I Мотивация к учебной деятельности . (орг. момент) - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок Начинаем наш урок. Проверьте вашу подготовленность к уроку (наличие учебных принадлежностей). II Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. - На уроке литературного чтения мы познакомимся с одним из пороков, который автор высмеивает в своём произведении. Прежде чем начнём работать над произведением, рассмотрите иллюстрацию. 1. Работа с иллюстрацией. - Кого видите? - Что в клюве у Вороны? - Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? - Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? - Кто же герои этой иллюстрации? - Как может называться произведение, иллюстрацию к которому вы сейчас рассмотрели? - Чем всё может закончиться? Сумеет ли Лиса отобрать сыр у Вороны? На этот вопрос вы сможете получить ответ, послушав чтение самого произведения. II Определение темы урока . Сегодня мы познакомимся с творчеством И. А. Крылова басня «Ворона и Лисица» III Изучение нового материала. - Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» учителем наизусть. - Что за произведение я прочитала? - Докажите, что это басня. - Что больше всего понравилось или запомнилось при моём чтении басни? Что бы вы хотели ещё раз послушать из басни? - О чём эта басня? Удалось ей это? На какой вопрос вы должны получить ответ? Чтение басни детьми про себя для осмысливания текста. Какие слова в тексте басни вам были непонятны? Коллективная работа по осмысливанию непонятных для детей слов. Подготовительная работа перед чтением басни детьми вслух. - Какова Лиса в изображении И. А. Крылова? - Проследите, как она действует? - Подумайте, как надо читать эти строки. - Как, по-вашему, надо читать разговор Лисы с Вороной? - В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны? - Для чего это нужно Лисе? 1-ое четверостишье. Вопросы по осмысливанию 1-го четверостишья: - Что Бог послал Вороне? - Значит, какой по размеру этот кусочек? - Часто ли Вороне приходится лакомится сыром? - Этот кусочек сыра дорог для Вороны? - Вывод: сыр для Вороны очень дорог. - Почему автор употребил слово «взгромоздясь», а не просто села? - «Позавтракать». Какое время суток? «Совсем уж было собралась». «Собралась» - каким словом можно заменить? «Призадумалась». Может Ворона о чём – то думать? Чтение следующих 3 – х строк. Вопросы по осмысливанию прочитанного: - Как понять «на ту беду»? -«Близёхонько». Как понять? - Что заставило Лису остановиться, когда она бежала по лесу? - Как понять «Сырный дух»? Чтение следующих 4-х строк. Вопросы по осмысливанию прочитанного: - Как понимаете слово «пленил»? - Вначале автор говорит, что Лиса просто бежала, а когда почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте. - Как понимаете «на цыпочках»? - «Вертит»? - «Глаз не сводит»? - «Говорит сладко, чуть дыша»? «Голубушка». Кого так называют? - Для чего всё это? Чтение следующих 4-х строк. Вопросы по осмысливанию прочитанного: - На самом ли деле так хороша Ворона, как обрисовала её Лиса? - Для чего Лиса говорит неправду? - Для чего Лисе это надо? - «Шейка, глазки, пёрышки, носок, голосок» - в какой форме употребил автор эти существительные? - А на самом деле, как можно сказать о Вороне? - «Право»? Чтение следующих 3-х строк. Вопросы по осмысливанию прочитанного: - Как Лиса обращалась к Вороне? Какими словами называла? Найдите в тексте, прочитайте - Как звучат эти слова? - Может Ворона быть «царь – птицей»? - Голос «ангельский»? На самом деле это всё так? - «Вещуньина»? - «Вскружилась»? «Спёрло»? - Какой цели добивалась Лиса? Чтение последних 5-ти строк. Вопросы по осмысливанию прочитанного: - «Приветливы слова»? А на самом деле? - Добилась Лиса своей цели? - Каким образом она этого добилась? - Кого высмеивает автор? - А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. Чему учит эта басня? Чтение морали. Вопросы по осмысливанию прочитанного: - «Лесть гнусна»? «Не в прок»? - Какая строка стала крылатой фразой? Прочитайте. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Как понимаете смысл этой фразы? Физминутка (музыкальная) IVзакрепление изученного материала. Работа над выразительным чтением басни. Задание. Самостоятельно расставить паузы и логические ударения. Каким голосом говорить за Лису? За автора? Разница? Выразительное чтение басни детьми 1) про себя 2) чтение всей басни вслух. V Итог урока. - Над чем работали на уроке? - Какова тема этого произведения? - Идея? Чему учит басня? - Почему? Ведь так приятно услышать о себе хорошее? Рефлексия Выберите и продолжите любое предложение. а) На сегодняшнем уроке я узнал … б) На этом уроке я похвалил бы себя за. Домашнее задание. 1) научиться читать басню и ответить на вопросы после басни. Желающие могут попробовать выучить басню. 2) Вспомнить произведения, в которых главное действующее лицо – Лиса. | Ворону и Лису. Кусочек сыра. Лиса хочет отобрать сыр . Ответы детей Ворона и Лиса Ворона и Лиса Ответы Это басня. Авторская: И. А. Крылов. Относится к художественной литературе. Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки, недостатки: лживость, хитрость, жадность, глупость, заносчивость и так далее. В баснях, обычно, действуют животные, предметы, иногда и люди, в которых ярко проявляются и высмеиваются черты характера людей. Часто басня заканчивается или начинается моралью, в которой заключается поучительный смысл произведения). Как Лиса хотела выманить сыр у Вороны. Да Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны? Лукавая, хитрая, умная, плутовка. На цыпочках. Осторожно, чтобы не спугнуть Ворону. Медленно, вкрадчиво. Вкрадчиво, но и с усмешкой. Постепенно с нарастанием качеств. Войти в доверие, вскружить голову Вороне. Чтение басни детьми вслух по четверостишьям с разбором по осмысливанию басни. Кусочек сыра Небольшой Нет Да Ворона-птица крупная, неуклюжа. Утро Хотела Нет. Мыслить и думать может только человек. Лиса – хитрый зверь, любит полакомиться за чужой счёт. Автор как бы предупреждает. Совсем рядом.Сырный дух Запах сыра. Взял в «плен», т. е. притянул к себе. «На цыпочках подходит, Вертит хвостом, …глаз не сводит, …говорит сладко, чуть дыша.» Тихо, чтобы не спугнуть Ворону. Виляет хвостом: рада находке. Внимательно следит. Нараспев, медленно, ласково, нежно. Близкого, приятного, любимого. Войти в доверие к Вороне, чтобы добиться своей цели. Нет Чтобы расположить Ворону к себе, чтобы Ворона поверила Лисе. Добиться своей цели, а её цель - сыр. В ласкательной форме Шея, глаза, перья. Нос, голос. Правда «Голубушка, светик, сестрица, царь – птица, мастерица». Ласково Нет Приятный . Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный. Та, кому все эти слова. Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения. Перехватило дыхание. Задобрить и отвлечь Ворону от сыра. Насмешливые Да Лестью, обманом, используя всё своё мастерство. Ворону. За её доверие и глупость. Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела. Не верит льстивым речам. Внушает отвращение. Противна. Не на пользу. Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого. Лиса – с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ. Выразительное чтение басни детьми Над басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Лиса лестью выманила у Вороны лакомый кусочек сыру. Не верить льстивым речам. А значит, и льстецам. Это неправда, обман, ложь. | слайд Слайд |