kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по литературному чтению в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по пройденному разделу "Родина". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению в 4 классе»

Технологическая карта

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4.

Учитель: Ботулу Х.В.

Тема урока: «Обобщение по разделу «Родина».

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цель урока: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела: «Родина».



Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

Формировать умение комментировать и анализировать содержание учебного материала. Формировать умение ориентироваться в тексте, находить нужный отрывок, авторское подтверждение своего ответа.

Предметные: (учащиеся научатся):

Учащиеся научатся:

  • комментировать и анализировать содержание учебного материала;

  • ориентироваться в тексте, находить нужный отрывок, авторское подтверждение своего ответа.

Развивающие:

Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять самооценку деятельности.





Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.





Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи; строить монологическое высказывание; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Метапредметные: (учащиеся научатся) Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять волевую саморегуляцию;

  • принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Учащиеся получат возможность научиться осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Учащиеся получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • слушать и понимать речь других;

  • владеть диалогической формой речи; - строить монологическое высказывание. Учащиеся получат возможность научиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Воспитательная:

-Воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи;

-Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные: (у учащихся будут сформированы)

-У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи;

-У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая,


индивидуальная.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Словесный: рассказ

Приветствует.

Проверяет готовность.

Мотивирует на деятельность.

- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Михаила Пришвина:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина».-Как вы их понимаете? Каково значение Родины в жизни человека?

Приветствуют.

Показывают готовность к уроку.


Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Практический: выразительное чтение учителя

1.Актуализирует знания о Родине, подводит к теме урока.

Предлагаю прослушать песню «С чего начинается Родина», написанную на слова Михаила Матусовского.

(звучит песня «С чего начинается Родина»

  • Скажите, понравилась песня? О чём эта она?

  • Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово «Родина»?

  • Родина у каждого своя, а какая у вас Родина?

  • Назовите синонимы к слову «Родина»

Вы любите свою Родину – Россию? Почему?

1.Отвечают на вопросы





- О Родине.


Да


Отвечают на вопрос


Россия


Отчизна, Отечество, Россия.


Предполагаемые ответы детей

П: умение анализировать


М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

Презентация, аудиофрагмент


Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Практический: составление плана, написание сочинения, упражнение


1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

  • Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

  • А вы уже проходили стихотворения о Родине? Вспомните их.


2. Формулирует совместно с учениками цель урока.


  • Молодцы, какая цель нашего сегодняшнего урока?




3. Составляет совместно с учениками план работы.


  • Итак, давайте составим план нашего сегодняшнего урока.

1.Формулируют тему урока.


Родина


«Русь», «Родине», «О, Родина! В неярком блеске»

2.Формулируют цель урока.



Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Родина».


3. Составляют план урока.




ПЛАН

1. Вспомним, что означает слово «Родина».

2.Повторим биографию И.С.Никитина, С.Д. Дрожжина, А.В. Жигулина.

2.Перечитаем и обобщим наши знания о стихотворениях«Русь», «Родине», «О, Родина! В неярком блеске».






П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;







М: Научатся составлять план и последовательность действий


Презентация


Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Парная работа

Групповая работа

Практический: выразительное чтение

Словесный: беседа, объяснение

1.Организует работу со смысловым значением слова «Родина».

  • Найдите пословицу, которая соответствует теме нашего урока, объясните её смысл.

1. Родина-мать, умей за неё постоять.

2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  • Что объединяет все эти пословицы?

  • Что же вообще обозначает слово «Родина»? Давайте обратимся к словарям.

Родина — 1) место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. (БСЭ)

Родина — родить, родня и пр. см. рождать. (словарь В. Даля)

Родина — Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (толковый словарь С. Ожегова)

Родина — Отечество, родная страна (толковый словарь С. Ожегова)

  • Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?



  • Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.

  • Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине:  

«Наше отечество, наша родина — матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что испокон веку в ней жили отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною».

  • Как  К.Д.Ушинский называет нашу Родину?

