kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: "Развитие устной и письменной речи в 1- 2 классах."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются практические упражнения по обучению детей построению предложений и созданию текстов по сюжетным картинкам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Развитие устной и письменной речи в 1- 2 классах."»

Развитие устной и письменной речи в 1- 2 классах.



«Речь человека, являясь формой мысли,

средством её формирования и выражения,

служит в то же время орудием познания»

( М.Р. Львов « Методика развития младших школьников»)


Письменная и устная речь развиваются только в условиях целенаправленного обучения. По исследованиям психологов возможности продуктивного развития речи начинают угасать к одиннадцати годам. Чтобы не упустить время надо начинать обучение связной речи как можно раньше.


Дети приходят в школу с разным уровнем речевого развития. Вначале учебного года, проведя тестирование, необходимо установить исходный уровень владения коммуникативно-речевыми умениями, для того чтобы наметить дальнейшую работу развития речи учащихся. Но результаты будут достигнуты только систематической работой учителя, самих учеников и родителей.

В первом классе особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения. Программа каждого следующего года обучения расширяет опыт детей в устном общении: участие в диалоге, дискуссии, построение содержательного монологического высказывания. Понимание чужой письменной речи лежит в основе обучения по всем учебным предметам. Для ребёнка хорошая речь-залог успешного обучения и развития.

Детям нужно дать образцы грамотной речи, создать речевую среду — условие речевого развития ребёнка.

В развитии речи выделяются три линии:

  • работа над словом и над словосочетанием;

  • работа над предложением;

  • работа над связной речью (тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение).


Работа над предложением.


Одной из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах является формирование у детей умения пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Умение строить разнообразные типы предложений в зависимости от цели высказывания является основой связной речи учащихся.

Тема «Предложение» с постепенным усложнением изучается во всех классах начального обучения. Остановлюсь на работе с предложением в первом классе. В первом классе учащиеся должны научиться выделять предложение из потока речи, находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится в предложении, и что говорится (без терминов «о подлежащем» и «сказуемом»), устанавливать связь между словами по вопросам, при чтении предложений соблюдать интонацию конца предложения и паузы.

Во время уроков происходит обучение приёмам практических действий. Ещё в период обучения грамоте в учебнике есть задания придумать предложение, сосчитать количество слов в предложении, построить модель предложения, составление предложений по их моделям, формируется умение оформлять предложение в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания: . ! ? , ), развивается умение точно употреблять слова в предложении.

Упражнения, способствующие формированию умения строить предложения:

      • составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов;

      • составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

      • составление предложений простых нераспространённых;

      • распространение предложений, перестройка их структуры;

Например: простое нераспространённое предложение.

Ящерка сидела.

I .

  • О ком говорится в предложении? (о ящерке)

  • Что говорится об этом? (сидела)

Задание: распространить предложение с помощью вопросов учителя (какая? где? когда? на каком?)

ящерка сидела (где?) на камешке

на камешке (каком?) плоском

ящерка (какая?) зелёная

Зелёная ящерка сидела на плоском камешке.

  • Чтение составленного предложения с интонацией окончания предложения.

  • Установление связей между словами с помощью вопросов и показ связей стрелочками от слова к слову.

  • Обратная операция-сокращение предложения до возможного предела (I . I .)

  • Перестроить предложение повествовательное в вопросительное, изменив задачу речи.

Задача речи сообщить.

Образец.

Женя сочинила сказку о храбром зайчонке.


Задача речи спросить.

Кто сочинил сказку о храбром зайчонке?

Какую сказку сочинила Женя? (Женя сочинила «Сказку о храбром зайчонке».)


- Составление предложений по образцу (аналогичное по структуре заданному, но с заменой слов)

Например: Щенок подкрался. (Даётся схема-модель предложения)


I .


  • с заменой действия предмета:

Щенок подбежал.

Щенок подпрыгнул.

Щенок примчался.

  • с заменой предмета:

Котёнок подкрался.

Лисёнок подкрался.

  • Составление предложений по опорным словам или сочетаниям слов.

Словосочетания:

осенние листья

одинокое деревце

  • Прочитаю слова и подумаю, что делают осенние листья?

