kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спряжение глагола с безударным окончанием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «  Спряжение глагола с безударным окончанием». Изучается в 4 классе в блоке «Правописание» по программе «Начальная школа XXI века», под редакцией

Н.Ф. Виноградовой.

Цель:

Учить детей определять спряжение глагола при безударном окончании.

 Учащиеся должны уметь:

  • Различать спряжение глагола по ударному и безударному окончанию, пользуясь алгоритмом;
  • Правильно записывать гласные в глаголах с безударным окончанием, пользуясь алгоритмом;
  • Составлять связный текст на предложенную тему с использованием глаголов;

Задачи:

  • Развивать различные виды памяти, внимание, устную и письменную речь, умение анализировать, навыки орфографической зоркости; общие способы решения орфографических задач;
  • Формировать умение грамотно писать, навыки сотрудничества, учебную активность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спряжение глагола с безударным окончанием»









Урок русского языка







Учитель: Нагайцева Светлана Алексеевна

















МОУ СОШ № 1

Г. Хвалынск





2011 год



















Пояснительная записка



Тема урока: « Спряжение глагола с безударным окончанием». Изучается в 4 классе в блоке «Правописание» по программе «Начальная школа XXI века», под редакцией

Н.Ф. Виноградовой.



Цель:

Учить детей определять спряжение глагола при безударном окончании.

Учащиеся должны уметь:

  • Различать спряжение глагола по ударному и безударному окончанию, пользуясь алгоритмом;

  • Правильно записывать гласные в глаголах с безударным окончанием, пользуясь алгоритмом;

  • Составлять связный текст на предложенную тему с использованием глаголов;





Задачи:

  • Развивать различные виды памяти, внимание, устную и письменную речь, умение анализировать, навыки орфографической зоркости; общие способы решения орфографических задач;

  • Формировать умение грамотно писать, навыки сотрудничества, учебную активность.













































Ход урока

  1. Организация класса ( 1-2 мин.)

- Закройте глаза, вспомните о чём-то радостном, улыбнитесь друг другу, подарите мне ваши улыбки. Я рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное.

- Готовы ли вы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?

- Русский язык – легкий или трудный предмет для вас? Почему?

- Хотите ли вы меньше допускать ошибок? Тогда продолжим развивать нашу грамотность.

2. Актуализация знаний.( 7-8)

- Над какой большой темой мы работаем? (глагол)

- Какие ещё части речи вы знаете? Назовите их.

- Предлагаю поговорить об этих частях речи. Я буду диктовать вам слова с непроверяемым написанием, а вы запишите их в три столбика: существительное, прилагательное, глагол.

Слова для диктовки: багровый, кабинет, падеж, выражать, обаятельный, фантазировать, лепесток, сверкать, лиловый, славяне, стеречь, серебряный.

- Прочитайте слова, записанные в 1-й столбик(во 2-ой, в 3-й)

- Предлагаю провести аукцион: рассказать о существительном – 1 ряд, о прилагательном – 2 ряд, о глаголе – 3 ряд.

Учащиеся выступают с «защитой» своих частей речи.

Существительное- это:

  • Часть речи

  • Отвечает на вопросы: кто? Что?

  • Обозначает предмет

  • Бывают собственные и нарицательные

  • Бывают одушевлённые и неодушевлённые

  • Бывают трёх родов

  • Бывают трёх склонений

  • Изменяются по падежам

  • Изменяются по числам

  • Окончание существительных бывает ударным и безударным

  • В предложении существительное может быть подлежащим или второстепенным членом предложения

Прилагательное –это:

  • Часть речи

  • Отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

  • Обозначает признак предмета

  • Изменяется по родам

  • Изменяется по числам

  • Изменяется по падежам

  • Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется

  • Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым они связаны

  • Окончание прилагательных бывает ударным и безударным

  • В предложении прилагательное является второстепенным членом

Глагол – это:

  • Часть речи

  • Обозначает действие предметов

  • Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

  • Имеет неопределённую форму

  • Изменяются по временам

  • Изменяются по лицам

  • Изменяются по числам

  • Изменяются по родам в прошедшем времени

  • В предложении глагол бывает сказуемым

  • Частица НЕ с глаголом пишется отдельно

- Почему третья группа не была первой?(мало знаем о глаголе)

- А хотите узнать больше об этой части речи?

3. Постановка проблемы. Игра «Добавь слово»(3-4)

- Прочитайте начало пословиц в первом столбике, добавьте к ним нужные по смыслу слова- глаголы из второго столбика.

Друзей и водой … узна…шь

Без беды друга… разоль…шь

Дружбу на деньги… остав…т

Хорошие друзья… куп…шь

- О чём эти пословицы? Как вы их понимаете? Чего не хватает, чтобы хорошо был понятен смысл? (частицы НЕ)

- Как напишите частицу НЕ?

- Поставьте ударение в глаголах. Что можете сказать? (окончание в глаголах ударное и безударное)

- Можно ли на слух определить , какое спряжение у глаголов с безударными окончаниями? Какую гласную вставим?

- Не получается? Как же быть?

Друзей и водой не разольёшь. ( 1-е спр.)

Без беды друга не узна..шь. (Е или И? 1 или 2-е спр.)

Дружбу за деньги не куп…шь. (Е или И? 1 или 2-е спр.)

