Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока в 1 классе по обучению грамоте по теме: "Звук [ж]. Буквы Ж ж"»
Тема: «Буквы «Ж, ж» обозначающие согласный звук [ж].
Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж,ж».
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний буквы Жж, обозначающей звук [ж].
Задачи урока:
-Образовательная: закрепить у учащихся умение находить и выделять в словах звук [ж]; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
-Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о гласных и согласных звуках, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
-Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Ход урока:
Организационный момент
–Пожелаем друг другу успехов в учении. Проверить всё готово к уроку.
Актуализация знаний, целеполагание.
- Посмотрите фрагмент из сказки «Золушка» и послушайте песенку о ком она, почему его так называли? (песенка-фильм про доброго жука)
- О ком эта песня?
– Какой был жук?
– За, что его назвали добряком? (никогда он не кричал, не трещал, не ворчал, строго ссоры запрещал). Я хочу, чтобы вы тоже были добрыми и дружными.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Чему будем учиться? (-что знаем о …звуке и …букве, -будем учиться находить …звук и …букву в словах, - будем учиться читать …, ….с …буквой)
III.Проверка домашнего задания
- Я просила дома вас:1 ряду нарисовать рисунки на, что похожа буква Ж (сделать выставку рисунков, презентовать их).
-2 и 3 рядам найти стихи, песни, загадки, сказки о букве Ж. (презентовать работы, собрать их и составить сборник о букве Ж, заранее сделать обложку в папке).
IV.Воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
-Какой звук обозначает буква ж? (согласный, звонкий, всегда твёрдый)
- Назовите предметы, где есть звук ж? (примеры на слайде)
- Составить схемы слов: 1вариант - к слову жираф,
2вариант – к слову жёлуди (индивидуальная работа с карточками)
- Проверьте друг у друга.
- Как оценили работу своего соседа?
- Кто увидел ошибки?
- Посмотрите внимательно на слайд, встаньте, у кого сделано, так как на доске (разобрать, какие ошибки, у тех, кто не встал).
Творческая работа в группах.
- Предлагаю вам, поработать в группах (вспомнить какие правила, необходимо соблюдать при работе: один говорит - все слушают, своё несогласие высказывай вежливо, работать должны все, говори по теме)
- Представитель каждой группы вытягивает листочек, из каких материалов, надо сделать букву Ж.(1группа-журнальные листы+клей+А4, 2группа-пробки+пластилин+картон, 3группа-крупа+клей+картон, 4группа-ватные диски+ клей+ картон, 5группа– проволока, 6 группа – зубочистки+пенопласт)
Сделать выставку работ.
- Какая работа вам понравилась?
-Какая группа работала лучше всех?
V. Выполнение уч-ся различных заданий и упражнений, направленных на закрепление данной темы
Игра «Живые буквы»
1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки ( ребята, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы: а, о, у, э, ы, и)
3) Встаньте те, у кого на карточке«особая буква» (ж) Почему?
4)Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие согласные звуки. (л, н, р, з, м)
- Составьте пары, так, чтоб у вас получились слоги, прочитайте хором.
- Ребята, как вы думаете, на карточке где написана буква Ж, можно было составить со всеми гласными, почему? (с буквой Ы, нельзя, т. к. звук ж, всегда твёрдый и с буквой Э невозможно).
-Какой звук обозначает буква Ж?
Работа в парах.
На карточках написаны столбики слов, прочитать их, найти в каждом «лишнее» слово?
жираф джем хожу
жук лыжи мажу
журавль жалоба дружу
журнал лужа покажу
жеребёнок кожа кружит
жаба баржа дрожу
1 столбик- (жаба – сходное с лягушкой земноводное животное с бородавчатой кожей.)
- «лишнее» слово журнал, отвечает на вопрос что? неодушевлённое существительное, остальные – на вопрос кто?, т.к. животные, одушевлённые существительные. В каком слове есть опасное место, подчеркните.
2 столбик- (джем – сладкое густое варенье, определенным образом приготовленное из фруктов или ягод.)
-«лишнее» слово лыжи - во множественном числе, остальные в единственном. В каком слове, есть опасное место, подчеркните.
3 столбик- «лишнее» слово – кружит, можно подставить местоимение он, а к остальным местоимение я.- Что общего в словах? В каком слове, есть опасное место, подчеркните.
- Что надо помнить о звуке Ж? – Как пишется буквосочетание жи?
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Присядем, отдохнем!
И опять вперёд пойдем!
- Какие слова встретились со звуком Ж?
Чтение текста.
На карточках написан текст, прочитайте его про себя. (для слабо читающих, разделить слова на слоги)
В саду.
У нас сад. В саду растут вишни. По дорожкам растут ромашки. А около дома жасмин. У дома сидит мама. Около мамы стоит Жанна. У неё в руках жасмин.
Чтение вслух. – Что растёт в саду?(Жасмины выделяются обилием листвы и простыми или махровыми цветами, очень ароматными. Из-за запаха цветов, жасмин называют "королем запахов")
- Приведите примеры, в названиях каких цветов, можно встретить звук ж? (подснежник, жарок)Дома предлагаю вам найти об этих цветах интересную информацию.
- Для чего выращивают цветы?
VI.Рефлексия деятельности
- Кто знает, какой праздник будет в воскресенье? (День матери)
- Соберём букет для наших мам: приклеить розовые и оранжевые цветочки могут те, кому все задания было легко выполнять, а фиолетовые – у кого были затруднения в заданиях. Сначала подходят девочки, потом мальчики.
Дополнить предложение: « Я знаю, что звук Ж…»(обозначает в русском языке всегда твёрдый, звонкий звук)- Как пишутся буквосочетание жи? (с буквой И)