осенние листья (что делают?)

опадают

летят

устилают

кружатся

плывут

одинокое деревце (что делает?)

растёт

тянется (к чему?) к солнцу

гнётся (под чем?) под порывами ветра

гнётся (под чем?) тяжестью снега

ломается (от чего?)

засыпает


Предложения.

Осенние листья кружатся в воздухе.

Осенние листья летят над городом.

Одинокое деревце качалось на ветру.


  • Восстановление деформированных предложений из «рассыпавшихся «слов.

Учащиеся должны восстановить смысл предложения, найдя сначала главные слова - основу предложения, затем расположить слова в нужном порядке, установив с помощью вопросов связь между словами, записать полученное предложение.

Например.

1. вороны, на, ветки, сели, клёна, шумно.

  • Прочитайте «рассыпавшиеся» слова.

  • О ком говорится в «рассыпавшемся» предложении, найдите слово. (о воронах).

Кто? - вороны.

  • Что говорится в предложении о воронах? Найдите слово, называющее действие предмета (ворон). (Сели). Что сделали? сели;

  • Вороны сели - главные слова - основа предложения.

  • Установить связь между другими словами по вопросам учителя.

сели (как?) шумно

сели (куда?) на ветки

на ветки (чего?) клёна

  • Сказать восстановленное предложение.

Вороны шумно сели на ветки клёна.

2. старая, в, пляске, дикой, колдунья, Метель, кружилась.

  • колдунья Метель кружилась - основа предложения

  • Метель (какая?) старая

  • кружилась (в чём?) в пляске

  • в пляске (какой?) дикой

Старая колдунья Метель кружилась в дикой пляске.


  • Собрать предложение из «рассыпавшихся» словосочетаний.

Словосочетания:

снежок (какой?) пушистый

укутал (что?) яблоньку

яблоньку (какую?) маленькую

укутал (чем?) снежком

  • Прочитаю словосочетания и найду главные слова с помощью вопросов:

  • О чём говорится в первом словосочетании? (о снежке; что это? - снежок)

  • Прочитаю следующие словосочетания и найду слово называющее действие предмета (укутал)

снежок укутал — основа предложения

Постепенно собираю предложения:

Пушистый снежок укутал.

Пушистый снежок укутал яблоньку.

Пушистый снежок укутал маленькую яблоньку.

Пушистый снежок укутал маленькую яблоньку снежком.

  • Редактирование предложений - восстановление правильных границ предложения или порядка слов в предложении, или замена слов на синонимы, более точно выражающих мысль.

  • Работа над интонацией предложения направлена на формирование интонационных умений и пунктуационных навыков.

Постоянно проводить тренировочные упражнения в чтении предложений с разными интонациями. Записывать под диктовку предложения с различной интонацией.


Обогащение словарного запаса учащихся.


Работа по формированию связной речи начинается с расширения и совершенствования словарного запаса детей. Активно обогащается словарный запас детей с началом обучения в школе. Это связано с необходимостью усвоения множества специальных терминов при изучении различных предметов и активное включение школьников в речевую деятельность на всех уроках.

Перед учителем стоят следующие задачи:

  • уточнение, закрепление и активизация словаря по изучаемым предметам и по темам;

  • ознакомление учащихся со словоизменением и словообразованием;

Предлагаю создавать словарики по отдельным темам. Ведь хорошо развитая речь — это владение ребёнком определённым запасом слов, правильное их произнесение (не искажая и не заменяя звуки), умение грамотно строить предложения и логично излагать свои мысли.

Словарик можно использовать в «речевых разминках» вначале урока, наговаривая словарь орфографически для повышения грамотности детей и орфоэпически, совершенствуя произношение, для создания своих текстов.


Приёмы активизации словаря:


  1. Составление словосочетаний с нужным словом.

  2. Составление предложений с заданным словом.

  3. Близкий к тексту пересказ прочитанного или прослушанного текста с использованием словаря писателя.

  4. Использование тематического словаря для создания своих текстов.

5. Рассказ по наблюдениям, картинкам с использованием слов из тематического словаря.


Словарик по теме «Зима».


