№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни). | Оргмомент | - Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | | | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2. | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | АОЗ | Прочитайте пословицы на слайдах и объясните их значения.
С соседями жить - дружбу водить. (русская) Народы нашей страны дружбой сильны. (Русская) Один за всех и все за одного. (русская) Дружба заботой да подмогой крепка. (русская) Сосед пришёл – помощь пришла. (узбекская) Старый сосед наравне с роднёй (армянская) | | Групповая | (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. | | - Какой одной темой можно объединить данные пословицы? | О дружбе | Групповая | (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. | ФНЗ Сообщение темы и цели урока | - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, какие произведения читать? -На уроке мы будем читать произведение о дружбе. Мы определим, какими качествами должен обладать настоящий друг, чего он не должен делать. | | Коллективная | (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
5. | 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Вступительная беседа | Откройте учебник на стр. 116. Кто автор стихотворения «Настоящий друг»? Знаком вам этот поэт? (портрет на слайде) Михаил Спартакович Пляцковский ( 1935 – 1991) – поэт песенник, драматург. Большое количество песен, стихов и сказок он посвятил детям. Поэт написал много детских песен, которые стали очень популярными: «настоящий друг», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «детства последний звонок», «Конопатая девчонка», «Песня о волшебном цветке», «Дружат дети на планете» Все они пронизаны добротой, сердечностью, теплом, искренностью, поэтому очень любимы разными поколениями. | -Пляцковский | Коллективная | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция |
6. | 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Первичное чтение Физминутка | Предположите, о чём это стихотворение? Послушайте стихотворение и определите, верны ли ваши предположения. Понравилось ли вам стихотворение? Почему? О чем оно? Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места: С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке, Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. | | Коллективная | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
7. | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Вторичное чтение | С какой интонацией вы будете читать это стихотворение? Прочитайте это стихотворение выразительно. -Какая основная мысль в стихотворении? -Какая главная мысль в 1 части? Во 2 части? В 3 части? Что заметили во 2? Что такое «Не разлить водой»? Как вы понимаете? | | Коллективная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
8. | 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | ФПН Закрепление чтения | Закончи пословицу: Нет друга- ищи, а нашёл-….. Друзья познаются в …. Старый друг лучше…. Человек без друзей, что…. Не имей сто рублей, а …. Дружба не гриб, в лесу ….. 2.- Знаете ли вы, что слова этого стихотворения положены на музыку? Послушаем эту песню. А кто её знает, подпевайте. | | Парная, коллективная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
9. | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Итог, рефлексия | - Что вы узнали на уроке? - За что бы вы похвалили себя? - Что у вас особенно хорошо получилось? - Что вы поняли на сегодняшнем уроке о дружбе? - Кто такие настоящие друзья? | | | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л). точностью (К). |