Хорошие друзья в беде не остав..т. (Я или Ю? 1 или 2-е спр.)

4. Сообщение темы и цели урока.

- Какую цель мы поставим на уроке?

- Какова тема нашего урока?

5. Решение проблемы.( 7-10)

- Как же решить проблему, возникшую на нашем уроке? Каковы ваши гипотезы?

О бъяснение учителя, составление алгоритма

и II спр.

а

я

что де- у I спр.

е

что сде- о







- Поставьте данные глаголы в неопределённую форму. Выделите суффикс неопределённой формы. Выделите значком гласную букву перед суффиксом –ть. Это – глагольный суффикс, который поможет определить спряжение глагола и правильно написать безударное окончание глагола.

Узна_шь _____ узнать_______1 спр.

е

Куп_шь_______ купить_______2 спр.

и

Остав_т _______оставить _____2 спр.

я

- Проверим свои выводы: чтение правила в учебнике на с. 72

- Для чего нужно уметь определять спряжение глагола?

- Когда для определения спряжения глагола надо поставить его в неопределённую форму?

- На что указывает суффикс –и-?

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

Физминутка (3)



6. Первичное закрепление. (8)

- Над какой темой мы работаем?

- Продолжим наблюдение над глаголом и выполним упражнение по этой теме.

- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой ( стихотворение записано на доске без знаков пунктуации)



Зябн_т осинка

Дрож_т на ветру

Стын_т на солнышке

Мёрзн_т в жару.

- Назовите глаголы-синонимы ( зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте.

-Что вы можете сказать об этом предложении? ( Предложение с однородными членами)

- Расставьте знаки. Составьте схему предложения.







, , ,

.

-С какими орфограммами вы ещё встретились в тексте?

- Прочитайте ещё раз стихотворение.

- Запишите его по памяти.

Взаимопроверка

- А сейчас мы поупражняемся в определении, какую гласную нужно писать в безударном личном окончании глагола.

Работа по учебнику ( упр. 257) один ученик выполняет упражнение на доске, остальные в тетрадях.

7. Творческая работа. (5)

-А сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Снегурочка». Вспомните, о ком и о чём эта сказка. Ваша задача – внимательно смотреть этот отрывок, а затем назвать слова – действия, которые вы увидите при просмотре.

- Какие слова- действия вы можете назвать?( учитель записывает их на доске)

Свет_т, гре_т, появля_тся, пригрева_т, пробужда_тся, зелене_т, лопа_тся, распуска_тся, щебеч_т, выполза_т, благоустраива_т.

- С помощью алгоритма определите, какие гласные надо писать в окончании глаголов.

Задания по группам:

1-я группа – используя глаголы составьте небольшой текст ( сочинение – миниатюру). Определите тему текста. ( весна) Озаглавьте его. Напишите сочинение. Обозначьте в нём все изученные орфограммы.

2-я группа – работа над деформированным текстом.

Примерный текст.

Самое прекрасное время года – весна. Весной всё пробуждается от зимнего сна. Пригревает весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. Прилетели птицы. Они вьют гнёзда. Появляются первые весенние цветы. Скоро зазеленеют леса, зацветут сады.

Чтение текстов и анализ работ.

8. Итог (2-3)

- Чему мы сегодня учились на уроке?

-В чём вы испытывали трудности?

- Восстановите в нужной последовательности алгоритм, чтобы правильно написать глагол с безударным личным окончанием.

9. Рефлексия.( 2- 4)

- В своих творческих работах вы хорошо описали наступление весны. Оцените свой труд. К кому из вас весна только- только пришла? У кого она в самой своей красе? А к кому она не торопится?

- Возьмите альбомные листы с изображенными на них деревцами, цветные карандаши. Насколько активными вы были, как часто и правильно вы отвечали, так и оцените себя:

«5» - деревца зелёные, цветут цветы, светит солнышко;

«4» - кое-где на деревце зелёные листочки, светит солнышко;

«3» - деревца ещё голые, но уже светит солнышко;

Домашнее задание:

Составить карточку для своего товарища по парте, в которой написать 6 глаголов с пропущенной безударной гласной в окончании.

Литература:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» , Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2008г.

  2. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам/С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2008г.

  3. Рабочая тетрадь « Пишем грамотно» 4 класс

  4. Учебник «Русский язык» 4 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2008г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Спряжение глагола с безударным окончанием

Автор: Нагайцева Светлана Алексеевна

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока на тему «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием", презентация к уроку. "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kak-opriedielit-spriazhieniie-ghlaghola-s-biezudarnym-lichnym-okonchaniiem-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "113847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411070224"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект  урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-spriazhieniie-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "193831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427700990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему; "Правописание безударных окончаний глагола""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klasse_na_temu_pravopisanie_bezudarnykh_ok"
    ["file_id"] => string(6) "555271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1596307961"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) ""Правописание безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения»."
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisaniie_biezudarnykh_lichnykh_okonchanii_ghlagholov_piervogho_i_vtorogho_s"
    ["file_id"] => string(6) "400701"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489602111"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) ""Безударные окончания глаголов (закрепление)". Урок русского языка, 4 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "biezudarnyie-okonchaniia-ghlagholov-zakrieplieniie-urok-russkogho-iazyka-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125771"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415041777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства