• Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию, интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией, учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе.
  • Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к животным.
   - формировать понимание того, что животные делятся на группы.
  -усвоить характерные признаки, уметь их описывать ,сравнивать,  находить общие различия ,объединять в группы.
  - принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  - высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  - делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  - использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию;
  - создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения;
         |   Этап урока, его цель   |     Содержание деятельности  (взаимодействия)   |     Результаты  (предметные, УУД)   |  
  |   Действия педагога   |    Действия учащихся   |  
  |    1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).   |     Создает эмоциональный настрой урока.    – Ребята, закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова (звучит спокойная расслабляющая музыка со звуками леса)     «Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее…..Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день». Вот с таким настроением мы и начнем наш урок «Окружающего мира».   - Что вы пожелаете своим одноклассникам на уроке?  - Наш девиз: «Ученику – удача, учителю – радость».   |     Дети закрывают глаза и слушают учителя.                                |     Личностные УУД: создать условия для проявления интереса к новому материалу готовность к обучению.        Регулятивные УУД:   умение осуществлять личностную рефлексию.       |  
  |   2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности   |     1. Минутка календаря.   - К нам на урок прилетели листья! Соберите слово.   -Какой период осени сейчас наступил?   - Какие изменения происходят в неживой природе с приходом поздней осени?   - Какую погоду вы наблюдали в ноябре?   (Дети работают с дневниками наблюдения)   - Какая преобладала облачность? Ветер? Осадки?   - Какая была самая высокая температура? Самая низкая температура?             2. Проверка домашнего задания.   - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?   1) Проводится игра «Блиц - опрос».   1.К какой группе относятся растения с мягкими сочными стеблями? Приведи примеры. (Травы)   2. Какие растения имеют листья в виде пластинок? Приведи примеры. (Лиственные)   3. Эти растения имеют несколько одревесневших стеблей-стволиков. Приведи примеры. (Кустарники)   4.У каких растений листья в форме иголок? Приведи примеры. (Хвойные)   5.Как называются растения, у которых один толстый стебель? Приведи примеры. (Деревья)        2) Тест (Приложение 1)   1.3 4.2   2.2 5.1   3.3   - Оцените работу:      - без ошибок      - 1 ошибка      - 2 и более ошибок       |       ОСЕНЬ.        Поздняя осень.       Пасмурно, идут дожди, снег, температура ниже 0℃        Отвечают на вопросы, используя свои наблюдения за погодой.             -Мы ознакомились с растениями и на какие группы они делятся.          Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, дополняют ответы других.   Делают выводы.                               Самостоятельная работа.   Взаимопроверка по эталону.       |     Познавательные УУД:   умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.        Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.       Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.   |  
  |   3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.   |     На доске анаграммы.     АЦЯЗ ЗАЯЦ   АНОРОВ ВОРОНА     УЩАК ЩУКА   РАМУВЙЕ МУРАВЕЙ   - Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока.   - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.     - Прочитайте тему урока на с. 60 учебника.   - Что вы уже знаете о животных?   - Что ещё хотите узнать?   - Какие учебные задачи вы поставите перед собой?   - Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка. (с.60)   Учитель побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока         |          Формулируют тему, цель, учебные задачи урока, соотносят их с задачами в учебнике А.А. Плешакова, делают выводы.             О животных.        Какие бывают животные.                            Узнаем, на какие группы можно разделить животных.   Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп.  Будем находить новую информацию в рассказах о животных.   |     Познавательные УУД:   Развиваем умения извлекать информацию   из анаграммы и делать выводы.   Регулятивные УУД:   определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем        Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.       |  
  |    4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).       |     -Представим себе, что вы биологи -исследователи.     - Кто такие исследователи?             - Вам предстоит исследовать животных и распределить их в группы ?   - Так что же будет предметом нашего исследования?   |          Отвечают с помощью толкового словаря: исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.             - Предметом нашего сегодняшнего исследования будут животные.  (Учитель на доску прикрепляет табличку «ЖИВОТНЫЕ»)   |               Регулятивные УУД: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.        Познавательные УУД:   Развиваем умения извлекать информацию из текстов и словарей.         Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами   |  
  |    5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.       |     -Где мы можем взять информацию о животных?   -Какие методы сбора информации мы будем использовать?   - Для исследования мы с вами разделимся на 4 группы.   Каждая группа получает карточку   1-я группа - окунь, ерш, кузнечик, карась;   2-я группа - муха, божья коровка, медведь, жук;   3-я группа - тигр, лиса, гусь, волк;   4-я группа - ласточка, воробей, щука, синица.   - Рассмотрите внимательно изображения и попробуйте назвать эту группу животных. - Найдите лишнее. Попробуйте ответить, почему он лишний.   - Заносим заранее приготовленную таблицу        - Продолжаем наше исследование и попробуем определить отличительные признаки каждой группы   Составляем план исследования:   1.Название группы   2.Сколько ног?   3.Чем покрыто тело?   4.Представитель.   - Вспомните правила работы в группе. Каждая группа получает листок с незаполненной таблицей «Группы животных и их признаки» (одна таблица на цветном листке для работы в группе и таблицы на белом листе для каждого ученика. 1 таблицу заполняют в группе, а 2 таблицу заполняют во время отчётов групп):              |   №   |    Название группы   |    Коли-чество ног   |    Покро-вы   |    Предста-витель   |     |        |         |         |         |         |     |        |         |         |         |         |     |        |         |         |         |         |     |        |         |         |         |         |     |        |         |         |         |         |     |        |         |         |         |         |            - Прочитайте статью из учебника, характеризующую вашу группу животных (страницы указаны на обратной стороне карточки):     1-я группа - «Рыбы», с.62   2-я группа - «Насекомые», с.62   3-я группа-  «Звери», с.63   4-я группа - «Птицы», с.63                                                                                                   |   №   |    Название группы   |    Коли-чество ног   |    Покро-вы   |    Предста-витель   |     |   1   |    Рыбы   |    плавники   |    чешуя   |    карась   |     |   2   |    Насекомые   |    6 ног   |    хитин   |    муха   |     |   3   |    Звери   |    4 ноги   |    шерсть   |    лиса   |     |   4   |    Птицы   |    2 ноги   |    перья   |    синица   |     |        |         |         |         |         |     |        |         |         |         |         |                                     - Прочитайте в учебнике на с.60 отличительные признаки каждой группы животных и сравните со своими выводами.        ФИЗМИНУТКА «Кузнечики»        |     - Учебник, энциклопедия, интернет, спросить у учителя или у взрослых.   У детей на столах карточки со словами (наблюдать, спросить, посмотреть, выполнить опыты, прочитать, исследовать), они выбирают и крепят на доску.             Ответы детей                                                Дети самостоятельно выполняют задание. Находят лишнее. Объясняют, почему он лишний.   На доске записывают в заранее нарисованную таблицу ( название группы   животных)                                                                                        Отчёты групп   1группа –   1.Рыбы   2.Вместо ног плавники   3.Тело покрыто чешуей.   Рассказ о рыбах (с.62)   Дети заносят это в таблицу.        Отчёт 2 группы   1.Насекомые   2. 6 лап   3.Тело жесткое ( не знаем ка называется)   Ищут в интернете и зачитывают чем покрыто тело насекомых.(Хитин)   Рассказ о насекомых (с.62)   Дети заносят это в таблицу.        Отчёт 3 группы   1.Звери   2.4 ноги   3.Тело покрыто шерстью.   Рассказ о зверях (с.63)   Дети заносят это в таблицу.        Отчёт 4 группы   1.Птицы   2. 2ноги   3.Тело покрыто перьями   Рассказ о птицах (с.63)   Дети заносят это в таблицу.        Дети читают и сравнивают материал из учебника со своими полученными исследованиями и делают выводы.                       |     Познавательные УУД:   использование различных способов поиска, сбора информации        Коммуникативные УУД: использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию;                  ПознавательныеУУД   (тщательное чтение) при работе с карточкой, поиск и выделение нужного слова.   Коммуникативные УУД   овладение сочетательным диалогом при работе в группах   Личностные УУД   проявляют познавательный интерес                                           Коммуникативные УУД:   умение работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, умение принимать решение, брать ответственность на себя.          Регулятивные УУД:   способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления             Познавательные УУД:   Овладение логическими действиями сравнения, анализа                  Познавательные УУД:   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами             |  
  |    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).                            |      Беседа.     - Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушку и черепаху?        - Второй вопрос нашего исследования:   «Какие группы животных еще бывают». Искать информацию на этот вопрос вы будете самостоятельно, и главными вашими помощниками станут: учебник, статья из энциклопедии о животных.     Работа с текстовой информацией (Приложение 2), заполнение таблицы.          Назовите представителей   групп и попробуйте найти ответы на вопросы:   Как передвигаются?   Чем питаются?   Места обитания.   Какое значение имеют в жизни человека?                            (Учитель дополняет кластер на доске, а ученики в таблице).     Земноводные.    Заполнение таблицы «Земноводные».    Жалобы лягушки.      Пресмыкающиеся.    Заполнение таблицы «Пресмыкающиеся».    Просмотр видео «Пресмыкающиеся».     - Что интересного вы узнали?             |   №   |    Название группы   |    Коли-чество ног   |    Покро-вы   |    Предста-витель   |     |   1   |    Рыбы   |    плавники   |    чешуя   |    карась   |     |   2   |    Насекомые   |    6 ног   |    хитин   |    муха   |     |   3   |    Звери   |    4 ноги   |    шерсть   |    лиса   |     |   4   |    Птицы   |    2 ноги   |    перья   |    синица   |     |   5   |    Земноводные   |    4 ноги   |    голая кожа   |    жаба   |     |   6   |    Пресмыкающиеся   |    4 ноги или нет ног   |    роговые чешуйки   |     ящерица  змея   |              Игра «Фантазёры»     (Учитель постепенно во время выступления групп открывает пазлы. В результате получается картинка (см.учебник, с. 61).   - Что это за чудо- животное? Как бы вы его назвали?     - Как он может передвигаться?   - К какой группе животных его можно отнести? Почему?   - Части тела каких животных объединены на этом рисунке?   |       Дети рассматривают картинки и высказывают своё предположение.                             Обсуждают вопросы и задания.   Выступление 1группы     Лягушки, жабы    Прыжками    Мелкими животными    На земле и на воде    Истребляют вредителей лесов и их используют для опытов               Выступление 2группы     Змеи, черепахи    Ползком, вороча брюхо по земле    Мелкими животными    На земле и на воде    Истребляют вредителей лесов и их яд используют в медицине.                              Дети делятся своими впечатлениями.                                                                         Рассматривают рисунок.                  Отвечают на вопросы.   |     Познавательные УУД:   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами   Коммуникативные УУД:   понимание того, что для успешного решения разных социальных ситуаций необходимо уметь сотрудничать со сверстниками. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД:   умение работать по предложенному учителем плану.   Познавательные УУД:   находят в учебнике необходимую информацию и работают с ней.   Овладение логическими действиями сравнения, анализа   |  
  |    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность   |     Выполнение заданий в рабочей тетради        Рабочая тетрадь:   С. 42, № 1   1) Насекомые: шмель, муравей.   2)Рыбы: окунь, сом.   3) Птицы: снегирь, сова.   4) Звери: жираф, ёж.          Проверьте и оцените свою работу( правильные ответы на экране)   |                    Сам. работа.   Ф/О        Самооценка своей работы.   |     Познавательные УУД   Овладение логическими действиями сравнения, анализа   ЛичностныеУДД   целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.   Регулятивные УУД   координирование своей деятельности, контроль, оценка   |  
  |    8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.        |     Природоведческий диктант с использованием сокращений:     З. – звери, П.- птицы, Р.- рыбы, Н. – насекомые.          1.Пушистой, маленькой хозяйке     Морозы не страшны:     Приберегла она на ветках     Сушёные грибы. (Белка)          2. Окраской - сероватая,     Повадкой – вороватая,     Крикунья хрипловатая –     Известная персона.     Зовут её … . (ворона)          3.Я - пятнистая букашка,     По оранжевой спине   У меня одни кругляшки нарисованы везде.     Если в руки попаду –     Извините, обману:     Сразу, вроде без сознанья,     Я на спинку упаду. (Божья коровка)          4.Я по земле не хожу,     Вверх не гляжу,     Гнезда не завожу,     А детей вывожу. (рыба)          В итоге н а листочке должна получиться следующая запись:     З. П. Н. Р.     - Проверьте себя, сверив результат с образцом на доске.     - Поднимите руки, у кого нет ошибок. У кого одна ошибка. У кого две ошибки. Кто сделал три ошибки   |     Записывают, к какой группе относится это животное используя сокращения.                                                                                                                                       Осуществляют проверку опираясь на ранее заполненную таблицу и на образец с доски. Поднимают руки.   |          Регулятивные УУД: умение   оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.   Познавательные УУД:   умеют перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и материалы учебника.   Личностные УУД: умеют оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей        |  
  |    9. Рефлексия учебной деятельности.   Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания   |     - Какая тема урока была?   - Какую цель ставили? (см.с.60)                                 - Достигли вы цели?   - Назовите важнейшие признаки насекомых, птиц, зверей, рыб, земноводных, пресмыкающихся.          - Прочитайте вывод на с.63.  - Я предлагаю послушать стихотворение:  Дерево, цветок, трава и птица.   Не всегда умеют защищаться.  Если будут уничтожены они,  На планете мы останемся одни.    Нор звериных, птичьего гнезда.  Разорять не будем никогда!  Пусть птенцам и маленьким зверятам  Хорошо живётся с нами рядом!    - Чему учит нас это стихотворение?   - Как вы можете помогать животным?        (Учитель показывает детям энциклопедии о животных)        Домашнее задание:      С.60-63, изучить.    РТ: с.43, № 3,4.    Сообщение «Интересные факты о животных» (по желанию)           Организует самооценку учебной деятельности.   -Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.        |     Какие бывают животные?   Узнать, на какие группы можно разделить животных.   Научиться выделять и сравнивать признаки этих групп.   Будем находить новую информацию в рассказах о животных.   - Да.   Дети, используя таблицу «Основные признаки животных», отвечают на вопрос, приводят примеры.   Читают вывод.                                                                                        Учащиеся показывают кружки и записывают домашнее задание.                                                 |          Личностные УУД: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.   Регулятивные УУД:   умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.   |  
 
  Приложение 1.