1. Предлагает ответить на вопрос: - О какой части речи здесь говорится? Что без меня предметы? Лишь название А я приду- Всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растёт. - Что мы знаем о глаголе? Предлагаю карточку « Я глагол» - Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. - Давайте проверим, как вы выполнили работу. Я глагол | часть | речи | обозначаю | действие предмета | отвечаю на вопросы | что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. | имею | начальную (неопределенную форму) | в предложении | чаще всего бываю сказуемым | имею грамматические признаки | время число лицо род (в прошедшем времени) вид спряжение | – Разгадайте кроссворд, в который надо вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму. (слайд 2) Ключевое слово подскажет, что необходимо вписать в 6 пункт. -Какова же тема сегодняшнего урока? Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться». Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу». - А как это слово связано с глаголом мы должны выяснить сегодня на уроке. – Определите цели урока. – Сегодня мы узнаем, что такое спряжение, будем учиться спрягать глаголы. | Отвечают на вопрос учителя. Работают в паре. Заполняют таблицу. Глаголы для кроссворда. 1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу. Решают кроссворд. Читают ключевое слово «спряжение». |
1. Организует наблюдения над изменением глаголов по лицам и числам. - Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы плыть и говорить при помощи личных местоимений. - Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать форму настоящего времени Вывод: - Как изменяли глагол? По лицам и числам - Какая часть изменилась? Окончание - Назовите окончания глаголов в 1 столбиках. Что общего в этих окончаниях? Содержат гласную -е- - Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего? Содержит гласную - и - - Мы изменяли глагол по лицам и числам или спрягали. – Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени». – Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, четко проговаривая их личные окончания. – Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам? - Так, что же такое спряжение? - Справились ли мы с одной из задач, поставленной в начале урока? С какой? 3. – Определите лицо глагола в каждом предложении по лицу местоимения. – Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания. 4. Физминутка Если я назову глаголы 1 лица– выполняем хлопок над головой, 2 лица – 2 хлопка за спиной, 3 лица-хлопок перед собой. Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь. 5. Продолжает работу по учебнику – Обсудите: какой из данных глаголов не изме- няется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ. – Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа 6.Проводит ддальнейшую работу по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Работа в тетради – Прочитайте. Соедините линиями части предложения. Работа в тетради – Прочитайте. Проспрягайте данные глаголы. – Укажите время над глаголами 1-го лица единственного числа. – Выделите личные окончания. Для тех, кто сделает быстро, даю задание: *Подбери к данным глаголам форму 3его лица, ед. числа. Запиши новые глаголы. -Кудахтать, махать, мяукать, мурлыкать, плескать, полоскать, щипать. 7. Тест - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. Тест 1. Глаголы: 1) склоняются 2) спрягаются 2. У глаголов при спряжении изменяется 1) окончание 2) основа 3. Лицо глагола определяй: 1) по местоимению 2) окончанию 3) по предлогу 4. Что называется спряжением? 1) изменение глагола по падежам 2) изменение глагола по лицам и числам 3) изменение глагола по родам и числам 5. Лицо и число можно определить у глаголов: 1)настоящего времени 2)будущего времени 3)прошедшего времени 8.Домашнее задание Карточки (Базовый) - Определите лицо глаголов, подставляя к ним местоимения: Думаю, течет, цветут, бродишь, лечу, греет, кормишь, пьют, ждет, собираем, продаете, шепчут, считаю. (Повышенный) Проспрягать глаголы в наст.ибудущ. времени учить и петь - Прочитаете оба задания, выберите для себя то, с которым вы справитесь. | Выполняют задание. Высказывают свое мнение, делают выводы. Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают с тем, что изложили сами. Применяют на практике полученные знания, выполняя упражнении, проверка в парах. Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате- риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Делают вывод: при изменении глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени меняется окончание. Выполняют упражнение. Я рисую (1-е л.). Ты рисуешь (2-е л.). Он рисует (3-е л.). Мы рисуем (1-е л.). Вы рисуете (2-е л.). Они рисуют (3-е л.). Я нарисую (1-е л.). Ты нарисуешь (2-е л.). Он нарисует (3-е л.). Мы нарисуем (1-е л.). Вы нарисуете (2-е л.). Они нарисуют (3-е л.). Работают в парах. Делают вывод: глагол «рассказал» не спрягается, так как стоит в форме прошедшего времени. Его окончания не меняется. Читают правила, убеждаются, что их предположения верны. Записывают личные окончания. | Единственное чи ло | Множественное число | 1-е лицо | -у, -ю | -ем, -им | 2-е лицо | -ешь, -ишь | -ете, -ите | 3-е лицо | -ет, -ит | -ут, -ют | Выполняют упражнения. • Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. • Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, в единственном числе – по родам. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Спрягают глаголы. Выделяют личные окончания. Выполняют задание. Систематизируют знания. Проверка в парах. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
1.Подводит итоги урока в соответствии с поставленной целью и задачами. Педагогическая рефлексия: - Что мы сегодня выяснили на уроке? - Что повторили? - Что создали? - Справились ли с поставленной целью и задачами урока. - Где мы можем применить знания о спряжении глагола? Карточки «Рефлексия» Рефлексия настроения: Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его продолжив предложения: - Сегодня я доволен работой, так как… - Не совсем доволен, потому что… - Не доволен своей работой, ведь я… | 1.Анализируют работу на уроке 2. Оценивают свою работу на уроке. 3.Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. 4.Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. 5.Отвечают на вопросы. |