1 | Этап мотивации. | -Посмотрит живой любознательный глаз, На то, что другие видали не раз, Посмотрит - и тотчас примчатся бегом Сто тысяч вопросов и сядут кругом. Повсюду загадки: зачем? что? и как? И всюду в конце – вопросительный знак. Вопросы, вопросы.… А где взять ответ? Но лучшего знака, по-моему, нет! (слайд №1). -Ребята, нам сегодня предстоит ответить на много интересных вопросов, разгадать загадки окружающего нас мира… | Дети рассаживаются по местам, проверяют готовность к уроку. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Начнем с простого. Какие материалы используют для строительства домов? (слайд №2) -Какие материалы используют для строительства дорог и мостов? (слайд №3) -Нас окружает много машин, на которых мы ездим, возим грузы, летаем, плаваем, бороздим космическое пространство. Из чего сделаны эти машины? (слайд №4) -Где человек берет все эти материалы? -Знаете ли вы, кто такие геологи? -Ребята, вдумайтесь в словосочетание «полезные ископаемые». Что значит «полезные»? (слайд №5) - А почему «ископаемые»? - Компьютер объединил фразы, и мы читаем определение: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли и используют в народном хозяйстве. (слайд 6, часть 2). Непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми. -Люди добывают их из глубин земли или с её поверхности. В зависимости от глубины залегания в недрах земли, существует два способа добычи полезных ископаемых (слайд №7, часть 1,гиперссылка на слайд №8). -Ребята, я предлагаю вам стать геологами, разделимся на 3 геологоразведочных экспедиции. -Каждая экспедиция наткнулась на залежи какого-то полезного ископаемого. На доске записаны некоторые названия. Ваша задача: исследовать, определить и зафиксировать свойства данной породы, а затем объяснить, для чего можно применить это полезное ископаемое в хозяйстве. | -Песок, глина, кирпич, цемент, лес, бетон … -Щебень, асфальт, бетон, металл. -Из металла. -Добывает из земли или перерабатывает, создает искусственным путем (цемент, кирпич, бетон). -Те, кто открывает и добывает полезные ископаемые. -Полезные, потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. (слайд №6, часть 1). -Речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр. (слайд №6, часть 2). -Мы выяснили, что же называют полезными ископаемыми. Тогда возникает вопрос: а как их добывают? (слайд №7). - Если полезное ископаемое залегает не очень глубоко, то бульдозером снимают слой земли и экскаватором черпают полезное ископаемое и грузят его в автомашины или вагоны, а затем отвозят на переработку на заводы и фабрики. Если полезное ископаемое твёрдое или очень крепкое (уголь, руда), то его сначала взрывают. Добыча в этом случае ведется, открыто на воздухе, при этом в земле образуется большое углубление–карьер (слайд №9, гиперссылка на слайд №8) - Если полезное ископаемое залегает глубоко, тогда роют шахту – глубокое, большое отверстие в земле – ствол. От ствола расходятся коридоры–штреки, ведущие к месторождению. Место, где добывают полезное ископаемое, называется забой. Глубина шахты 100м – 2км. Добытое полезное ископаемое в вагонетках по штреку подвозят к стволу и грузовой клетью (лифт) поднимают наверх. В шахте добыча полезного ископаемого ведется, закрыто, даже днём там темно–приходится освещать шахту. В шахте работают шахтёры. Это очень нужная, но очень опасная профессия, так как в шахтах бывают обвалы, прорывы подземных вод – шахту затапливает, иногда скапливается газ, и он может отравить людей или взорваться от малейшей искры, поэтому в шахте нельзя курить. В глубоких шахтах жарко, температура +30,+40 градусов (слайд №10, гиперссылка на слайд №8). Дети делятся на 3 группы. Дети (по группам) получают по одному образцу полезного ископаемого и набор для исследования его свойств: лупа, металлическая пластинка для определения прочности, стакан с водой, таблица для записи результатов исследования. | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение полно и точно высказывать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Регулятивные: целеполагание. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. |
3 | Этап выявления места и причины затруднения. | - Полезные ископаемые, которые вы будете исследовать сегодня– это горные породы и минералы(слайд №11). Так звучит тема нашего урока, на котором мы узнаем, как люди используют горные породы и научимся отличать горную породу от минерала. Можете ли вы сразу дать ответ на основной вопрос урока? | -Нет, нам нужно провести исследование. | Регулятивные: целеполагание, контроль с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона. Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | - Для того чтобы провести исследование, внимательно прочитайте инструкцию (слайд №12). Распределите между собой роли членов экспедиции. Важно, чтобы поработали все: ведите исследование и фиксируйте результаты в таблице. Рассуждайте и делайте выводы. А затем один представитель от каждой экспедиции выступит с «докладом». | -Дети договариваются между собой, распределяют виды деятельности, составляют план совместной работы. | Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка. Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов, формулирование проблемы и способов решения проблемы. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение точно и полно выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня. |
5 | Этап реализации построенного проекта. Исследовательская деятельность. | | Дети работают по группам, определяют состав горной породы, цвет, вкус, испытывают ее на прочность, растворимость, делают предположения, какой именно из образцов (названия записаны на доске) представлен им для исследования, с какой целью человек применяет его в своем хозяйстве. У каждой группы вспомогательная таблица для записи выводов. Результаты записывают в таблице. 1 группа работает с лупой и рассматривает гранит серый и красный, 2 группа – кварц и 3 группа рассматривает поваренную соль. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач, моделирование. Коммуникативные: умение осознанно и правильно строить высказывание. Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня. |
7 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | - Экспедиции вернулись на базу. Проведем научную конференцию и заслушаем результаты ваших исследований. - Молодцы, ребята, вы правильно описали гранит. (слайд №13) Гранит имеет кристаллообразное строение. Кристаллы различаются между собой по форме, цвету и блеску. - Как вы думаете, что это за кристаллы придают такое строение граниту? - Между прочим, гранит в переводе с итальянского звучит именно как «зернистый». Вы рассмотрели только серый и розовый гранит (слайд №14).- А на самом деле видов гранита очень много. От того, какого цвета шпат входит в его состав зависит цвет гранита. (слайд №15). Благодаря большой прочности и красоте гранит широко применяется в строительстве. Добывают его открытым способом. В нашей стране много гранита на Урале. -Следующим объектом исследования был кварц. Кварц имеет кристаллообразующую форму, похож на стекло, имеет стеклянный блеск, прозрачен, прочный (слайд №16) Своим названием он обязан богемским рудокопам 14 столетия. Кварц - так называли они пустой материал, из песка которого делали и до сих пор делают знаменитое богемское стекло. Бесцветные кристаллы кварца называют горным хрусталем. В нашей стране горный хрусталь добывают на Урале. -Кварц относят к группе минералов (слайд №17). - Ученые насчитывают более 3000 минералов, но только 100 из них достаточно широко распространены. Такие как поваренная соль, которую исследовали ребята третьей группы. Этот минерал входит в структуру горной породы галит, она может быть окрашена в красноватый, желтоватый или синеватый цвет, в зависимости от примесей. - А какой минерал самый твердый? Алмаз. Он чрезвычайно редок, поэтому самый дорогой из природных камней. Его вес измеряется в каратах. Один карат равен 200 миллиграмм. В переводе с древнеиндийского – «тот, который не разбивается». По другой версии это слово произошло от греческого «адамас» или неодолимый, несокрушимый. В нашей стране алмазы добывают в Якутии. Что можете рассказать о применении этого камня? (слайд №18) . | -Дети (по одному представителю от группы) выходят к доске, высказывают свои предположения, опираясь на заполненную таблицу. - Это слюда, полевой шпат и кварц. Именно они образуют зернистую структуру гранита (слайд №13) -Вывод: гранит это горная порода. -Вывод: кварц это минерал. -Вывод: Гранит - это горная порода, т.к. его структура неоднородна. Он состоит из полевого шпата, кварца и слюды. А кварц и соль – минералы, т.к. каждый из них состоит из одинаковых молекул, сохраняющих все свойства данного вещества. | Коммуникативные: умение осознанно и правильно строить высказывание |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. | -Поучимся применять полученные знания. Человек начал использовать горные породы в глубокой древности. Уже древнейшие люди, жившие более миллиона лет назад, использовали рубила из камня в качестве основного орудия труда. - Люди каких профессий используют полезные ископаемые в своей работе? Выберите профессию и полезные ископаемые, которые необходимы человеку данной профессии.(слайд №19) Гранит строитель Мрамор стекольщик Песок садовод Известняк гончар Алмаз косметолог Глина ювелир - Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых? (слайд №20) | - Под охраной недр понимается: научно бережное использование полезных ископаемых, утилизация отходов, ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам. - К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовывались в недрах Земли многие миллионы лет! Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! - Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. | Регулятивные: контроль, коррекция, осознание того, что ещё не усвоено, осознание качества усвоения. Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня. Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, саморегуляция как способ к мобилизации к преодолению препятствий. |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Сегодня вы рассмотрели всего несколько образцов полезных ископаемых. Все ли вы о них узнали? Поэтому в нашей копилке знаний мы не можем поставить восклицательный знак. В ней по-прежнему главенствует замечательный вопросительный знак (слайд №21). Дома поработайте с материалом параграфа 21 и выполните задания в тпо на с 36-37 по выбору. -Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось? Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат? (слайд №22) - работа стала более эффективной; - это тормозило процесс; - в работе мы допускали неточности; - не позволило задействовать ресурсы всех участников группы. - Если вы уверенно себя чувствуете, то нарисуйте Х на вершине горы. Если несколько неуверенно, то нарисуйте Х чуть ниже. - Я нарисовала себя на вершине горы, потому что довольна вашей и своей работой. Спасибо за урок. | Дети высказывают свое мнение о работе в группе. Затем отмечают крестиком на карточках отношение к уроку, изученному материалу. | Регулятивные: саморегуляция, как способность к волевому усилию и к преодолению препятствии. Коммуникативные: планирование инициативного сотрудничества с одноклассниками в сборе информации. Познавательные: анализ объектов, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия. Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня. |