Прием «Подводящий диалог» Слайд 5 Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ». С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье). Ребята, мы сейчас узнали что такое половодье. Это страшное природное явление. А я хочу рассказать ещё об одном природном явлении, которое произошло в этом году на Дальнем востоке это наводнение. Произошло оно от обильных дождей. Посмотрите, в какой страшной ситуации оказались люди. Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполняли самостоятельно по группам. Проверим результат вашей поисковой деятельности. (слова прочитываются вслух, по группам, ставится ударение, проговаривается значение слов) 1 группа Слайд 6 Гинут - гибнут Слайд 7 Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных 2 группа Слайд 8 Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см) Слайд 9 Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см) 3 группа Слайд 10 Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета Слайд 11 Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком. 4 группа Слайд 12 Гуторить - разговаривать Слайд 13 Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать. Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы. Теперь нам намного легче будет предполагать, представлять. Первичное восприятие текста Я предлагаю прослушать текст стихотворения, следя по учебнику. (Прослушивание записи «Дедушка Мазай и зайцы») Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев) Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да) Физкультминутка. Вторичное восприятие текста. Есть желание перечитать, стихотворение? (Работа над содержанием 2 части) (комментированное чтение, ответы на вопросы) А сейчас каждая группа будет читать стихотворение деля его на смысловые части по плану. План: 1. Зайцы на островке. 2. Спасение. 3. Зайчишка на пне. 4. Зайчиха в кустах. 5. Зайцы на бревне. 6. На берегу. Анализ стихотворения в группах. (выразительное чтение смысловых частей по плану, ответы на вопросы) 1 пункта плана Чтение первого пункта плана (до слов «…я раз за дровами… »). - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? -О чем он переживает? (Дети читают и говорят, что Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят, бьют баграми.) В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? (Где у них совесть) (обостренное чувство совести и ответственности за слабых, беззащитных) 2 пункт плана. Чтение второго пункта плана (до слов «Эток гуторя…»). - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной, он их собирал.) – Как Мазай называет зайцев? (Бедные зверьки. Команда косая.) О чем говорят эти слова? – Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам. (добрый) 3 пункт плана. Чтение третьего пункта плана (до слов: «Только что начал работать веслом…») Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка) - С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? (Со столбиком) - Почему Мазай назвал зайца «горемыка»? 4 пункт плана. Чтение четвертого пункта плана ( до слов: «Мимо бревно суковатое плыло…») На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (Купчиха) - Жалко ли вам ее? Почему? 5 пункт плана. Чтение пятого пункта плана (до слов: «Было потехи…») - Как размещались зайцы на бревне? Сколько их было? (Зайцев с десяток спасалось на нем) Какие чувства испытывал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас) Как спас Мазай десяток этих зайцев? (зацепил багром сучок и спас десяток зайчат) А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая? (ловят и топят и бьют их баграми) 6 пункт плана. Чтение шестого пункта плана (до конца) - Только ли ради потехи «прокатил» он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов) - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова? - Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег. (беспокойство зайцев, которые увидели берег-темп чтения быстрый, живой) - Как он называет зайцев в этот момент? (Плуты косые) - Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему? «с Богом!» Как понимаете? Подведем итог нашей работы. С каким произведением мы сегодня познакомились? Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья? (Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью) Я предлагаю выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю.( на столах лежат листы со словами) Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый,не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник - не убивает, а спасает животных, злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи. Как автор относится к Деду Мазаю? Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он то же любит животных. Что еще нового вы узнали? -Что такое половодье? -Значение трудных слов. -Познакомились с репродукцией картины Как бы вы поступили на месте главного героя? -Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка? | Прием «Подводящий диалог» Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Большая вода» и прослушивание отрывка из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Апрель». Словарная работа (слова прочитываются вслух, по группам, ставится ударение, проговариваются значения слов) 1 группа Гинут - гибнут Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных 2 группа Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см) Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см) 3 группа Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком. 4 группа Гуторить – разговаривать Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать Обучающиеся в ходе групповой работы выполняют продуктивное задание: Читают Осмысливают Добывают информацию из текста Преобразуют информацию в соответствии с заданием Мысленно формулируют ответ Дают развернутый устный ответ Работа над содержанием 2 части стихотворения. Комментированное чтение, ответы на вопросы (алгоритм выполнения задания) Самостоятельная работа по логическому делению произведения на смысловые части в соответствии с планом. План: 1. Зайцы на островке. 2. Спасение. 3. Зайчишка на пне. 4. Зайчиха в кустах. 5. Зайцы на бревне. 6. На берегу. Анализ стихотворения в группах. Ответы на вопросы учителя. Продолжение работы над цитатным планом Подведение итогов работы по поиску решения проблемной ситуации. С каким произведением мы сегодня познакомились? Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья? (Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью) Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер. (дети читают с доски записи, которые получились в процессе анализа текста на уроке) 1. добрый 2. одинокий 3. свою любовь дарит окружающим 4. веселый 5. сильный 6. осторожный 7. удивительный охотник - не убивает, а спасает животных 8. общительный 9. любит от «души похохотать» сам и повеселить других 10. обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи. | Познавательные УУД Представление результатов самостоятельной поисковой деятельности обучающихся. Познавательные УУД Обучающиеся работают с текстом учебника, извлекают необходимую информацию. Коммуникативные УУД Обсуждают задание в группе, высказывают свое мнение, анализируют ответы членов группы, определяют общую позицию. Коммуникативные УУД Умение донести свою позицию, понять других, договориться, решить сообща проблему. Личностные УУД Соотносят свое мнение с мнением учителя (развитие креативных способностей и критического мышления) |