Зима (нет чего?) зимы, винит. (Вижу что?) зиму.


Толкование слова.


Зима — самое холодное время года (в Северном полушарии - декабрь, январь, февраль)

(Учебный словарь русского языка В. В. Репкина)


Зима - самое холодное время года между осенью и весной.


Словосочетания.


Короткая зима, студёная зима, тёплая зима.



Имя существительное



Имя прилагательное




Глагол




Причастие




Наречие



зима

волшебница

чародейка

декабрь

январь

февраль

мороз

холод

стужа

вьюга

пурга

метель

буран

снег

снежинки

сугроб

снеговик

Снегурочка

лёд

льдинка

пороша

позёмка

айсберг

ледник

сосулька

гололедица

гололёд

оттепель

наст

таяние

хлопья

комок

снежки

покров

горка

белизна

лавина

лыжник

лыжи

фигурное катание

фигурист

слалом

хоккей


зимний

снежный

мокрый

липкий

рыхлый

пушистый

свежий

старый

белоснежный

вечные

первый

морозный

вьюжный

холодный

студёный

трескучий

колючий

порывистый

сильный

плотный

сильный


приближается

наступает

настала

прошла

наступать

приходить

падать

валить

сыпать

кружиться

порхать

лететь

растопить

вывозить

счистить

ложиться

покрывать

скрипеть

искриться

сверкать

лепить

нарядить

укутать

укрыть

засыпать

провалиться

зарыться

лежать

закопать



заснеженный

запорошенный

укутанный

сверкающий

блестящий

искрящийся

поскрипывающий


зимой

по-зимнему

холодно

студёно

морозно

заунывно

Сочетаемость слов.


Составь словосочетания по модели:


существительное------------ прилагательное

глагол ---------------------- существительное (в косвенном падеже)


зимний день провалиться в снег

зимний месяц закопать в снег

зимнее утро упасть в снег

зимний вечер оставлять следы (на снегу)

зимнее покрывало лежать на снегу

зимнее время очистить от снега

зимняя пора найти под снегом

зимнее солнце скользить по снегу

зимняя дорога

зимний лес

зимняя погода

снежная зима

чудесная зима

мягкая зима

морозная зима

долгожданная зима

вечные снега


Подберите слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?


Мороз (какой?): трескучий, сильный, крепкий, большой, лёгкий.


Снег (какой?): белый, голубой, серебристый, пушистый, мягкий, свежий, холодный, сырой, липкий, мокрый, чистый, грязный, старый, рыхлый, плотный, ноздреватый, слежавшийся, искристый.


Снежинка (какая?): лёгкая, пушистая, холодная, белая, смелая, ломкая, хрупкая, узорчатая, резная, кружевная, лучистая, игольчатая, тающая, кристальная.

Лес (какой?): серебристый, снежный, сказочный, неподвижный, заколдованный, задремавший).

Зима (какая?): снежная, белоснежная, холодная, тёплая, студёная, долгожданная, затяжная, суровая.

Сосулька (какая?): прозрачная, хрустальная, ледяная, острая, плачущая, тающая, огромная, короткая.


Развитие воображения


Ответьте на вопросы.

О чём разговаривают между собой Снежинки?

О чём предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?

О чём переговариваются Деревья в зимнем лесу?

Какие сны видит новогодняя Ёлочка?

О чём рассказали Снегурочке обитатели леса в новогоднюю ночь?

Что могла рассказать Снегурочка о своей жизни?

О чём мечтал Снеговик в новогоднюю ночь?

О чём могли беседовать Снеговик и выброшенная новогодняя Ёлка?


Читаем авторские тексты на зимнюю тему.


Сосулька


Каплями забулькав,

плакала сосулька:

  • Я хотела сесть повыше,

я хотела влезть на крышу.

А ступила на карниз –

  • и боюсь свалиться вниз!

Кап!

Кап!

Кап!


Снежинка


--- Опустись, снежинка,

На мою ладошку:

Кружишься давно ты,

Отдохни немножко.

--- Ишь, какая хитрая!

Думаешь, не знаю:

На ладошке тёплой

Сразу я растаю.

(Г. Абелян)


Снежинки


Лёгкие, крылатые, Собрались на огонёк.

Как ночные бабочки, А куда им деться?

Кружатся, кружатся Им ведь тоже, ледяным,

Над столбом у лампочки. Хочется погреться.

(И. Бурсов)



Снежинки.


Снегопад. Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Планируя, как маленькие парашютики, кружатся они при самом лёгком ветре в завораживающем танце.

Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только надо прикрыть нос и рот рукой, чтобы от тёплого дыхания снежная звёздочка не растаяла. А теперь внимательно рассмотри эти ледяные кристаллики. Какое разнообразие форм! Кажется, нет и двух одинаковых. Но учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.

Снежинки столь разнообразны, что каждый такой снежный кристалл может встречаться в очень разных видах. Например, звезда может иметь от трёх до двенадцати лучей. А форма снежинки ёж бывает пластинчатой, трубчатой, звёздчатой... Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты. Ложатся они на землю.

(В. А. Корабельников «Краски природы»)


Снег


Зимой земля покрывается снегом. Много красивых снежинок падают с высоты на землю. Снег сравнивают с шубой, одеялом, так как он не пропускает тепло от земли. Это очень хорошо для растений и животных. Под снегом не вымерзают травы и посевы, мелкие звери не замерзают в своих норах.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что снежинки ложатся неплотно друг к другу. Идёт снег, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. Иногда налетает южный ветер и приносит оттепель. А если после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка - наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой льда режут ноги и с трудом выкапывают из-под снега мох и листья.

Зато зайчишке раздолье: он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Если землю покрывает сухой, пушистый снег, то ветер его легко поднимает с земли. Кружит в воздухе тучи снежинок, метёт со всех сторон. Снегопад при сильном ветре называется метелью.


Снег кружится, несётся по воздуху и по земле. У домов, деревьев вырастают сугробы. Сильная метель с завыванием ветра называется вьюгой. Если разыгралась сильная метель, воет ветер, пошёл снег, то это уже настоящая снежная буря. Её в разных местах называют по-разному: буран, пурга. В такую погоду ничего не видно, как в тумане. После такой погоды на улице появляются наметённые ветром большие кучи снега--- сугробы. Если снегопады шли долгое время, то образуются снежные заносы, которые затрудняют передвижение людей и транспорта. Ещё хуже, если снег идёт мокрый. Он липкий и тяжёлый. Он налипает на кусты и деревья, и под его тяжестью ломаются ветки. Налипая на провода, снег их разрывает.

В сильный мороз у нас под ногами хрустит снег--- это ломаются под тяжестью нашего тела лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.


Ответьте на вопросы по тексту.

  • Что такое снег? 2. Почему снег сравнивают с шубой, одеялом? 3. Что такое наст? 4. Что называют метелью, вьюгой, бурей? 5. Почему снег под ногами хрустит?

(Н. А. Гурьева «Знакомство с природой России. Времена года.»)


Зимний сон деревьев.


Лес, сбросивший на зиму листву, кажется безжизненным. На белом снегу хорошо выделяются чёрные силуэты деревьев и кустов. Но деревья не погибли. Собрав за лето силы, они перестают питаться, расти и погружаются в глубокий сон. Во сне расходуется меньше сил, тепла, а, значит, легче пережить холодную зиму. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Зимний покой закаливает растения, делает их невосприимчивыми к низким температурам. Наиболее крепко «спят» клён, вяз, липа, дуб и яблоня.

Ответьте на вопросы.


Что происходит в жизни деревьев зимой?

Какие деревья наиболее крепко спят?

Коренная зима.


Январь - второй зимний месяц - вершина зимы. Снег слепит глаза, сверкает, переливается на солнце. Всё покрыто снегом. Он скрипит под ногами. Трещат крепкие морозы. Ночью светят яркие звёзды. Всё кругом погружено в непробудный сон. Небо днём светлое, бело-голубое. Солнце стоит низко над горизонтом и совсем не даёт тепла. Часто солнечные зимние дни сменяются метелями, ледяными ветрами и сильными морозами. Замерли травы, кусты, деревья.

Животные с холодной кровью затаились, заснули в своих убежищах. Многие звери проводят зиму в поисках корма. А у спящей в берлоге медведицы в январские морозы рождаются медвежата. К концу января заметно прибавится день.

До первой песни большой синицы (в начале февраля) будет властвовать коренная зима.


(Н. А. Гурьева «Знакомство с природой России. Времена года»)


Работа над текстом в первом классе.


Предложение является тем строительным материалом, из которого создаётся текст.

В первом классе объектом практических наблюдений учащихся становятся такие признаки текста:

      • наличие группы предложений, объединённых одной темой;

      • основная мысль текста;

      • связь заголовка с темой и основной мыслью текста;

      • последовательность и связь предложений в тексте;

      • наличие в тексте смысловых частей.


В первом классе внимание уделяется правильному оформлению письменного текста:

              • размещению заголовка;

              • соблюдению красной строки (абзац)

              • правильному оформлению предложений и частей текста.


Понимание отличительных особенностей текста позволяет определить умения, которые важно формировать, начиная с первого класса:

          • умение понимать тему текста;

          • раскрывать тему в своём высказывании;

          • понимать главную мысль, высказанную в «чужом» тексте;

          • располагать предложения в определённой последовательности и связывать их между собой.


Учащихся необходимо специально учить построению текста, знакомить с типами речи, используемых в различных текстах, учить осознавать предмет речи и основную мысль, отбирать материал для высказывания.

На уроках литературного слушания первоклассники учатся воспринимать авторский текст, знакомятся с его оформлением на страницах букваря, при создании своего высказывания под руководством учителя учатся обращать внимание на содержание, построение и речевое оформление высказывания в устной и письменной форме.


Уже в период обучения грамоте дети встречаются с текстом рассуждением.


Например: это звук согласный, потому что при произнесении звука есть преграда воздуху - зубы и язык. Это звук гласный при произнесении звука нет преграды воздуху.

Основная коммуникативная задача текста-рассуждения — убедить других в истинности сообщаемой информации. Задача учителя на практическом уровне научить строить тексты — рассуждения в устной и письменной форме. Для этого нужно научить видеть структурные элементы текста-рассуждения: тезис, доказательство, вывод.


Схема текста-рассуждения.


1.Тезис-утверждение, которое нужно доказать.

То, что объясняется.


2. Доказательства (или объяснения)


«Слово-мостик»:

потому что

так как

из-за того, что

по той причине, что


  1. Вывод.


Задания. Прочитайте вопросы. Устно ответьте на них. Используйте схему текста-рассуждения.

- Какие птичьи тайны открывает нам листопад?

- Зачем ежу иголки?

- Почему я люблю сказки?

- Почему гнездо иволги трудно найти?

(Потому что иволга «маскирует» гнездо корой тех деревьев, на которых строит гнёзда.)

- Почему нельзя трогать руками яиц в гнёздах?

(Потому что птица бросает гнездо, если тронуть его руками.)

- Почему надо беречь своё и чужое время?

- Почему играя, дети должны соблюдать правила?

- Почему хвойные деревья, ель и сосна, не сбрасывают хвою? (Во-первых, листья - хвоинки покрыты восковым налётом, который пропускает очень мало влаги. Во-вторых, хвойным деревьям не страшен снегопад, потому что ветки эластичные, пружинистые, наклоняются под тяжестью снега всё ниже к земле, и снег с них сползает.)

- Почему снег сравнивают с шубой, одеялом?

(Снег сравнивают с шубой, одеялом, так как он не пропускает тепло от земли. Это очень хорошо для растений и животных. Под снегом не вымерзают растения, мелкие зверьки прячутся в своих норках.)

- Почему снег под ногами хрустит?

(В сильный мороз под ногами хрустит снег, потому что ломаются под тяжестью нашего тела лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.)


Знакомство с текстом - описанием происходит на уроках окружающего мира при изучении следующих тем:

- «Дикие животные» (опиши животное по плану);

- «Звери-млекопитающие»;

- «Что мы знаем о птицах» (опиши птицу по плану)

Сначала детей знакомят с текстами писателей: воспринимают текст на слух, умеющие читать читают сами, затем знакомятся под руководством учителя со структурой текста-описания и по плану, данному учителем устно, составляем свои тексты.


План рассказа о птице.


1. Название птицы.

2. Внешний вид птицы. (Цвет оперения, бросающиеся по окраске места - пятна или полоски на крыльях, груди, хвосте, голове; форма тела, крыльев, хвоста, клюва (для чего предназначен).

3. Песня птицы.

4.Где живёт? (на земле, дереве, кустах).

5.Как передвигается? (прыжками, перебегает, семенит, вперевалку, подлетает).

6.Чем питается? (насекомыми, семенами, орешками).


Писатели о птицах.


Зарянка.

Зарянка по размерам меньше воробья. Горло и грудь, бока головы оранжево-рыжего цвета, спина серо-оливкового цвета. По земле передвигается прыжками. Очень красиво и мелодично поёт по утрам, а также вечером после захода солнца.

(В. В. Садырин «Крылатые загадки»)



(Т. Белозёров)


Пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнце камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

(Г. Снегирёв «Отважный пингвинёнок»)


Задания. Докажите, что это текст. (Есть заголовок. Во всех предложениях текста говорится о пингвинёнке.)


Сравним клюв синицы с клювом снегиря или воробья. У синицы он тонкий и острый. Такие клювы характерны для насекомоядных птиц, ими удобно доставать насекомых из щелей коры. Синицы (лазоревки и гаички) добывают зимующих насекомых, расклёвывая стебли растений. Синицы ещё с осени делают запасы на зиму, засовывая в щели коры различных личинок и куколок насекомых.


Задание. Рассмотри птицу на фотографии или на иллюстрации, или понаблюдай её в природе составь свой текст - описание.






Создание текста-повествования по серии сюжетных картинок.


Задание. (Букварь Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова стр.43)


Рассмотри внимательно картинки.

Расскажи, что случилось с медведем.


Советы писателя школьнику.

  • Рассмотри внимательно картинки.

  • Где происходят действие картины? Когда?

  • Кто на картинках изображён? (Медведь, пчёлы, рой пчёл.)

  • Назовите, какие предметы нарисованы на картинках? (Ель, ельник, лесная полянка, дупло, небо, кусты.)

  • Подумайте, какие предметы с чем связаны?

  • Закройте глаза и представьте, что вы попали в картинку. Прислушайтесь. Что вы слышите? ( Я слышу, как ветки елей качаются. Я слышу, как жужжат рассерженные пчёлы. Я слышу, как от боли ревёт медведь. Я слышу, как птички поют.)

  • Выбираем одного из героев и представляем, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом.

  • Кто будет рассказывать историю? (Автор, медведь, пчёлы.)

  • Изменится ли настроение героя во времени?

  • Выбери героя и, выстроив все события в нужной последовательности, расскажи историю.

Картинка № 1



Опорные слова: бурый медведь, старый медведь, косолапый, лесной зверь, хозяин леса; вечнозелёные ели, пушистые лапы елей, необыкновенная тишина, солнечный день, лесная поляна, запах мёда, в ельнике, в еловом лесу, расставив лапы в стороны, шёл по ельнику, бродил в поисках пищи, почуял запах, повёл носом.




Опорные слова: укус пчёл, жгучий укус, жгучие иголки, внезапно вонзились, вонзились в шкуру, гневное жужжание, угрожающе зажужжали, накинулись на сладкоежку, накинулись на врага, накинулись на непрошеного гостя, вылетели из дупла, грозной чёрной тучей, вонзались иглы, раскалённые иглы, накинулись на косолапого, взревел от боли.


Картинка № 4.



Опорные слова: рассерженные пчёлы, рассерженная туча, жужжащая тучка, бросился наутёк, движением страшной лапы, отбивался мишка, бил направо и налево, мчались вдогонку, улепётывал без оглядки, бросился в реку, спасительная вода, долго сидел, сидел в речке, намокли крылышки, улетели домой, зализывал укусы.



Выбери заголовок к тексту-повествованию. Объясни свой выбор.

1.Медведь-сладкоежка.

2.Опасное лакомство.

3. Жужжащая туча.

4. Рассерженная туча.


Перескажите текст по серии сюжетных картинок. (Работа в парах.)


Придумайте диалог. О чём мог говорить обиженный медведь с пчелой?


Медведь: «.........................»


Пчела: «Ж-ж-ж! Ужж-жасно!

Пчёл обижать напрасно!

Хочешь медку — попроси!

Грозно жужжала пчела.


Сочини историю по серии сюжетных картинок.


Придумайте историю по одной картинке с проблемным содержанием.




Игры, направленные на развитие воображения, мышления, речи.


1. Игра «Задом наперёд»

Оборудование: 2 пары картинок, каждая из которых связана единым сюжетом или которые логически дополняют друг друга.


Гнездо с яйцом – летящая птичка.

Чашка стоит на столе – котёнок рядом с разбитой чашкой.

Снеговик с ведром на голове – ведро лежит на снегу.


Ход игры.


Учитель прикрепляет к магнитной доске первую пару картинок: гнездо с птенцом – летящая птичка и говорит: «Внимательно рассмотрите картинки и внимательно рассмотрите картинки и послушайте историю, которую я расскажу.»


«В гнезде лежало яйцо. Из него вылупился птенец. Птенец вырос и научился летать»


Учитель меняет картинки местами и предлагает детям придумать и рассказать другую историю.


Летела птица, увидела подходящее дерево, свила гнездо, снесла яичко.


По окончании обучающего упражнения, дети, аналогичным образом анализируя остальные пары картинок, составляют по ним короткие рассказы.


На следующих занятиях можно предложить детям самим придумать сюжеты парных картинок.


(М. В. Ильина «Развитие вербального воображения»)


Восстановление деформированного текста.


Задание. Восстановите порядок в предложениях так, чтобы получился связный текст. Перескажите. Докажите, что это текст. Расскажите, что интересного вы знаете про ящериц.


Первая охота


  • Только к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост.

  • Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!

  • А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама – под камень.

  • Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

  • Ящерка давно под камнем сидит, хвост себе отращивает.

(В. Бианки)


Задание. Восстановите границы предложений. Прочитайте и перескажите текст.


Заботливый зверёк.


Ясным утром я шёл по лесной поляне вдруг передо мной показался бурундук я замер щёки зверька раздуты пузырями он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки — это зверёк выносит на просушку свои запасы уже греются на солнце ягоды черники и малины рядками лежат орехи и сухие грибы я вышел из укрытия...


Придумайте окончание текста. Перескажите текст соседу по парте.



Использованные источники:


  • Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие. М.Р.Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. Издательский центр «Академия».

  • Методика развития речи младших школьников. М. Р. Львов «Библиотека учителя начальной школы»

  • Речь младших школьников и пути её развития. М.Р. Львов. Москва «Просвещение».

  • Е. И. Матвеева «Как научить младшего школьника писать сочинения». Пособие для учителя. Москва «Вита-Пресс. 2012.

  • Банщикова Г. И., Черняева В. Д. Развитие речи. Учебное пособие для первого класса начальной школы. – СПб: «Папирус».

  • Ильина М. В. «Развитие вербального воображения» – М.: Книголюб.

  • Е. А. Пожиленко «Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать». Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов. СПб: филиал издательства «Просвещения».

  • Рисунки из книг художника и писателя Е. И. Чарушина Санкт-Петербург Издательство «Акварель» и Н. Н. Чарушиной-Капустиной.

  • Рисунки из книги Виктора Чижикова, Андрея Усачёва «Полное собрание котов». Москва, «Махаон».2012

  • Научно-популярное издание «Птицы Санкт-Петербурга» Издательство ЗАО «Голанд», Санкт-Петербург.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья: "Развитие устной и письменной речи в 1- 2 классах."

Автор: Виноградова Людмила Николаевна

Дата: 13.12.2018

Номер свидетельства: 490679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#923 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(74) "razvitiie-ustnoi-riechi-uchashchikhsia-5-gho-klassa-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441948137"
  }
}
object(ArrayObject)#945 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#923 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432885244"
  }
}
object(ArrayObject)#945 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#923 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-uchashchikhsia-na-osnovie-ghazietnoi-stat-i"
    ["file_id"] => string(6) "187584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426529201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства