Познакомить с современными средствами связи, с новыми словами.
Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие произвольного внимания.
Воспитание качеств: доброжелательность, взаимопонимание (умение работать в группах, в парах).
Умение слушать друг друга, привитие эстетических качеств, умение пользоваться средствами связи.
Оборудование: календарь природы, опорные слова, карточки с ребусом, с новыми словами, с заданиями, картинки с изображением старинных телефонов, телефоны: дисковый, кнопочный, радио-телефоны, сотовый,иллюстрации.
1. Организационный момент.
Стих:
Каждый день всегда везде На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
2. Подведение итогов наблюдений за погодой.
- Заслушаем бюро погоды на сегодняшний день. Слово синоптикам.
(Один ученик у доски, а остальные у себя на партах).
а)
Время года: (зима) Месяц: (декабрь) Число: (23) День недели: (вторник)
б) Работа с сигнальными карточками: облачность, осадки, ветер, температура.
3. Знакомство со средствами связи.
- Ребята, а как вы узнали температуру воздуха? (По телевизору слышали, по радио, термометру).
а) Телефон.
- Догадайтесь, отгадав загадку, как же я узнала температуру воздуха:
Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам Скажешь здесь, а слышно там.
- Телефон. (вывешиваю картинку)
Набрала номер справочно-информационной службы города 0-0-1 и услышала прогноз погоды на сегодняшний день.
- Ребята, у кого дома есть телефон? - Для чего нужен телефон? (Связаться с родными ,близкими, друзьями, вызвать врача, милицию, пожарную). - Вы сказали, что можно по телефону вызвать скорую, а по какому номеру? А милицию? - А что означают номера -01?-04?
(Вывешиваю таблицу)
01 – служба спасения;
02 – милиция;
03 – скорая;
04 – газовая служба.
- Эти номера мы должны помнить, чтобы в любой момент мы могли связаться с необходимой службой.
Телефон нам нужен для связи. Это средство связи. Сегодня на уроке познакомимся со средствами связи. (Слова открываю постепенно)
- Без телефона мы не можем представить себе нашу сегодняшнюю жизнь. Первый аппарат появился очень давно, более 100лет назад. Изобрел его Александр Белл. Сейчас в мире более 500 млн. телефонных аппаратов. Первые телефонные аппараты выглядели так: (показываю иллюстрации)
- Они состояли из отдельного переговорного устройства и слуховой трубки. Для этого надо было нажать несколько раз рычаг. Такие телефоны были неудобны. Потом появились такие телефоны: (показ иллюстрации) Переговорное устройство напоминало трубку. Но она была очень большая. И прежде чем позвонить, надо было покрутить ручку. Связаться со станцией, чтобы там соединили.
- Удобен был такой телефон? (Нет)
С тех пор телефон сильно изменился. Изменился его внешний вид и возможности.
Инсценирование К.Чуковского “Телефон” (трое учеников читают отрывок “Телефон”)
- Из какого произведения? - Вежливы ли были слон и крокодил при разговоре по телефону? - А что вам не понравилось? Почему? - А какие еще правила общения по телефону вы знаете? - По служебному телефону не принято говорить долго – это невежливо. - По телефону говорить нужно кратко и только то, что необходимо. - Невежливо звонить кому-нибудь рано утром или поздно вечером.
Можно побеспокоить людей.
- Если ты бываешь в гостях и тебе нужно позвонить, обязательно спроси разрешения. - С чего начинается разговор? (с приветствия) - Какие слова приветствия можно использовать в телефонном разговоре?(здравствуйте, добрый день, добрый вечер) - После приветствия нужно представиться. Например, здравствуйте, это говорит…. - Затем нужно выразить просьбу. - Какие слова будете использовать для просьбы? (пожалуйста, будьте добры) - О чём надо не забыть, заканчивая разговор? (надо попрощаться: до свидания, до встречи)
(вывешиваю таблицу вежливых слов) –
Здравствуйте;
Доброе утро;
Добрый день;
Добрый вечер;
Пожалуйста;
Будьте добры;
До свидания;
До встречи.
Физминутка:
Хлопаем – если услышите слова приветствия. Топаем – если услышите слова, которыми заканчиваешь телефонный разговор.
Практическая работа: различные ситуации общения по телефону.
Работа в парах.
Ситуация №1
Тебе нужно срочно вызвать врача.
Ситуация №2
Нужно вызвать милицию.
Ситуация №3
Вызвать газовую службу.
Проверка самостоятельной работы.
Вывод: Вот и все премудрости телефонного этикета.
- Для чего нужен телефон? (для связи) - Что нужно соблюдать при разговоре? (правила вежливости)
1) Телеграф.
- У меня в руках “Советский энциклопедический словарь”. Сейчас я прочитаю определение слова, а вы должны догадаться о каком слове идет речь: “Предприятие связи, осуществляющее передачу, прием и доставку телеграмм, имеет непосредственную связь с другими…страны. (Карточка со словом “телеграф”).
- Телефон, телеграф – общая часть “теле”, что означает “далеко”. Фон – звук, далеко звучание, или “далеко слышу”. Граф – пишу, “далеко пишу”.
Физкультминутка для глаз (определите по цветным линиям: кто с кем разговаривает)
2) Знакомство со словом “почта”.
- На парте у каждого из вас лежат карточки с зашифрованными словами. Задание: найдите слова
ксутелефонжиспро;
лпотелеграфолиаощ;
рдапочтадпшроььтд.
Телефон, телеграф, почта.
- С какими словами уже встречались на уроке (телефон, телеграф). - А какое новое? (почта). - Кто из вас знает что такое почта? (1.Учреждение для пересылки писем, денег, посылок. 2.Здание, где оно помещается. 3. Пересылка, доставка, средствами этого учреждения. 4. То, что доставлено этим учреждением: письма, посылки).
Доклады, приготовленные учащимися, какая почта существовала раньше?
1 ученик: Долгое время почты вообще не было. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын. Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, все дальше посылали в путь гонцов. Стали на длинных дорогах строить почтовые станции. Примчится гонец, поест, попьет, отдохнет, сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующей станции.
2 ученик: Во многих странах ещё раньше существовало голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, поезд, самолеты, голубиная почта потеряла свое значение.
3 ученик: А еще существовала морская почта. Моряки запечатывали свои послания в бутылки и бросали в океан.
4 ученик: В наше время существует почтовая связь между городами и странами, селами и деревнями, даже между материками. На почту стекаются письма из всех почтовых ящиков. Здесь принимают посылки и бандероли.
Для чего нужна почта? (для связи).
4. Знакомство с новыми словами, обозначающие профессии людей.
- Ребята, с какими средствами связи вы познакомились на уроке? (телефон, телеграф, почта).
Игра: “Какое слово пропало?(Убираю по очереди карточки со словами, дети называют это слово).
- Образуйте от слова “почта” новое слово, обозначающее профессию (почтальон). - От слова телефон (телефонист), от слова телеграф (телеграфист).
Задание: На месте ли стоят слова?
Телефон ___________ почтальон; Телеграф ___________ телефонист; Почта ___________ телеграфист.
Помогите встать словам на свои места.
5. Практическая часть. Развитие речи.
Рассмотрите рисунки. На них последовательно изображено одно событие.
Задание: Восстанови последовательность. Расскажите, какое событие изображено на картинках.
1 картинка: внук пишет бабушке письмо. 2 картинка: отправил в почтовый ящик. 3 картинка: письмо забирает почтовая машина. 4 картинка: почту перевозят на поезде. 5 картинка: почтальон привозит письмо домой бабушке. 6 картинка: бабушка читает долгожданное письмо от внука.
(Открываем последнюю букву в слове)
- Проверка самостоятельной работы.
6. Итог урока.
О каких средствах связи вы узнали? С какими новыми словами познакомились на уроке?