Тема: Правописание -ться и -тся в глаголах. Цели: -познакомить с особенностями правописания глаголов на –тся и –ться. -развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, объяснять правописание; -обогащать словарный запас детей; -воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, интерес и любовь к русскому языку. Формируемые УУД: Познавательные – умение выделять орфограмму; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логическую операцию сравнения. Коммуникативные – речевое отображение содержания совершаемых действий; перенос во внутренний план умственных действий и понятий. Регулятивные – соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание. Ход урока I.Орг. момент. 1.Эмоциональный настрой. - Что будем делать на букву У? (У – будем учиться.) - Что будем делать на букву Р? (Р – работать, разбираться, расширять знания.) - Что будем делать на букву О? (О – отвечать, оценивать свою работу и работу одноклассников.) - Что будем делать на букву К? (К – красиво писать.) - Эти слова будут девизом к нашему уроку. II.Актуализация знаний. 1.- Давайте вспомним несколько правил, которые учат писать корень слова.( ОТВЕТЫ) - Даны пословицы. Вам необходимо выписать слова с орфограммами: 1-й ряд: « Безударная гласная в корне» 2-й ряд: « Парная согласная в корне» 3-й ряд: Непроизносимая согласная в корне» Проверка. (Листочки с пословицами у каждого) - Послушайте легенду. «Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс....язык. - Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф. - Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?....» -Согласны ли вы с мнением Эзопа? -Для чего мы изучаем русский язык? (уметь читать, писать, спорить, общаться, понимать и т.д.) -Слова какой части речи вы употребили? (Глагол) -Что вы знаете о глаголе?(Ответы) 2. Работа в парах - Переверните листочки, которые лежат у вас на столе. Прочитайте пары слов. Трудится – трудиться, ленится – лениться, кусается – кусаться. -Что заметили в этих словах? -Какие вопросы возникли? -Разные это слова или где-то допущена ошибка? III.Изучение нового материала. 1. Тема и цели урока. -Кто догадался, какова тема нашего урока? -Какую цель поставим перед собой? (Выяснить, когда у глаголов нужно писать –ться, а когда –тся) 2. Работа над новым материалом -Проведём первое исследование. - 1вариант запишите слова с ь, а учащиеся 2 варианта слова без ь. Трудится – трудиться, ленится – лениться, кусается – кусаться. - Но перед словом поставьте вопросы. - Что заметили? Какой вывод напрашивается? Вывод: Если в вопросе есть Ь, значит и глагол пишем с Ь. Если Ь в вопросе отсутствует, значит и глагол пишем без Ь. Если ь знак в вопросе, То в глагол его мы вносим 3. Микроитог. Игра: я называю слова ,если в слове есть Ь, то руки поднимают девочки. Если нет - мальчики. Играете, играться, прятаться, слышится, торопится, торопиться, получается, получится, кататься, пробежаться. 4. Работа над новым материалом. -Проведём второе исследование. -Составьте предложение со словами. (Учится и учиться) (образец) 1в. Саша учится на пятёрки. 2в.Учиться всегда пригодится. (Записать предложения по вариантам, подчеркнуть глаголы, определить лицо у глаголов) - Что заметили? -Какой можно сделать вывод? Вывод: Ь знак не пишется у глаголов 3 лица и пишется у глаголов н. ф. -Попробуем составить алгоритм для работы А) Определить часть речи Б). Задать вопрос В) Вспомнить правило (по форме, по вопросу) С) Записать слово 5.Физминутка Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать учиться. 6. Работа в группах: -Выберите любых 3 глагола из физминутки. Запишите их и от них образуйте глаголы в форме 3 лица (Оцените работу) 7. Закрепление. -Прочитайте слова, записанные в транскрипции. - Могут ли возникнуть трудности при написании данных слов? - Решите орфографические задачи и запишите слова правильно в столбик. [гатоф] [аб’ида] [сора] [ахотн’ик] [п’ич’ал’] -Измените слово по теме урока. [гатоф] – готовиться, готовится; [аб’ида] – обижаться, обижается; [сора] – ссорится, ссорится; [ахотн’ик] – охотиться, охотится; [п’ич’ал’] – печалиться, печалится. 8.Физминутка (упражнения для глаз) 9. Работа по учебнику №171 по вариантам. 10.Задание по выбору (разные уровни) - Выберите то задание, которое для вас является посильным: -Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1. -Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2. -Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, ваш уровень 3. 1 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Друзья (что делают?) познают…ся в беде. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени (что делает?) боит…ся. 2 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму Друзья познают…ся в беде. За всё брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени боит…ся. 3 уровень. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните - тся, - ться. Проявлять стремление - …………….. Они испытывают волнение - ………………… Допускать ошибки - …………….. 11. Итог -Какова была цель урока? -Мы её достигли? -Какое задание было самым интересным? -Какое задание было неожиданным? -Проанализируйте свою работу на уроке. -Вспомните, с чего начинали наш урок? (с легенды) -А теперь послушайте продолжение легенды. «Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь. Эзоп ушёл и принёс…язык». -Подумайте, почему Эзоп считал язык «самой худшей вещью в мире»? Ответ дадите на следующем уроке. Д/з. -Спасибо за урок! |