  • Верно, она нам, как мать, так же бережёт и защищает нас.

  • Посмотрите на экран, вам нужно подобрать правильное окончание для пословиц.

Родину любить - умей за неё постоять
Родина мать во сне снится
Человек без Родины, верно Родине служить.
На чужбине родная землица что соловей без песни





2. Организует работу с элементами биографии И.С.Никитина, С.Д. Дрожжина, А.В. Жигулина, анализ стихотворений.

  • Отлично, ребята, вы большие молодцы, сейчас на экране вы видите портреты авторов, вам необходимо определить, кто изображен.

  • Что вы уже знаете про этих авторов?

  • Верно, молодцы.

  • Начнем с Ивана Саввича Никитина. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец был торговцем. Значительное место в творчестве поэта уделено народным бедам и страданиям. Никитин горячо сочувствовал русскому народу и от души желал улучшения его незавидного положения.

  • С каким произведением И.С. Никитина вы уже знакомы?

  • Какая тема данного произведения?


  • Какие чувства нужно выразить, читая данное стихотворение?

  • Откройте учебник на странице 128, давайте прочитаем это стихотворение по цепочке. Каждый читает по четверостишью.


  • Верно, описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.

  • Какие важные события вспоминает автор, чтоб показать великие качества людей, населяющих нашу державу?



  • Народ стал победителем в этих испытаниях, благодаря своей вере, единству и мощи.

И. Никитин вспоминает, как «со всех концов поднялася Русь», никто не остался в стороне, ни дети, ни женщины, ни старики. Неоднократно упоминается о православии, как огромной объединяющей российских людей силе.

  • Какая основная мысль произведения?



  • Хорошо, двигаемся дальше, следующий автор – Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

  • Что вы уже знаете про этого автора?

  • Родился 9 декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. Он вышел из самых низов, из семьи крепостных, но благодаря своему таланту, упорству и настойчивости сумел добиться славы и известности. В стихотворениях Дрожжина звучит настоящая народная речь, он воспевает красоту нашей Родины.

  • С каким произведением Спиридона Дмитриевича вы уже знакомы?

  • Отлично. Чему учит стихотворение "Родине"?







  • Какая главная мысль произведения?

  • Кто готов выразительно прочитать это стихотворение?



  • Это очень чувственное патриотичное стихотворение. Автор умело затрагивает самые глубокие чувства каждого человека - его любовь к родной земле. Он и сам бесконечно влюблен в свою Родину и желает ей счастья и процветания.

  • Отлично, вы большие молодцы. Следующий автор- это А.В. Жигулин. Что вы знаете про него?

  • Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 в с. Подгорное Воронежской области. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба… Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне». Образ России — один из главных в поэзии А.В. Жигулина.

  • С каким стихотворением вы уже знакомы?

  • О чём это стихотворение?







Какая главная мысль этого произведения?

  • Кто готов выразительно почитать это стихотворение?

  • Верно, ребята, мы рассмотрели этих трёх великих авторов, что их всех объединяет?

  • А в чём своеобразие каждого стихотворения?



  • Что значит Родина для этих поэтов?

  • Как эти стихи помогают нам понять слово «патриотизм»?

1.Отвечают на вопросы, выполняют задания по теме.











Предполагаемые ответы детей

Они все о нашей Родине – России
























Место, где человек родился, а также страна, в которой он живет



































Мать








Родину любить - верно Родине служить.

Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина мать умей за неё постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужбине родная землица во сне снится

2.Отвечают на вопросы, выразительно читают произведения








Предполагаемые ответы детей













«Русь»

Безграничная любовь и уважение к народу, его истории.


Предполагаемые ответы детей


Читают стихотворение по цепочке
















Татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.











Любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.







Предполагаемые ответы детей












«Родине»


Стихотворение учит любить Родину, гордиться Родиной, учит быть настоящим патриотом. Учит ценить свободу, любоваться красотой природы, восторгаться делами человека.

Наша Родина великая и святая.



Выразительно читают стихотворение








Предполагаемые ответы детей


















«О, Родина! В неярком блеске»

В этом стихотворении автор выразил свои чувства к Родине. Он признается в любви к родной земле, к ее просторам, лесам, к ее символам. И мне понравилось, что автор находит свое утешение в общении с родной землей.


Нет ничего прекрасней и любимей, чем Родина




Любовь к Родине



Выразительно читают стихотворение

Никитин – любовь ко всей стране, Дрожжин – любовь к родным землям, Жигулин – любовь без громких слов


Предполагаемые ответы детей

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации


Презентация

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Фронтальная работа

Словесный: выразительное чтение учителем

Организует и проводит динамическую паузу.

  • Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполняют упражнения






Поднимают руки вверх, тянутся на носочках

Наклоны влево и вправо

Разводят руки в стороны

Вращают руками перед грудью

Поднимают руки вверх и тянутся на носочках



Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни






3. Организует парную работу.


  • На ваших столах лежат листочки с заданием, вам необходимо вместе со своим соседом узнать произведение по двум строчкам, а также написать автора этого произведения.

Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю (……………)(……………..)


Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье (……………)(……………..)


Посмотрю на юг
Нивы зрелые (……………)(……………..)

  • Итак, давайте проверим, что у вас получилось.

4. Организует групповую работу.


  • Вы большие молодцы! Сейчас вам необходимо будет устно составить небольшое сочинение на 4-5 предложений на тему «За что мы любим нашу Родину?». Для этого поработаем в группах.

  • Давайте вспомним правила работы в группах.







  • Приступайте.

  • Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

3.Работают в парах.







С.Дрожжин «Родине»




А. Жигулин «О, Родина!»



И. Никитин «Русь»





4. Работают в группах.









1. Работать в группе должны все.
2. Уважай мнение других.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.



Предполагаемые ответы детей.



Домашнее задание



Написать мини-сочинение «Моя малая Родина

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы



Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа


1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

  • Подведём итог нашего урока.

  • Какая тема у нас сегодня была?

  • Какая цель сегодняшнего урока?



  • Мы достигли цели?

  • Какие возникали трудности?


2. Проводит работу по самооценке.

  • Ребята, вы сегодня большие молодцы, на слайде вы видите лестницу успеха.

  • Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то хлопните в ладоши, если ваш человечек на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то топните ногой, если ваш человечек на нижней ступеньке.

  • Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.


1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.


Родина

Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Родина».

Да

Трудности в выполнении некоторых заданий

2. Дают оценку своей работе на уроке.


М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта по литературному чтению в 4 классе

Автор: Ботулу Харитина Владимировна

Дата: 04.02.2025

Номер свидетельства: 664665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Технологическая карта литературного чтения по теме Платонов "Ещё мама" (3 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_litieraturnogho_chtieniia_po_tiemie_platonov_ieshchi"
    ["file_id"] => string(6) "430777"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507058602"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Технологическая карта урока "Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»"."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_chtieniie_i_analiz_basni_i_a_krylova_vorona_i_"
    ["file_id"] => string(6) "385345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485719284"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Технологическая карта урока литературного чтения "Литература зарубежных стран""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_litieraturnogho_chtieniia_litieratura_zarubiez"
    ["file_id"] => string(6) "372321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482350446"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Технологическая карта литературной мастерской с использованием ИКТ "Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава". "
    ["seo_title"] => string(147) "tiekhnologhichieskaia-karta-litieraturnoi-mastierskoi-s-ispol-zovaniiem-ikt-vielichiie-nie-vsieghda-spraviedlivo-spraviedlivost-vsieghda-vielichava"
    ["file_id"] => string(6) "107593"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403339468"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Технологическая карта литературное чтение 1 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "tiekhnologhichieskaiakartalitieraturnoiechtieniie1klass"
    ["file_id"] => string(6) "287809"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454526556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства