III. | Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова «школа» и «школьник». - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите. -Назовите 2 различия между этими словами - выделим известные нам части слов в обоих словах? - какие возникли затруднения? - Почему вы её никак не обозначили? - сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения -Посмотрите на доску, там написаны слова коза – козленок, выделите суффикс в этих словах. - Какой суффикс будет в слове козлёнок? -Попробуйте сами составить примеры таких слов с суффиксом -ёнок -прочитайте примеры этих слов -Так с какой же мы сегодня темой урока познакомимся? -Правильно!Молодцы! - Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова. -Далее мы познакомимся с другой группой суффиксов -анин-(янин), -ан-(ян) и их значением. Работа в паре с упражнением, для закрепления темы. -Проверяем Теперь посмотрите на доску, там записаны слова, нужно в этих словах выделить корень и суффикс, делаем самостоятельно в тетради -Какие возникли трудности? ФИЗМИНУТКА. Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево. А теперь руками крутим – и для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперед и назад.) Руки ставим перед грудью, в стороны разводим. Мы разминку делать будем при любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) Руку правую поднимем, а другую вниз опустим. Мы меняем их местами, плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.) А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. | - школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. -Школа –это место где учатся, школьник-это тот кто ходит в школу. -выделяем корень и окончание в слове школа, а в слове школьник состоит из корня, и у него нулевое окончание. -не можем найти отличительные признаки - Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. -слово козленок образовано от слова козел, в его составе есть суффикс –ёнок -читают -суффиксом -Подчеркивают новый термин «суффикс» -Говорят какие были затруднения -Слова марсианин-марсиане. | |