколько яблок осталось в коробке? О чем говорится в задаче? Сколько яблок было всего? Сколько яблок забрали из коробки? Что нам нужно узнать? Какие слова мы возьмем для краткой записи? Верно, запишите в тетради краткую запись к задаче. Каким действием мы ответим на вопрос задачи? Почему вычитанием? При решении задачи, будем ли мы применять алгоритм вычитания, который изучали на этом уроке? Запишите решение в столбик, ответ. Оценивание учащихся. | Выполняют задание. В задаче говорится о яблоках. Всего было 40 яблок. Забрали 17 яблок. Сколько яблок осталось. Было, забрали, осталось. Вычитанием. (40-17). Потому что яблоки забрали. Да. 40-17=23. Ответ: 23 яблока осталось в коробке. | П. 1, 2 Л.1 К. 1, 2, 3, 4 Р. 4 |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Давайте с вами еще раз повторим алгоритм вычитания двузначного числа из круглого числа. Запишите выражение 90-44. Ваша задача - решить выражение с объяснением. Проверка. Молодцы. | Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. Вычитаю единицы. Из 0 нельзя вычесть 4. Беру один десяток из 9 десятков (Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 9) 1 дес. = 10 ед. 10-4=6. Пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 9 дес., но 1 десяток взяли при вычитании единиц. Осталось 8 дес. 8-4=4. Пишу под десятками 4. Разность равна 46. | Л. 2 К. 4 Р. 4 |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | У вас на столах лежат карточки, ваша задние – найти значение выражений, записав решение столбиком. 50-34= 40-15= 30-17= 50-21= 30-13= 40-23= | Выполняют задание. 16 25 13 29 17 14 | П. 1, 2 Л. 1 Р. 4 |
8. Включение в систему знаний и повторений | Что мы изучали на этом уроке? Какой способ мы будем использовать при нахождении значения выражения, вида 50-24? | Мы изучали алгоритм вычитания вида 50-24. Второй способ – практический. | Л. 1 К. 4 Р. 4 |
9. Рефлексия учебной деятельности | Дети, наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат стикеры. Если вы хорошо работали на уроке и все было понятно, то поднимите зеленый стикер, а если вам что-то не удалось – красный стикер. Поднимите тот, который посчитаете верным. Опустите. Благодарю за урок! | Отвечают на вопросы. Проводят анализ своей работы на уроке. | Л. 3 К. 4 Р. 3 |