Тема урока: Небесные переливы цвета.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Задачи развития универсальных учебных действий: высказывать
эмоциональные суждения о красоте небесных переливов цвета; выполнять
смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги; отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок; оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому», придумывать им названия.
Развивать умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Оборудование. Учебник Т.А. Копцева Изобразительное искусство в 1 классе, Творческая папка 1 класс Т.А. Копцева, акварельные краски, кисточки, губка, баночка с водой, презентация,
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная
Методы:
1. Информационно-рецептивный; объяснительно-иллюстративный;
2. Воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
3. Проблемное изложение изучаемого материала
4. Частично-поисковый
3. Применение ИКТ (презентация)
Сценарий урока.
- Завязка.
Мотивирование к учебной деятельности.
В начале урока педагог внимательно рассматривает принесённые детьми домашние рисунки, которые они разместили на доске.
- Давайте с вами отметим выразительные работы.
Придумайте к рисункам названия.
Соотнесите придуманные названия с авторскими.
- Актуализация знаний. Постановка проблемы и ее решение.
-Удивительное рядом, нужно лишь внимательно рассмотреть окружающий нас мир. Оказывается, природа, как и человек, имеет своё настроение и свой характер. Она, природа, словно волшебница, изменяет всё в соответствии со своими желаниями. Природа — настоящий художник, для каждого времени года у неё свои краски.
Как вы думаете, какими красками рисует художник осень? Зиму? Весну? Лето?
Почему вы так решили? (Слайды 2-5)
Проблема.- Ребята, а как вы думаете, может ли природа отражать грусть, радость, тревогу?
(высказывание детей)
- Постановка учебной задачи.
-Так какие же открытия нам сегодня надо сделать?
- Открытие нового знания.
-Разобраться в этом вопросе нам помогут художники.
Чтобы дети глубоко вникли в проблему урока, выполняем задание №5 в Творческой папке. (см. приложение №1)
Что за диво, посмотри:
Плывут по небу корабли,
Легкие, пушистые,
Могут измениться,
В зверей превратиться. Что это? (Слайд №6)
(Облака.)
-Кто из вас наблюдал за облаками?
-Чей облик вам виделся в облаках?
Задание №5. Работа в парах
Рассмотри репродукции картин художников, размещенные на листе 5.
Закрась расположенные рядом с картинами кружочки в соответствии с характером неба, изображенного на пейзажах:
-зеленым- светлое, воздушное, легкое;
-красным- тревожное, тяжелое;
-желтым – торжественное;
-синим _ печальное.
- Почему природу называют художницей, всемогущей волшебницей?
Беспрестанно трудится волшебница природа. Она создаёт всё новые и новые картины: полдень не похож на вечер, вечер — на ночь (а ночь имеет свой образ, отличающий её от утра). (Слайд 7)
В течение дня в одно мгновение могут измениться краски природы.
- Вот мы посмотрели на небо. Какое оно?.
(Показать цветной снимок с изображением чистого неба.) Через несколько минут небо не узнать: налетела туча (показать цветную фотографию с изображением грозового, облачного неба) –и перед нашим взором другая картина. Какое оно, небо?.
(Слайды 9-11)
Физкультминутка.
В сеть недавно рыбаки
Облако поймали. (Показать движение, как будто тянут сети.)
Два часа от радости
По берегу скакали, (Прыжки на месте.)
А потом рубили, (Показать, как рубят топором.)
А потом пилили, (Показать движение, как пилят.)
Облако на кучки
Поровну делили: (соединить согнутые в локте руки на уровне груди. Махи назад.)
Эта кучка – на перину, (Показать рукой вправо.)
Эта – на подушку, (Показать рукой влево.)
А из этой – шапку сшили (Соединить руки над головой.)
Согревать макушку. (Сложить ладони на голове.)
Кучка – на подстилку в будке, (Присесть.)
Кучка – на носочке утке… (Встать на носочки.)
И кусочки маленькие –
На беленькие валенки. (Выставить на пяточку поочередно правую и левую ноги.)
Ученики садятся на свои места.
- Первичное закрепление.
Работа с учебником.
- Рассмотрим репродукцию картин с изображением небесных переливов цвета на странице 26 учебника. (приложение №2)
Подберите как можно больше красивых, образных их определений: голубовато-серое,
нахмуренное, сердитое,
серебристо-белое,
чуть-чуть розоватое,
фиолетовато-голубое и т. п.,
возможны необычные названия:
тёмно-белое,
старое, сонливое,
чуть чёрное,
капризное,
как медный таз,
тревожное,
недоброе и т. п.
Какая богатая у природы палитра! Как много у неё красок!. Художник не был бы художником, если бы не учился у природы. Он внимательно наблюдает за её красками и стремится отразить своё видение при изображении небесных переливов цвета.
– Какое оно, небо? Как можно его нарисовать?
VI. Творческая работа.
-Небесные переливы цвета можно получить, используя технику акварели по мокрому листу бумаги.(приложение №3)
Учитель на доске показывает приёмы работы акварелью в соответствии с рекомендациями, данными на странице 27 учебника. (Слайды 11-13).
Акварельные краски текут по листу, а кисть словно пишет рассказ из цветовых оттенков, отвечая на вопрос «Какого цвета небо?»
Небесные переливы образуются в результате смешения акварельных красок друг с другом. Небо на закате получается в результате смешения тёплых оттенков цвета (красной, жёлтой, оранжевой).
Тревожное, предгрозовое небо получается в результате
смешения красок холодных оттенков цвета (синей, фиолетовой, рубиновой и чёрной).
Выполните задание №6 в творческой папке. (приложение № 4)
Каждый ученик изображает небо по-своему, рисуя кистью на листе бумаги его красочный образ. Ученики наносят на весь лист бумаги краски, радуясь их смешению, получению необычных оттенков цвета. Работа ведётся красками на листе в технике «по-сырому» без предварительных карандашных прорисовок.
- Кульминация. Включение нового знания.
Рисуя кистью, дети смело смешивают краски и получают неожиданные для их глаза цветосочетания. Они увлекаются самим процессом, выступая в роли первооткрывателей, весьма эмоционально выражают свой восторг по поводу удачного замеса и обычно стремятся показать свою «красивую картину», поскольку получившиеся цветовые переливы ими созданы впервые.
Учитель поощряет смелые начинания, стимулирует поиск новых оттенков цвета. Желательно, чтобы дети в своих работах фиксировали верх и низ, горизонтальное или вертикальное положение формата, старались выразить через цветовые эффекты то или иное состояние неба — весёлое, капризное, хмурое, игривое, нарядное, задумчивое, плаксивое и т. п.
Творческое задание. (Слайды 11-14)
Когда небесные переливы цвета изображены, дети могут изобразить ландшафт – горы, деревья. На странице 29 (Слайды 15-16) показаны разные контуры. Глядя на них, юные художники изображают деревья, горы, холмы, используя краски тёмных оттенков (коричневую, фиолетовую или чёрную) или акварельные карандаши.
-А теперь, дайте название своим рисункам.
Придуманные названия говорят учителю шёпотом на ушко, чтобы сказанное вслух высказывание не повлияло на мнение о своём рисунке другого ученика.
Анализ рисунков. (приложение № 5)
- Какие краски использовал юный художник для своих смесей?
-Какое настроение выражают эти красочные небесные переливы?
-Как называется этот сложный цвет?
- Какого цвета небо?
-Какое название ты дал бы этому рисунку?
VIII. Развязка. Рефлексия деятельности.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
Может ли природа отражать грусть, радость, тревогу?
С помощью чего это можно показать в рисунке?
Закончить урок мне хочется стихотворением:
И в 10 лет, и в 7, и в 5 –
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски,
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Дома детям предлагается опять побывать в роли внимательных зрителей: по дороге в школу (или из школы), посмотреть на небо, понаблюдать, как себя ведёт солнышко, передвигаясь по небосклону от восхода до заката.
- Благодарю за урок.
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем и теплее душой.
Просмотр содержимого документа
«конспект изо»
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа села Нариманово
Питерского района Саратовской области
Конкурс на лучшую методическую разработку для учителей музыки и изобразительного искусства
Сценарий урока по изобразительному искусству
в 1 классе.
Тема урока: Небесные переливы цвета.
Учитель: Орлова Анжелика Анатольевна
Стаж работы: 25 лет
2013-2014 учебный год
Сценарий урока по изобразительному искусству в 1 классе
по ОС «Гармония».
Урок №4
Тема урока: Небесные переливы цвета.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Задачи развития универсальных учебных действий: высказывать
эмоциональные суждения о красоте небесных переливов цвета; выполнять
смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги; отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок; оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому», придумывать им названия.
Развивать умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Оборудование. Учебник Т.А. Копцева Изобразительное искусство в 1 классе, Творческая папка 1 класс Т.А. Копцева, акварельные краски, кисточки, губка, баночка с водой, презентация,
Формы работы: индивидуальная, фронтальная , парная
Методы:
1. Информационно-рецептивный; объяснительно-иллюстративный;
2. Воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
3. Проблемное изложение изучаемого материала
4. Частично-поисковый
3. Применение ИКТ (презентация)
Сценарий урока.
Завязка.
Мотивирование к учебной деятельности.
В начале урока педагог внимательно рассматривает принесённые детьми домашние рисунки , которые они разместили на доске.
- Давайте с вами отметим выразительные работы.
Придумайте к рисункам названия.
Соотнесите придуманные названия с авторскими.
Актуализация знаний. Постановка проблемы и ее решение.
-Удивительное рядом, нужно лишь внимательно рассмотреть окружающий нас мир. Оказывается, природа, как и человек, имеет своё настроение и свой характер. Она, природа, словно волшебница, изменяет всё в соответствии со своими желаниями. Природа — настоящий художник, для каждого времени года у неё свои краски.
Как вы думаете, какими красками рисует художник осень? Зиму? Весну? Лето?
Почему вы так решили? (Слайды 2-5)
Проблема.- Ребята, а как вы думаете, может ли природа отражать грусть, радость, тревогу?
(высказывание детей)
Постановка учебной задачи.
-Так какие же открытия нам сегодня надо сделать?
Открытие нового знания.
-Разобраться в этом вопросе нам помогут художники.
Чтобы дети глубоко вникли в проблему урока, выполняем задание №5 в Творческой папке. (см. приложение №1)
Что за диво, посмотри:
Плывут по небу корабли,
Легкие, пушистые,
Могут измениться,
В зверей превратиться. Что это? (Слайд №6)
(Облака.)
-Кто из вас наблюдал за облаками?
-Чей облик вам виделся в облаках?
Задание №5. Работа в парах
Рассмотри репродукции картин художников, размещенные на листе 5.
Закрась расположенные рядом с картинами кружочки в соответствии с характером неба, изображенного на пейзажах:
-зеленым- светлое, воздушное, легкое;
-красным- тревожное, тяжелое;
-желтым – торжественное;
-синим _ печальное.
- Почему природу называют художницей, всемогущей волшебницей?
Беспрестанно трудится волшебница природа. Она создаёт всё новые и новые картины: полдень не похож на вечер, вечер — на ночь (а ночь имеет свой образ, отличающий её от утра). (Слайд 7)
В течение дня в одно мгновение могут измениться краски природы.
- Вот мы посмотрели на небо. Какое оно?..
(Показать цветной снимок с изображением чистого неба.) Через несколько минут небо не узнать: налетела туча (показать цветную фотографию с изображением грозового, облачного неба) –и перед нашим взором другая картина... Какое оно, небо?..
(Слайды 9-11)
Физкультминутка.
В сеть недавно рыбаки
Облако поймали. (Показать движение, как будто тянут сети.)
Два часа от радости
По берегу скакали, (Прыжки на месте.)
А потом рубили, (Показать, как рубят топором.)
А потом пилили, (Показать движение, как пилят.)
Облако на кучки
Поровну делили: (соединить согнутые в локте руки на уровне груди. Махи назад.)
Эта кучка – на перину, (Показать рукой вправо.)
Эта – на подушку, (Показать рукой влево.)
А из этой – шапку сшили (Соединить руки над головой.)
Согревать макушку. (Сложить ладони на голове.)
Кучка – на подстилку в будке, (Присесть.)
Кучка – на носочке утке… (Встать на носочки.)
И кусочки маленькие –
На беленькие валенки. (Выставить на пяточку поочередно правую и левую ноги.)
Ученики садятся на свои места.
Первичное закрепление.
Работа с учебником.
- Рассмотрим репродукцию картин с изображением небесных переливов цвета на странице 26 учебника. (приложение №2)
Подберите как можно больше красивых, образных их определений: голубовато-серое,
нахмуренное, сердитое,
серебристо-белое,
чуть-чуть розоватое,
фиолетовато-голубое и т. п.,
возможны необычные названия:
тёмно-белое,
старое, сонливое,
чуть чёрное,
капризное,
как медный таз,
тревожное,
недоброе и т. п.
Какая богатая у природы палитра! Как много у неё красок!.. Художник не был бы художником, если бы не учился у природы. Он внимательно наблюдает за её красками и стремится отразить своё видение при изображении небесных переливов цвета.
– Какое оно, небо? Как можно его нарисовать?
VI. Творческая работа.
-Небесные переливы цвета можно получить, используя технику акварели по мокрому листу бумаги.(приложение №3)
Учитель на доске показывает приёмы работы акварелью в соответствии с рекомендациями, данными на странице 27 учебника. (Слайды 11-13).
Акварельные краски текут по листу, а кисть словно пишет рассказ из цветовых оттенков, отвечая на вопрос «Какого цвета небо?»
Небесные переливы образуются в результате смешения акварельных красок друг с другом. Небо на закате получается в результате смешения тёплых оттенков цвета (красной, жёлтой, оранжевой).
Тревожное, предгрозовое небо получается в результате
смешения красок холодных оттенков цвета (синей, фиолетовой, рубиновой и чёрной).
Выполните задание №6 в творческой папке. (приложение № 4)
Каждый ученик изображает небо по-своему, рисуя кистью на листе бумаги его красочный образ. Ученики наносят на весь лист бумаги краски, радуясь их смешению, получению необычных оттенков цвета. Работа ведётся красками на листе в технике «по-сырому» без предварительных карандашных прорисовок.
Кульминация. Включение нового знания.
Рисуя кистью, дети смело смешивают краски и получают неожиданные для их глаза цветосочетания. Они увлекаются самим процессом, выступая в роли первооткрывателей, весьма эмоционально выражают свой восторг по поводу удачного замеса и обычно стремятся показать свою «красивую картину», поскольку получившиеся цветовые переливы ими созданы впервые.
Учитель поощряет смелые начинания, стимулирует поиск новых оттенков цвета. Желательно, чтобы дети в своих работах фиксировали верх и низ, горизонтальное или вертикальное положение формата, старались выразить через цветовые эффекты то или иное состояние неба — весёлое, капризное, хмурое, игривое, нарядное, задумчивое, плаксивое и т. п.
Творческое задание. (Слайды 11-14)
Когда небесные переливы цвета изображены, дети могут изобразить ландшафт – горы, деревья. На странице 29 (Слайды 15-16) показаны разные контуры. Глядя на них, юные художники изображают деревья, горы, холмы, используя краски тёмных оттенков (коричневую, фиолетовую или чёрную) или акварельные карандаши.
-А теперь, дайте название своим рисункам.
Придуманные названия говорят учителю шёпотом на ушко, чтобы сказанное вслух высказывание не повлияло на мнение о своём рисунке другого ученика.
Анализ рисунков. (приложение № 5)
- Какие краски использовал юный художник для своих смесей?
-Какое настроение выражают эти красочные небесные переливы?
-Как называется этот сложный цвет?
- Какого цвета небо?
-Какое название ты дал бы этому рисунку?
VIII. Развязка. Рефлексия деятельности.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
Может ли природа отражать грусть, радость, тревогу?
С помощью чего это можно показать в рисунке?
Закончить урок мне хочется стихотворением:
И в 10 лет, и в 7, и в 5 –
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски,
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Дома детям предлагается опять побывать в роли внимательных зрителей: по дороге в школу (или из школы), посмотреть на небо, понаблюдать, как себя ведёт солнышко, передвигаясь по небосклону от восхода до заката.
- Благодарю за урок.
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем и теплее душой.
Приложение № 3
Техника рисования «по-сырому» (по- мокрому).
Приемы работы акварельными красками.
Смочи бумагу водой, используя кисть или губку.
Смочи кисть в воде и набери на ее кончик краску.
Нанеси на бумагу один мазок. Затем возьми другую краску и нанеси ее рядом с первым мазком.
Чтобы одна краска втекала в другую, наклоняй лист бумаги в разные стороны.
Используемая литература:
Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательного учреждения.-Москва: Яхонт.-2011.
Копцева Т.А., Копцев В.П Творческая папка для учащихся к учебнику 1 класса. .-Москва: Яхонт.-2012.
Копцева Т.А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса класса общеобразовательного учреждения.-Москва: Яхонт.-2011.
Интернет ресурсы:
1. http://podarki.ru/kupit/Reprod…
2. http://nsist.at.ua/news/tretja…
3. http://www.bibliotekar.ru/rusL…
4. http://videoreklamma.ucoz.ru/p…
5. http://www.friendship.com.ru/l…
6. http://www.artscroll.ru/page.p
Репродукции картин:
1.Крымов Н.П. Зимний вечер
2. Левитан Март. Сумерки.
3. Гиппенрейтер В.Б. Времена года
4. Куинджи Море. Ночное. Закат с деревьями.
5. Шишкин Полдень.
Приложение №2