Предмет: Мир природы и человека | Класс: 2 |
Тема урока: Дикие и домашние животные. |
Цель урока: уточнить и расширить представления детей о животных. |
Задачи урока: 1. Образовательная: формировать понятие о диких и домашних животных; сравнить похожих животных, учить находить сходство и различия в строении, повадках, образе жизни. 2. Развивающая: развивать устную связную речь и словарный запас. 3. Коррекционная: коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе, на основе упражнения в сравнении, на основе упражнений в классификации. 4. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к окружающему миру. |
Планируемые образовательные результаты: Предметные: различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни. Базовые УД: Познавательные: наблюдать за явлениями окружающей действительности; выделять некоторые существенные, общие и отличительные признаки; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (организовывать рабочее место, поднимать руку, вставать и выходить из-за парты, открывать учебник и находить необходимую страницу в учебнике); принимать цель и произвольно включаться в деятельность, работать в общем темпе; принимать оценку деятельности, оценивать свою деятельность с учетом предложенных критериев. Коммуникативные: слушать, понимать и выполнять инструкцию к учебному заданию; вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик). Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Тип урока: комбинированный |
Оборудование: учебник Матвеевой Н.Б., Ярочкиной И.А. «Мир природы и человека» 2 класс (часть 2), опорный план. Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением домашних и диких животных. Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением животных, карточки. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроения уч-ся на уроке. Прозвенел и смолк звонок Начинается урок. Все за парты ровно сели, И на меня все посмотрели. Будем думать, отвечать И друг другу помогать. | Настраиваются на работу |
II. Повторение изученного материала | - Какое сегодня число? - Какой сегодня день недели? - Какой сейчас месяц? - Какое время года? Докажите, какие приметы зимы вы знаете? - Какая сегодня погода? - Какой у нас сейчас урок? | Отчет дежурного. |
| Речевая разминка А) Артикуляционная гимнастика Б) Дыхательные упражнения В) Произнесение чистоговорки | Слушают и выполняют задания учителя |
| Упражнение в анализе и синтезе. Каждому ребенку предлагается разрезная картинк а с изображением животного. - Сложи картинку из отдельных частей. - Назови, кто на ней изображен? - Назовите одним словом. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о животных, будем различать домашних и диких животных, сравнить похожих животных, находить сходство и различия в строении, повадках, образе жизни. | Складывают картинку в единое целое и называют, кто изображен. Ответы детей. Животные. |
III. Предъявление нового материала | Рассказ учителя о животных. В природе множество животных, которые сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье, выводят потомство – это дикие животные. Домашних животных разводят люди. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве. – Давайте, вернемся к нашим животным, изображенным на рисунках. Попробуем определить, к какому виду они относятся (дикие или домашние). Работа с учебником. Задание 1. Рассмотри рисунки (стр.32). Скажи, как называются эти животные? Какую пользу они приносят? - Давайте вспомним, где же они живут. Задание 2. Дополни предложения. Корова живёт в ... . Лошадь живёт в ... . и т.д. Задание 3. Рассмотри рисунки (стр.33). - Скажи, как называются эти животные? - Какие дикие животные тебе известны? - Расскажи, где живут эти животные? | Слушают учителя. Работа в группах. Распределяют животных. Домашние. Некоторых животных приручили люди. Они живут вместе с человеком. Человек кормит их, ухаживает за ними. Поэтому они не могут жить без заботы человека. Ответы детей. Дополняют предложения. Дикие. Ответы детей. Дикие животные живут в лесах, сами заботятся о себе. |
Упражнение в сравнении кошки и рыси (для сравнения используется опорный план) Задание: «Найди общее в строении, поведении рыси и кошки» 1) - Где живёт кошка? - Где живет рысь? К какой группе животных мы их отнесем? 2) Размер. 3) Внешний вид. Сравните их на рисунках (форма головы, тела, лапы с когтями, острые ушки). 4) Какая окраска у рыси? Кошки? 5) Чем питается кошка? На кого охотится рысь? Благодаря сильным и острым когтям кошки и рыси хорошо лазают по деревьям. Мягкие подушечки на лапах помогают им неслышно передвигаться во время охоты. Кошка и рысь чаще отдыхают днем, а ночью выходят на охоту. Их глаза хорошо видят в темноте. 6) Повадки. Образ жизни. Кошки ласковы, любят, когда их гладят, в ответ они весело мурлычут. Рысь очень осторожна, живёт одна, прячется от людей, редко приручается, если оказывается в неволе. Кошка и рысь нуждаются в воде, воздухе. Кошка любит тепло, в холодную погоду редко выходит на улицу, а рысь круглый год живет в лесу. Густой теплый мех защищает ее от ветра и морозов. 7) Детёныши. Кошка и рысь вскармливают своих детенышей молоком. - Вспомни, как называются детеныши кошки. - Подумай, как называются детеныши рыси. | Сравнивают кошку и рысь с опорой на план. Кошка – домашнее животное, а рысь – дикое. Рысь значительно крупнее кошки. Внешне они похожи. У рыси на ушах – кисточки, хвост короткий. У кошки хвост длинный. Окраска рыси неяркая, пятнистая, что помогает ей прятаться в ветвях деревьев. У кошки может быть различная окраска . Кошка ловит мышей, любит молоко, ест рыбу, мясо. Рысь охотится на небольших зверей, разоряет гнезда птиц и норы лесных животных. Детёнышей рыси называют котята, но иногда – рысята. |
| Физкультминутка | Выполняют движения в соответствии с текстом |
IV. Закрепление изученного материала | Вспомни, что ты узнал о кошке и рыси. Сравни их. Составь рассказ по плану: 1. Внешний вид. 2. Где живут. 3. Чем питаются. 4. Повадки. 5. Детёныши. | Составляют рассказ по плану. |
Закончи предложения. У кошки хвост длинный, а у рыси - ... Рысь живёт в лесу, а кошка ... . | Дополняют предложения. |
Лексические упражнения «Четвертый лишний». Собака, кошка, корова, медведь Заяц, лиса, лошадь, волк. - Назови лишнее животное. Объясни свой выбор. | Исключают «лишний» предмет из предложенных, объясняют свой выбор |
V. Итог урока | – Что нового (интересного) узнали сегодня на уроке? – Каких домашних животных вы знаете? – Каких диких животных вы знаете? - Чем домашние животные отличаются от диких? | Отвечают на вопросы учителя. |
Рефлексия. Зеленый – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял. Жёлтый – не всё понял. Красный – ничего полезного и интересного. | Раскрашивают домики в цвет, соответствующий настроению, в окошечки ставят оценки, которую считают заслуживают за урок. |