• Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию, интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией, учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе.
• Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся.
• Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к животным.
- формировать понимание того, что животные делятся на группы.
-усвоить характерные признаки, уметь их описывать ,сравнивать, находить общие различия ,объединять в группы.
- принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию;
- создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения;
Этап урока, его цель | Содержание деятельности (взаимодействия) | Результаты (предметные, УУД) |
Действия педагога | Действия учащихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Создает эмоциональный настрой урока. – Ребята, закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова (звучит спокойная расслабляющая музыка со звуками леса) «Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее…..Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день». Вот с таким настроением мы и начнем наш урок «Окружающего мира». - Что вы пожелаете своим одноклассникам на уроке? - Наш девиз: «Ученику – удача, учителю – радость». | Дети закрывают глаза и слушают учителя. | Личностные УУД: создать условия для проявления интереса к новому материалу готовность к обучению. Регулятивные УУД: умение осуществлять личностную рефлексию. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности | 1. Минутка календаря. - К нам на урок прилетели листья! Соберите слово. -Какой период осени сейчас наступил? - Какие изменения происходят в неживой природе с приходом поздней осени? - Какую погоду вы наблюдали в ноябре? (Дети работают с дневниками наблюдения) - Какая преобладала облачность? Ветер? Осадки? - Какая была самая высокая температура? Самая низкая температура? 2. Проверка домашнего задания. - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? 1) Проводится игра «Блиц - опрос». 1.К какой группе относятся растения с мягкими сочными стеблями? Приведи примеры. (Травы) 2. Какие растения имеют листья в виде пластинок? Приведи примеры. (Лиственные) 3. Эти растения имеют несколько одревесневших стеблей-стволиков. Приведи примеры. (Кустарники) 4.У каких растений листья в форме иголок? Приведи примеры. (Хвойные) 5.Как называются растения, у которых один толстый стебель? Приведи примеры. (Деревья) 2) Тест (Приложение 1) 1.3 4.2 2.2 5.1 3.3 - Оцените работу: - без ошибок - 1 ошибка - 2 и более ошибок | ОСЕНЬ. Поздняя осень. Пасмурно, идут дожди, снег, температура ниже 0℃ Отвечают на вопросы, используя свои наблюдения за погодой. -Мы ознакомились с растениями и на какие группы они делятся. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, дополняют ответы других. Делают выводы. Самостоятельная работа. Взаимопроверка по эталону. | Познавательные УУД: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | На доске анаграммы. АЦЯЗ ЗАЯЦ АНОРОВ ВОРОНА УЩАК ЩУКА РАМУВЙЕ МУРАВЕЙ - Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. - Прочитайте тему урока на с. 60 учебника. - Что вы уже знаете о животных? - Что ещё хотите узнать? - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? - Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка. (с.60) Учитель побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока | Формулируют тему, цель, учебные задачи урока, соотносят их с задачами в учебнике А.А. Плешакова, делают выводы. О животных. Какие бывают животные. Узнаем, на какие группы можно разделить животных. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем находить новую информацию в рассказах о животных. | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из анаграммы и делать выводы. Регулятивные УУД: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | -Представим себе, что вы биологи -исследователи. - Кто такие исследователи? - Вам предстоит исследовать животных и распределить их в группы ? - Так что же будет предметом нашего исследования? | Отвечают с помощью толкового словаря: исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам. - Предметом нашего сегодняшнего исследования будут животные. (Учитель на доску прикрепляет табличку «ЖИВОТНЫЕ») | Регулятивные УУД: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из текстов и словарей. Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | -Где мы можем взять информацию о животных? -Какие методы сбора информации мы будем использовать? - Для исследования мы с вами разделимся на 4 группы. Каждая группа получает карточку 1-я группа - окунь, ерш, кузнечик, карась; 2-я группа - муха, божья коровка, медведь, жук; 3-я группа - тигр, лиса, гусь, волк; 4-я группа - ласточка, воробей, щука, синица. - Рассмотрите внимательно изображения и попробуйте назвать эту группу животных. - Найдите лишнее. Попробуйте ответить, почему он лишний. - Заносим заранее приготовленную таблицу - Продолжаем наше исследование и попробуем определить отличительные признаки каждой группы Составляем план исследования: 1.Название группы 2.Сколько ног? 3.Чем покрыто тело? 4.Представитель. - Вспомните правила работы в группе. Каждая группа получает листок с незаполненной таблицей «Группы животных и их признаки» (одна таблица на цветном листке для работы в группе и таблицы на белом листе для каждого ученика. 1 таблицу заполняют в группе, а 2 таблицу заполняют во время отчётов групп): № | Название группы | Коли-чество ног | Покро-вы | Предста-витель | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | - Прочитайте статью из учебника, характеризующую вашу группу животных (страницы указаны на обратной стороне карточки): 1-я группа - «Рыбы», с.62 2-я группа - «Насекомые», с.62 3-я группа- «Звери», с.63 4-я группа - «Птицы», с.63 № | Название группы | Коли-чество ног | Покро-вы | Предста-витель | 1 | Рыбы | плавники | чешуя | карась | 2 | Насекомые | 6 ног | хитин | муха | 3 | Звери | 4 ноги | шерсть | лиса | 4 | Птицы | 2 ноги | перья | синица | | | | | | | | | | | - Прочитайте в учебнике на с.60 отличительные признаки каждой группы животных и сравните со своими выводами. ФИЗМИНУТКА «Кузнечики» | - Учебник, энциклопедия, интернет, спросить у учителя или у взрослых. У детей на столах карточки со словами (наблюдать, спросить, посмотреть, выполнить опыты, прочитать, исследовать), они выбирают и крепят на доску. Ответы детей Дети самостоятельно выполняют задание. Находят лишнее. Объясняют, почему он лишний. На доске записывают в заранее нарисованную таблицу ( название группы животных) Отчёты групп 1группа – 1.Рыбы 2.Вместо ног плавники 3.Тело покрыто чешуей. Рассказ о рыбах (с.62) Дети заносят это в таблицу. Отчёт 2 группы 1.Насекомые 2. 6 лап 3.Тело жесткое ( не знаем ка называется) Ищут в интернете и зачитывают чем покрыто тело насекомых.(Хитин) Рассказ о насекомых (с.62) Дети заносят это в таблицу. Отчёт 3 группы 1.Звери 2.4 ноги 3.Тело покрыто шерстью. Рассказ о зверях (с.63) Дети заносят это в таблицу. Отчёт 4 группы 1.Птицы 2. 2ноги 3.Тело покрыто перьями Рассказ о птицах (с.63) Дети заносят это в таблицу. Дети читают и сравнивают материал из учебника со своими полученными исследованиями и делают выводы. | Познавательные УУД: использование различных способов поиска, сбора информации Коммуникативные УУД: использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию; ПознавательныеУУД (тщательное чтение) при работе с карточкой, поиск и выделение нужного слова. Коммуникативные УУД овладение сочетательным диалогом при работе в группах Личностные УУД проявляют познавательный интерес Коммуникативные УУД: умение работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, умение принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления Познавательные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Беседа. - Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушку и черепаху? - Второй вопрос нашего исследования: «Какие группы животных еще бывают». Искать информацию на этот вопрос вы будете самостоятельно, и главными вашими помощниками станут: учебник, статья из энциклопедии о животных. Работа с текстовой информацией (Приложение 2), заполнение таблицы. Назовите представителей групп и попробуйте найти ответы на вопросы: Как передвигаются? Чем питаются? Места обитания. Какое значение имеют в жизни человека? (Учитель дополняет кластер на доске, а ученики в таблице). Земноводные. Заполнение таблицы «Земноводные». Жалобы лягушки. Пресмыкающиеся. Заполнение таблицы «Пресмыкающиеся». Просмотр видео «Пресмыкающиеся». - Что интересного вы узнали? № | Название группы | Коли-чество ног | Покро-вы | Предста-витель | 1 | Рыбы | плавники | чешуя | карась | 2 | Насекомые | 6 ног | хитин | муха | 3 | Звери | 4 ноги | шерсть | лиса | 4 | Птицы | 2 ноги | перья | синица | 5 | Земноводные | 4 ноги | голая кожа | жаба | 6 | Пресмыкающиеся | 4 ноги или нет ног | роговые чешуйки | ящерица змея | Игра «Фантазёры» (Учитель постепенно во время выступления групп открывает пазлы. В результате получается картинка (см.учебник, с. 61). - Что это за чудо- животное? Как бы вы его назвали? - Как он может передвигаться? - К какой группе животных его можно отнести? Почему? - Части тела каких животных объединены на этом рисунке? | Дети рассматривают картинки и высказывают своё предположение. Обсуждают вопросы и задания. Выступление 1группы Лягушки, жабы Прыжками Мелкими животными На земле и на воде Истребляют вредителей лесов и их используют для опытов Выступление 2группы Змеи, черепахи Ползком, вороча брюхо по земле Мелкими животными На земле и на воде Истребляют вредителей лесов и их яд используют в медицине. Дети делятся своими впечатлениями. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами Коммуникативные УУД: понимание того, что для успешного решения разных социальных ситуаций необходимо уметь сотрудничать со сверстниками. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: находят в учебнике необходимую информацию и работают с ней. Овладение логическими действиями сравнения, анализа |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность | Выполнение заданий в рабочей тетради Рабочая тетрадь: С. 42, № 1 1) Насекомые: шмель, муравей. 2)Рыбы: окунь, сом. 3) Птицы: снегирь, сова. 4) Звери: жираф, ёж. Проверьте и оцените свою работу( правильные ответы на экране) | Сам. работа. Ф/О Самооценка своей работы. | Познавательные УУД Овладение логическими действиями сравнения, анализа ЛичностныеУДД целеустремлённость и настойчивость в достижении цели. Регулятивные УУД координирование своей деятельности, контроль, оценка |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Природоведческий диктант с использованием сокращений: З. – звери, П.- птицы, Р.- рыбы, Н. – насекомые. 1.Пушистой, маленькой хозяйке Морозы не страшны: Приберегла она на ветках Сушёные грибы. (Белка) 2. Окраской - сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Зовут её … . (ворона) 3.Я - пятнистая букашка, По оранжевой спине У меня одни кругляшки нарисованы везде. Если в руки попаду – Извините, обману: Сразу, вроде без сознанья, Я на спинку упаду. (Божья коровка) 4.Я по земле не хожу, Вверх не гляжу, Гнезда не завожу, А детей вывожу. (рыба) В итоге н а листочке должна получиться следующая запись: З. П. Н. Р. - Проверьте себя, сверив результат с образцом на доске. - Поднимите руки, у кого нет ошибок. У кого одна ошибка. У кого две ошибки. Кто сделал три ошибки | Записывают, к какой группе относится это животное используя сокращения. Осуществляют проверку опираясь на ранее заполненную таблицу и на образец с доски. Поднимают руки. | Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: умеют перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и материалы учебника. Личностные УУД: умеют оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания | - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? (см.с.60) - Достигли вы цели? - Назовите важнейшие признаки насекомых, птиц, зверей, рыб, земноводных, пресмыкающихся. - Прочитайте вывод на с.63. - Я предлагаю послушать стихотворение: Дерево, цветок, трава и птица. Не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда. Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом! - Чему учит нас это стихотворение? - Как вы можете помогать животным? (Учитель показывает детям энциклопедии о животных) Домашнее задание: С.60-63, изучить. РТ: с.43, № 3,4. Сообщение «Интересные факты о животных» (по желанию) Организует самооценку учебной деятельности. -Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | Какие бывают животные? Узнать, на какие группы можно разделить животных. Научиться выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем находить новую информацию в рассказах о животных. - Да. Дети, используя таблицу «Основные признаки животных», отвечают на вопрос, приводят примеры. Читают вывод. Учащиеся показывают кружки и записывают домашнее задание. | Личностные УУД: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Приложение 1.