kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Способы обогащения словарного запаса на уроках русского языка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы словарный запас учащихся действительно обогатился, работа со словом должна вестись и на межпредметном уровне.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Способы обогащения словарного запаса на уроках русского языка".»



 Способы обогащения словарного запаса

учащихся младших классов

Для того, чтобы словарный запас учащихся действительно обогатился, работа со словом должна вестись и на межпредметном уровне.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы.

Чаще термин "трудные слова" понимается более узко: это слова, имеющие в современном языке непроверяемые и трудно проверяемые написания. Правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которыми морфемы родственных слов пишется единообразно, но проверять их по средствам современного литературного языка нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. Ошибок в правописании трудных слов почти в 6 раз больше, чем в "легких" (24% и 3,6%). Непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым. Это свидетельствует о необходимости и значимости работы с такими словами.

Однако, несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно - орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь только в общем контексте развития их речи.

В настоящее время принято принимать под "словарной работой" область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, их многозначность и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизация словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях; очищение словаря, то есть устранение из активного словаря учащихся диалектных, вульгарных слов.

Словарный запас человека характеризуется как с количественной, так и с качественной стороны. К моменту поступления в школу (в 6-7 лет) ребенок имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. К моменту перехода в средние классы словарь младшего школьника увеличивается до 7000 - 12000.

Хватает ли младшему школьнику того количества лексических средств, которыми он располагает? С одной стороны, при поступлении в школу он уже обладает достаточным словарным запасом, который ему дает возможность овладевать сложной системой грамматики, включая самые тонкие закономерности, действующие в русском языке. Ребенок, усваивая русский язык, получает в нем совершенное орудие общения и мышления.

С другой стороны, к началу обучения в школе ребенок испытывает активную нехватку лексических средств. Он является носителем такого большого запаса неясных, непродуманных, но пережитых представлений, что едва ли обладает достаточными языковыми средствами, чтобы его передать.

С приходом ребенка в школу начинается новый этап в его языковом развитии. На этом этапе он осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период.

Однако часть той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств, мыслей, а при,обучении в школе - для понимания изучаемого материала, так как в кругу семьи происходит лишь элементарное овладение языком. Ребенок понимает в окружающем больше, чем может передать словами.

Бедная лексика ребенка постоянно сочетается с бедным синтаксисом. Бедность словаря нередко - мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.

Цели: основной целью словарной работы в начальной школе является обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря.

Обогащение словарного запаса учащихся идет по нескольким направлениям.

Количественное обогащение идет путем узнавания учащимися новых слов, путем перемещения слов из пассивного в активный словарный запас. Качественное совершенствование словаря младшего школьника происходит посредством уточнения значения уже известных им слов, путем замены в словарном запасе школьников нелитературных слов эквивалентами литературными.

Обогащение словаря младших школьников предполагает и умение правильно и точно употреблять слово в речи.

Также приемом словарной работы, рассчитанной на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование этимологии.

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Н. М. Батенькова, Д. С. Фомин "Игры и занимательные упражнения на

уроках русского языка". - М., 2006.

2.      С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка" - М., 1999.

Фразеологический словарь русского языка. С-Пб. 2005.

Журнал "Начальная школа" 2000 - 2008.

3. О. Н. Левушкина "Словарная работа в начальных классах" - М., 2002.

Е. А. Нефедова, О. В. Узорова "Справочное пособие по русскому языку".

2000.

4. Т. В. Шклярова "Русский язык. Сборник упражнений". Грамотей. 2000.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Способы обогащения словарного запаса на уроках русского языка".

Автор: Шмойлова Наталья Викторовна

Дата: 30.12.2021

Номер свидетельства: 596599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка в 5 классе "Глагол. Повторение и систематизация изученного""
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-povtorieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "250048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка  по теме «Приставка как часть слова» "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "107136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403172692"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технология комментированного управления на уроках русского языка в начальных класса (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhiia-kommientirovannogho-upravlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassa-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "115560"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412010675"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства