«_»________201_г.
по теме: «Растения. Разнообразие растений»
Ейск, 2019 г.
Тема урока: «Растения. Разнообразие растений»
Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи: формировать у учащихся знания о разнообразии растительного мира.
Развивать сообразительность, мышление, внимание, память, устную речь.
Воспитывать культуру речи, бережное отношение к окружающему миру.
- умение осознавать свои трудности.
– развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- оформлять грамотно свои мысли в устной форме.
- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации;
- уметь высказывать свои предпочтения.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Этап мотивации | Здравствуйте ребята. Меня зовут Наталья Николаевна. Сейчас я прочитаю вам стихотворение о правилах поведения на уроке Если прозвенел звонок, Значит, начался урок. Встань, учителя дождись, С разрешения садись. Хочешь ты вопрос задать? Или знанья показать? Руку следует поднять, Только не перебивать. На уроке не болтай И в игрушки не играй. На уроке занимайся, Слушай и запоминай. | Здравствуйте | Л – 1 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | На какие царства делится царство живой природы? Мы отправимся с вами в удивительное Царство – это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет своё Царство. Флора в римской мифологии – богиня цветов и весны (от лат. «флос», «флорис» - цветок). - Каких представителей этого Царства вы видите? К какой группе растений их можно отнести? Царство растений пришли вы познать, Их тайны и загадки придётся отгадать. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет. (Слайды с высказываниями) О папоротнике Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7июля) под удары грома и раскаты молний. О мхах Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. О водорослях В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль – грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же, несъедобны. О хвойных Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки. О цветковых Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы! | Грибы, растения, бактерии, животные.
Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник. водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.
Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия. | К – 2 Л – 2 |
Выявление места и причины затруднений | Какие утверждения верны, а какие нет? Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении? Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование? А кто мне поможет сформулировать цель урока? | Изучить эти группы растений. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений. - Познакомиться с различными группами растений. | К – 3 П – 2 Р – 1 |
Построения проекта выхода из создавшейся ситуации | Где правда, а где вымысел, легенда, ложь. Без науки о растениях не поймёшь. - Какая наука изучает растения? - И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи, 3-я – папоротники, 4-я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы. На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. - Как настоящие учёные, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос? Физминутка. | Ботаника Слушают учителя 1. Прочитать текст. 2. Рассмотреть фотографии. 3. Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения – представители этой группы. | К – 2 Л – 2 |
Реализация построенного проекта | Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую сводную таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на слайде появляется сводная таблица, где отмечено минусом (-), если растение не имеет этого органа, а плюсом (+) – если имеет. | Представление своей работы. | К – 1 Р – 2 |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Внимательно посмотрите на сводную таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства? Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым? Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений? | Имеющие цветы и не имеющие цветов. Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения. Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, мхи, папоротники, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами. Папоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист – хвою, не цветут. | К – 2, 3 Р – 2 Л – 2 |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор? -
| О папоротнике. Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, они услышат голоса деревьев и трав. О мхах. Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков. О водорослях. Ошибка: у грушеносного макроцистиса никаких груш, конечно, не бывает, однако он обладает многочисленными грушевидными вздутиями. Внутри они пустотелые, а плотная оболочка создаёт им полную герметичность, чему и обязана водоросль своей плавучестью. О хвойных. Утверждение верное! О цветковых. Утверждение верное! | К – 2, 3 |
Этап включения в систему знаний и повторение Промежуточный этап, в котором формулируется домашнее задание | Какому вопросу мы посвятили наше исследование? А кто мне поможет сформулировать цель урока? Что нового вы узнали на нашем занятии? | Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений. - Познакомиться с различными группами растений. Познакомились с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений. | П – 1 Р – 1 |
Этап рефлексии учебной деятельности | Ребята, если вам было интересно и не было трудностей при выполнении заданий, то нарисуйте у себя на полях солнышко, а если вы ничего не поняли или были трудности при выполнении заданий, то нарисуйте облачко. | Рисуют смайлики. | Л – 1, 2 |