Тема урока: « Спряжение глагола с безударным окончанием». Изучается в 4 классе в блоке «Правописание» по программе «Начальная школа XXI века», под редакцией
Н.Ф. Виноградовой.
Цель:
Учить детей определять спряжение глагола при безударном окончании.
Учащиеся должны уметь:
Различать спряжение глагола по ударному и безударному окончанию, пользуясь алгоритмом;
Правильно записывать гласные в глаголах с безударным окончанием, пользуясь алгоритмом;
Составлять связный текст на предложенную тему с использованием глаголов;
Задачи:
Развивать различные виды памяти, внимание, устную и письменную речь, умение анализировать, навыки орфографической зоркости; общие способы решения орфографических задач;
Просмотр содержимого документа
«Спряжение глагола с безударным окончанием»
Урок русского языка
Учитель: Нагайцева Светлана Алексеевна
МОУ СОШ № 1
Г. Хвалынск
2011 год
Пояснительная записка
Тема урока: « Спряжение глагола с безударным окончанием». Изучается в 4 классе в блоке «Правописание» по программе «Начальная школа XXI века», под редакцией
Н.Ф. Виноградовой.
Цель:
Учить детей определять спряжение глагола при безударном окончании.
Учащиеся должны уметь:
Различать спряжение глагола по ударному и безударному окончанию, пользуясь алгоритмом;
Правильно записывать гласные в глаголах с безударным окончанием, пользуясь алгоритмом;
Составлять связный текст на предложенную тему с использованием глаголов;
Задачи:
Развивать различные виды памяти, внимание, устную и письменную речь, умение анализировать, навыки орфографической зоркости; общие способы решения орфографических задач;
- Закройте глаза, вспомните о чём-то радостном,улыбнитесь друг другу,подарите мне ваши улыбки. Я рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное.
- Готовы ли вы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?
- Русский язык – легкий или трудный предмет для вас? Почему?
- Хотите ли вы меньше допускать ошибок? Тогда продолжим развивать нашу грамотность.
2. Актуализация знаний.( 7-8)
- Над какой большой темой мы работаем? (глагол)
- Какие ещё части речи вы знаете? Назовите их.
- Предлагаю поговорить об этих частях речи. Я буду диктовать вам слова с непроверяемым написанием, а вы запишите их в три столбика: существительное, прилагательное, глагол.
Слова для диктовки: багровый, кабинет, падеж, выражать, обаятельный, фантазировать, лепесток, сверкать, лиловый, славяне, стеречь, серебряный.
- Прочитайте слова, записанные в 1-й столбик(во 2-ой, в 3-й)
- Предлагаю провести аукцион: рассказать о существительном – 1 ряд, о прилагательном – 2 ряд, о глаголе – 3 ряд.
Учащиеся выступают с «защитой» своих частей речи.
Существительное- это:
Часть речи
Отвечает на вопросы: кто? Что?
Обозначает предмет
Бывают собственные и нарицательные
Бывают одушевлённые и неодушевлённые
Бывают трёх родов
Бывают трёх склонений
Изменяются по падежам
Изменяются по числам
Окончание существительных бывает ударным и безударным
В предложении существительное может быть подлежащим или второстепенным членом предложения
Прилагательное –это:
Часть речи
Отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?
Обозначает признак предмета
Изменяется по родам
Изменяется по числам
Изменяется по падежам
Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется
Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым они связаны
Окончание прилагательных бывает ударным и безударным
В предложении прилагательное является второстепенным членом
Глагол – это:
Часть речи
Обозначает действие предметов
Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
Имеет неопределённую форму
Изменяются по временам
Изменяются по лицам
Изменяются по числам
Изменяются по родам в прошедшем времени
В предложении глагол бывает сказуемым
Частица НЕ с глаголом пишется отдельно
- Почему третья группа не была первой?(мало знаем о глаголе)
- А хотите узнать больше об этой части речи?
3. Постановка проблемы. Игра «Добавь слово»(3-4)
- Прочитайте начало пословиц в первом столбике, добавьте к ним нужные по смыслу слова- глаголы из второго столбика.
Друзей и водой … узна…шь
Без беды друга… разоль…шь
Дружбу на деньги… остав…т
Хорошие друзья… куп…шь
- О чём эти пословицы? Как вы их понимаете? Чего не хватает, чтобы хорошо был понятен смысл? (частицы НЕ)
- Как напишите частицу НЕ?
- Поставьте ударение в глаголах. Что можете сказать? (окончание в глаголах ударное и безударное)
- Можно ли на слух определить , какое спряжение у глаголов с безударными окончаниями? Какую гласную вставим?
- Не получается? Как же быть?
Друзей и водой не разольёшь. ( 1-е спр.)
Без беды друга не узна..шь. (Е или И? 1 или 2-е спр.)
Дружбу за деньги не куп…шь. (Е или И? 1 или 2-е спр.)
Хорошие друзья в беде не остав..т. (Я или Ю? 1 или 2-е спр.)
4. Сообщение темы и цели урока.
- Какую цель мы поставим на уроке?
- Какова тема нашего урока?
5. Решение проблемы.( 7-10)
- Как же решить проблему, возникшую на нашем уроке? Каковы ваши гипотезы?
О бъяснение учителя, составление алгоритма
и II спр.
а
я
что де- у I спр.
е
что сде- о
- Поставьте данные глаголы в неопределённую форму. Выделите суффикс неопределённой формы. Выделите значком гласную букву перед суффиксом –ть. Это – глагольный суффикс, который поможет определить спряжение глагола и правильно написать безударное окончание глагола.
Узна_шь _____ узнать_______1 спр.
е
Куп_шь_______ купить_______2 спр.
и
Остав_т _______оставить _____2 спр.
я
- Проверим свои выводы: чтение правила в учебнике на с. 72
- Для чего нужно уметь определять спряжение глагола?
- Когда для определения спряжения глагола надо поставить его в неопределённую форму?
- На что указывает суффикс –и-?
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
Физминутка (3)
6. Первичное закрепление. (8)
- Над какой темой мы работаем?
- Продолжим наблюдение над глаголом и выполним упражнение по этой теме.
- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой ( стихотворение записано на доске без знаков пунктуации)
- Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте.
-Что вы можете сказать об этом предложении? ( Предложение с однородными членами)
- Расставьте знаки. Составьте схему предложения.
, , ,
.
-С какими орфограммами вы ещё встретились в тексте?
- Прочитайте ещё раз стихотворение.
- Запишите его по памяти.
Взаимопроверка
- А сейчас мы поупражняемся в определении, какую гласную нужно писать в безударном личном окончании глагола.
Работа по учебнику ( упр. 257) один ученик выполняет упражнение на доске, остальные в тетрадях.
7. Творческая работа. (5)
-А сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Снегурочка». Вспомните, о ком и о чём эта сказка. Ваша задача – внимательно смотреть этот отрывок, а затем назвать слова – действия, которые вы увидите при просмотре.
- Какие слова- действия вы можете назвать?( учитель записывает их на доске)
- С помощью алгоритма определите, какие гласные надо писать в окончании глаголов.
Задания по группам:
1-я группа – используя глаголы составьте небольшой текст ( сочинение – миниатюру). Определите тему текста. ( весна) Озаглавьте его. Напишите сочинение. Обозначьте в нём все изученные орфограммы.
2-я группа – работа над деформированным текстом.
Примерный текст.
Самое прекрасное время года – весна. Весной всё пробуждается от зимнего сна. Пригревает весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. Прилетели птицы. Они вьют гнёзда. Появляются первые весенние цветы. Скоро зазеленеют леса, зацветут сады.
Чтение текстов и анализ работ.
8. Итог (2-3)
- Чему мы сегодня учились на уроке?
-В чём вы испытывали трудности?
- Восстановите в нужной последовательности алгоритм, чтобы правильно написать глагол с безударным личным окончанием.
9. Рефлексия.( 2- 4)
- В своих творческих работах вы хорошо описали наступление весны. Оцените свой труд. К кому из вас весна только- только пришла? У кого она в самой своей красе? А к кому она не торопится?
- Возьмите альбомные листы с изображенными на них деревцами, цветные карандаши. Насколько активными вы были, как часто и правильно вы отвечали, так и оцените себя: