- развитие лексики по теме «Профессии».
- активизировать словарь детей.
- формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.
- четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией,
- давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные/согласные звуки, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Приветствие учеников. Здравствуйте ребята! Давайте еще раз познакомимся, меня зовут Жанель Амантаевна. Сегодня я буду проводить у вас урок. Закончите стихотворения: Это только трус боится На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и _________. Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг, Электрический ______. Очень-очень я горжусь, Что не утка я , а _______. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу _____. | - Здравствуйте Шучу Утюг Гусь Люб | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
2.Артикуляционная гимнастика | Проведение артикуляционной гимнастики, контроль за правильностью выполнения упражнений. Начинаем нашу зарядку: «Улыбка» Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Наш Дениска – озорник Тянет губки к ушкам. -Посмотрите, — говорит, -Я теперь — лягушка! «Трубочка» Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Кто играет на гитаре, А Денис на дудочке, Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой. «Горка» Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгибаем — горка получается. Быстро- быстро с горки вниз На санках катится Денис. «Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. У Дениса есть часы – Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга. «Качели» Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. Язычок – вверх и вниз – На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко. До чего же хорошо Весело Дениске! «Грибок» Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Наш Дениска в лес пошел, Под сосною гриб нашел. Подними вверх язычок- Покажи, как рос грибок. | За столом перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения: Выполняет артикуляционные упражнения | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности. |
3. Сообщение темы занятия | К нам на урок пришли две девочки одну из них зовут Люба, а другую Луша. Логопед выставляет на доску изображение двух девочек. - Какая гласная идет после Л в имени Люба? - Какая гласная идет после Л в имени Луша? - Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга. | (Ю) (У) | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. Характеристика звуков | Давайте вспомним. Буква У дает звук? Какой он? Буква Ю дает звук? Буквы У и Ю дают звук [у], чем тогда они отличаются? Ребята, а чем отличается звуки от букв? Обратим внимание на доску, и вспомним, как пишутся эти буквы! - Одна из девочек в синем платье. Буква У в ее имени делает впередистоящий согласный твердым. Как ее зовут? - На другой девочке зеленое платье. Буква Ю в ее имени делает впередистоящий согласный мягким. Как ее зовут? - Запишем их имена в тетради. Если это имена, с какой буквы мы их напишем? - В слове Луша есть буква У, подчеркнем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У? - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? - Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л] синим карандашом. - В слове Люба есть буква Ю, обведем ее красным карандашом. Как звучит согласный перед буквой Ю? - Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л,] зеленым карандашом. | Отвечают на вопросы [у] Гласный У Если согласный звук перед гласной мягкий, то пишем букву Ю, если твердый -У. Звуки мы говорим и слышим, буквы и видим и пишем (Луша) (Люба) (С заглавной) (твердо) (синим) (мягко) | Познавательные: извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств для решения задач. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
5. Развитие фонематических процессов | Сейчас я буду называть слоги, а вы поднимайте карточки соответствующего цвета. Если в слоге есть буква У - синюю карточку, если есть буква Ю – зеленую. Бу, бю, ку, кю, лу, лю, му, мю, тук, кюм, стюк, нум, буп, дюф. - Давайте устно заполним слоговую таблицу. Логопед указывает сначала на согласную букву, затем на гласную, дети читают получившийся слог. | Выполняет задание. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: извлечение необходимой информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности. |
6. Развитие фонематического анализа и синтеза. | Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слог с гласной У, а вы -с гласной Ю и наоборот. МУ – МЮ ТУ - … РУ - … ЛУ - … НУ - … КУ - … ФУ - … МУ - … Какой вывод мы можем сделать? | Учащиеся называют слоги: ТЮ РЮ ЛЮ НЮ КЮ ФЮ МЮ - Согласные перед гласной звучат твердо, а перед гласной Ю мягко. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7. Дифференциация звуков в словах | - Посмотрите на картинки. В каких словах есть буква у, в каких ю? Разделите картинки на две группы. В первую группу слова с буквой У, во вторую группу – с буквой Ю. Слова на картинке (голуби, индюк, петух, курица, люди, люстра, тюлень) | Выполняет задание. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. |
- Люба и Луша приготовили нам еще один сюрприз- кроссворд. Логопед выставляет на доску кроссворд. - Давайте поможем девочкам отгадать кроссворд. 1. Игрушка (юла) 2. Увеличительное стекло (лупа) 3. Враг мух (паук) 4. Рот у птиц (клюв) 5. Женская одежда (юбка) 6. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук) - Давайте проверим, правильно ли мы все отгадали. На экране появляется решенный кроссворд. Измените по образцу Юла-с юлой, из юлы. Лупа - … Паук - … Клюв - … Юбка - … Лук - …. | Выполняет задание. Лупа – с лупой, из лупы Паук – с пауком, из паука Клюв – с клювом, из клюва Юбка – с юбкой, из юбки Лук – с луком, из лука | Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Вставить пропущенную букву У ли Ю. Что это за профессии, давайте разберем значение каждого слова. Ск__льптор, фиг__ристы, кон__х, __читель, паст__х, экск__рсовод, ф__тболисты, __борщица, м__зыкант, конд__ктор, рег__лировщик, хир__рг. | Вставляют попущенную букву в слова. | Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8. Физминутка | - Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с Любой и Лушей. Я буду называть слова, если в них пишется буква У, вы вытягиваете руки вперед, если Ю, то поднимаете руки наверх и тянетесь к потолку. Слова для зарядки: луг, акула, рюкзак, пульт, ключ, стул, крюк, круг, велюр, стук, зуб, блюдо. | Выполняют движения | Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
9. Звуковой анализ слов | С ледующее задание, соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам. У - Ю | Выполняет задание. | Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение слушать собеседника, развивать навыки сотрудничества с о взрослыми в разлных социальных ситуациях. |
10. Дифференциация звуков в словосочетаниях | Найди и исправь ошибки в написании У, Ю. Спиши правильно. Колучий кустарник, куплу клукву, повешю рукзак, смотру телевизор, новая лустра, хочю дружить, леплу кюклу, шепчю на ухо, провожау подрюгу, пишю письмо, ищю клушку, встречю бабюшку. | Колючий кустарник, куплю клюкву, повешу рюкзак, смотрю телевизор, новая люстра, хочу дружить, леплю куклу, шепчу на ухо, провожаю подругу, пишу письмо, ищу клушку, встречу бабушку | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи. |
11. Развитие навыков языкового анализа и синтеза | Люба и Луша приготовили еще одно для вас задание. Придумайте предложения с каждым из словосочетаний. Самые красивые предложения мы запишем в тетради. Арбуз зеленый, дверной ключ, спелая груша, красивая кукла, маленький тюлень. - Подчеркните все буквы У, которые встретились в тексте красным карандашом, буквы Ю - обведите. Возьмите синий и зеленый карандаш и выделите согласные перед буквами У и Ю. | Примеры предложений: В магазине продают зеленый арбуз. Девочка ищет дверной ключ. Мы ели спелую грушу. У меня есть красивая кукла. В цирке выступал маленький тюлень. | Логические учебные действия: умение осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, Коммуникативные: умение слушать собеседника, развивать навыки сотрудничества со взрослыми в различных социальных ситуациях. |
12. Дифференциация в предложениях. | Вставьте пропущенные буквы У или Ю. У б_льдога сильные чел_сти. Вербл_д л_бит жевать кол_чк_. Т_рист п_тешеств_ет с р_кзаком. Х_дожник к_пил т_бик с краской. Стар_шка л_бит печь пл_шкии варить каш_ из манной кр_пы. | Дети вписывают пропущенные буквы «у» и «ю» и подчеркивают их карандашами красного цвета. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
13. Рефлексия деятельности. | Какие буквы приходили к нам в гости сегодня на занятие? Как звучит согласный перед буквой У? Как звучит согласный перед буквой Ю? Вспомните и назовите слова в которых есть буква У, буква Ю. | (У и Ю) (твердо) (мягко) Называют слова, приводят примеры. | Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |