Урок по теме "Что это за листья?" проводится в 1 классе по УМК "Школа России" А.А.Плешакова.
2. Познакомить со строением листа; узнать, почему листья меняют окрас.
3. Познакомить с разнообразием деревьев.
4. Познакомить с цифровым микроскопом.
Листочки различных деревьев, цифровой микроскоп, ноутбук, проектор, треугольники разных цветов
Сценарий урока построен таким образом, что учит ребят находить интересное и необычное в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Дидактическая задача урока сформулирована в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме. Для достижения цели урока использовали образовательную технологию деятельностного типа и технологию развития критического мышления (стратегия «Паровозик»), разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе, чередовала различные виды деятельности. На уроке была организована практическая работа с использованием наглядных пособий. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. В ходе урока использовалась парная форма работы. Применялись ИКТ (цифровой микроскоп). Дети выполняли задания и осуществляли взаимопроверку. В завершение была организована рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий. Задания и вопросы, направленные на формирование УУД, присутствовали на всех этапах урока. Физминутка проведена в игровой форме.
Расширение представлений о деревьях, вовлечение в творческую деятельность каждого участника, умение работать с источниками информации. Умение наблюдать и восхищаться красотой природы, стремление беречь окружающую природу.
Знания о строении листьев интересны и полезны. Сделанные аппликации украсят выставку.
Этапы урока | Задача – результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, формируемые на каждом этапе |
Организационный момент. Мотивирующая минутка. | Создать положительный настрой. | - Добрый день, ребята! - Сегодня у нас очередной урок окружающего мира, на котором вы продолжите раскрывать секреты того, что нас окружает. - Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Настройтесь мысленно на занятие. Глубоко вдохните, выдохните всю злость, обиду, нечаянно закравшиеся в ваши сердца. Пожелайте себе и окружающим добра. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. - Подарите и мне ваши улыбки. Я рада, что у вас хорошее настроение. Хочу надеяться, что оно сохраниться у вас на протяжении всего урока. - Садитесь. - Ребята, какое сейчас время года? - Назовите признаки осени? - Скажите, а какое небо осенью? - Какая погода осенью? Температура воздуха? - Как греет солнце? | Выполняют задания учителя. | Личностные УУД: формировать положительное отношение к учению. Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место. |
Повторение пройденного материала. | Повторить пройденный материал, повысить интерес учащихся к предмету. | Ребята отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные УУД: формировать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: формировать умения строить предложения в устной форме. Коммуникативные: формировать умения выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками. |
Целеполагание. | Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле.. | - Я сейчас назову признаки и действия предмета, а вы должны догадаться, о каком предмете пойдёт речь на нашем уроке: Жёлтые, зеленые, красные, шелестят, растут, кружатся, шуршат. - О каком предмете пойдёт речь на нашем уроке? - Все ли листья одинаковые по форме, размеру? - Какую цель поставим на нашем сегодняшнем уроке?? - А каким надо быть на уроке, чтобы у нас всё получилось? - Я надеюсь, что вы будете внимательными, добрыми, послушными и у нас все получится! - Ребята, на доске нарисован паровозик с вагончиками, на каждом вагончике задание, которое мы должны будем выполнить в течение урока. - Давайте прочитаем задание 1 вагончика: все ли листья похожи друг на друга. - Кто готов сразу ответить на этот вопрос? | О листьях Разные Различать листья по форме Внимательными, активными, послушными | Регулятивные УУД: осмысливать практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. Личностные УУД: формировать положительное отношение к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; ориентировать на понимание предложений и оценок учителей и товарищей. |
Изучение нового материала. | Создать ситуацию, в которой ребёнок обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете | - У вас на столе лежат различные листочки. - Скажите, все ли листья одинаковые? - По каким признакам они похожи? - А чем отличаются друг от друга? - Какой листочек отличается ото всех? - А чем он отличается? - Кленовое дерево – настоящее украшение природы. У него большие узорные листья, которые имеют пять острых концов. Клён красив в любое время года, но осенью особенно ярок. Кленовые листья осенью окрашиваются в самые разные цвета: от жёлтого до буро-красного. От дерева невозможно отвести глаз, таким нарядным оно становится. | - Нет Лист клёна Формой, цветом, размером - Ответы детей. | Познавательные УУД: формировать умения строить предложения в устной форме, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Коммуникативные УУД: формировать умения выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; интерес к познанию окружающего мира. Регулятивные УУД: принимать роль в учебном сотрудничестве. |
Микроитог. | Учить детей действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия. | - Давайте подведём микроитог: Все ли листья одинаковые? - Прочитаем задание, которое записано на втором вагончике: строение листа. -Каждый листочек имеет листовую пластинку и черешок. - Кто сможет показать «листовую пластинку листика»? - Что такое «черешок» листа? (один из учеников показывает) -Листовая пластинка может быть простой и сложной. - Покажите листочки, у которых простая листовая пластинка. - Верно, ребята. Это листочки берёзы, осины, дуба… - А у некоторых деревьев листовая пластинка сложная. -Рассмотрите листья. Подумайте, какой? - Поднимите этот листочек. - Верно, ребята, у рябины сложная пластинка. А еще сложная пластинка у листа каштана (учитель демонстрирует) -Почему? Рассмотрите эти листья.(лист рябины состоит из отдельных пластин, каждая из которых напоминает отдельный лист) - Подведём микроитог: какого же строение листа? | Нет, все листья разные по форме, цвету, размеру. Показывают - Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. - Черешок и листовая пластинка. | Познавательные УУД: формировать умения строить предложения в устной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию. |
Физминутка. Работа по учебнику Игра «Угадай , от какого дерева листочек» Взаимопроверка Работа с цифровым микроскопом | Учить соотносить предмет с необходимым объектом. Учить ребят взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, формировать умения оценить свою учебную деятельность и деятельность одноклассника. Расширить представления учащихся о строении листа. | Физминутка: Лёгкие мы листики, На веточках сидим. (садятся на корточки) Дунул ветер – полетели, (поднимаются, машут руками) Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. (садятся) Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели, (поднимаются, кружатся, машут руками) И на землю снова сели. (садятся за парты) - Прочитаем задание, которое записано на третьем вагончике: угадай, с какого дерева листочки. - Откройте учебник на стр. 29. Рассмотрите листья на правой странице учебника - У каждого из вас есть 6 треугольников разного цвета. Положите желтый треугольник на листья березы, зеленый-на лист конского каштана, красный-на лист рябины,коричневый-на лист дуба,оранжевый-на лист клена, белый на лист осины. - Давайте проверим. Сверьте свои картинки с соседом по парте. - Молодцы, и с этим заданием справились. Давайте прочитаем задание на следующем вагончике: Почему листья желтеют. - Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам заглянуть внутрь листика. Как это сделать? А поможет нам в этом цифровой микроскоп (учитель демонстрирует детям). Я кладу листик на предметное стекло и увеличиваю его во много раз, чтобы рассмотреть листик, что там внутри? (через проектор демонстрирует изображение на доску) - Посмотрите ребята, лист разделён на маленькие клеточки. В каждой такой клеточке содержится вещество хлорофилл, поэтому листик зеленый.
| Ребята прикладывают треугольники к картинкам с листочками. Взаимопроверка. | Личностные УУД: формировать положительное отношение к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; Регулятивные УУД: принимать роль в учебном сотрудничестве, - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом; формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности. Познавательные УУД: формировать умения строить предложения в устной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию. |
Практическая работа Игра «да - нет» 11.Рефлексия | Обобщить и закрепить полученные знания. Обобщить и закрепить полученные знания. Определение настроения и эмоционального состояния учащихся. | - Осенью это вещество теряется, и зеленый лист превращается в красный или жёлтый. - У нас, ребята осталось последнее задание на вагончике. Давайте его прочитаем: создай композицию из листьев. У вас на столе лежит рисунок с вазой. Но вазочки пустые, нужно создать букет из листьев. Я буду говорить какой лист и где приклеить. Выполняйте точно мои инструкции. – Найдите лист берёзы, поднимите и покажите мне его. Расположите этот лист слева (вспоминаем слева, справа, вверху, внизу) - Найдите на столе лист клёна, покажите мне его. Расположите этот лист в центре. - Найдите лист рябины, расположите этот лист справа. - Покажите, какая композиция у вас получилась. - Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её? Сейчас проверим. Проведём игру «Да - нет». - Я буду читать высказывание, если вы согласны с ним – хлопаете, если не согласны – молчите. - Все листья одинаковые по форме. - У каждого листочка есть листовая пластинка и черешок. - У всех листьев сложные пластинки. - Этот листок от берёзы (показывает различные листья) - Давайте вернемся к нашему паровозику. У вас на столах лежат стикеры зеленого цвета. На доске 4 вагончика. Задания какого вагончика вам понравилось выполнять больше всего? Приклейте свой стикер на этот вагончик. | Нет Да Нет Нет Ребята показывают лист и создают композицию. | Личностные УУД: формирование позитивной самооценки. Познавательные УУД: формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |