kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология комментированного управления на уроках русского языка в начальных класса (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение технологии комментируемого управления на уроках

русского языка в начальных классах

(из опыта работы)

      Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Следовательно, важность формирования орфографической зоркости у младшего школьника ни у кого не вызывает сомнений.

      Всем известна истина: дети любят не просто учиться, а хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

      Такой способ, формирующий положительную мотивационную сферу обучения, я нашла в технологии комментируемого управленияэто открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников.

                                    1.Актуальность опыта.

     В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения в следующих направлениях:

         - слабость орфографической зоркости у младших школьников;

         - недостаточная отработанность навыков грамотного письма;

         - недостаточно развит у учеников навык самоконтроля;

         - бедный словарный запас;

         - отсутствие связанного логического мышления.

                          В данном опыте решены проблемы:                                        

       -вырабатывается навык определения орфографической задачи школьниками самостоятельно;

          - формируется навык самоконтроля;

          -  обогащение словарного запаса;

          - развиваются навыки правильного чтения, речи, дикции, внимания, памяти, мышления;

          - труд учеников становится осмысленным;

          - реализуется идея сотрудничества: ученик – учитель;

          - реализуется идея преемственности.

                                   2. Задачи, решаемые в опыте:

     - овладение учениками теоретическими знаниями и практическими умениями по русскому языку;

     -  формирование орфографического навыка;

     - развитие памяти, речи, мышления, внимания;

     - овладение навыками самоконтроля;

     -

      На современном этапе модернизации российской школы Государственным образовательным стандартом второго поколения предусмотрена реализация развивающей модели массовой школы. При этом, как говорится в документе, приоритетом начального общего образования является формирование компетентностных знаний и умений, уровень освоения которых в значительной мере предусматривает успешность всего последующего обучения.

      По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении задач, уравнений.  Посредством комментируемого письма ученики достигают высокой произвольности и качества при работе над связным текстом. Это облегчает переход от комментируемого письма к изложениям и сочинениям. 

       Изучение русского языка в начальной школе направлено на пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь, овладение умениями правильно писать и читать. А комментируя, младшие школьники учатся усваивать не только смысл  формулировок и правил, но и строить мыслительную речь, удерживать ход основной мысли.

формирование положительной мотивационной сферы обучения.

              

 

      

        

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология комментированного управления на уроках русского языка в начальных класса (из опыта работы) »

Зубарь Светлана Витальевна, МОУ гимназия №13 г. Волгоград

Применение технологии комментируемого управления на уроках

русского языка в начальных классах

(из опыта работы)


Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Следовательно, важность формирования орфографической зоркости у младшего школьника ни у кого не вызывает сомнений.

Всем известна истина: дети любят не просто учиться, а хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Такой способ, формирующий положительную мотивационную сферу обучения, я нашла в технологии комментируемого управленияэто открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников.

1.Актуальность опыта.

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения в следующих направлениях:

- слабость орфографической зоркости у младших школьников;

- недостаточная отработанность навыков грамотного письма;

- недостаточно развит у учеников навык самоконтроля;

- бедный словарный запас;

- отсутствие связанного логического мышления.

В данном опыте решены проблемы:

-вырабатывается навык определения орфографической задачи школьниками самостоятельно;

- формируется навык самоконтроля;

- обогащение словарного запаса;

- развиваются навыки правильного чтения, речи, дикции, внимания, памяти, мышления;

- труд учеников становится осмысленным;

- реализуется идея сотрудничества: ученик – учитель;

- реализуется идея преемственности.

2. Задачи, решаемые в опыте:

- овладение учениками теоретическими знаниями и практическими умениями по русскому языку;

- формирование орфографического навыка;

- развитие памяти, речи, мышления, внимания;

- овладение навыками самоконтроля;

- формирование положительной мотивационной сферы обучения.


3. Педагогические средства, используемые в опыте.

Успех комментирования зависит от проделанной предварительной работы.

I.Система пропедевтической работы:

(работа, направленная на отработку необходимых для реализации комментируемого управления навыков:

1- звуковой анализ:

(цель: создание условий для наглядной демонстрации орфографического и орфоэпического вариантов слов. Эта работа начинается с букварного периода. Важно показать детям неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь от звука к букве.

Игра «Найди опасное место»: -Я буду произносить слова, а вы хлопайте, как только услышите звук, которому доверять нельзя. Здесь можно уточнить, какому звуку доверять нельзя? (река, кит, сова, мама, зима, Ира и т.д.).

Игра «Рыболов»: Заранее готовлю карточки с изображением рыб: карась, окунь, сом и т.д. Все карточки располагаю на фоне «озера» обратной стороной вверх. Под песню «Любитель рыболов» вызванный ученик берет одну из карточек и показывает классу. Произнесенное слово он обозначает на доске схемой ________, затем делит слово на слоги, выделяет гласные и ставит знак ударения. Например: ______/______ .

На это этапе использую игры, занимательные упражнения, что помогает мне сделать труд первоклассника мотивированным.)

Вторым компонентом пропедевтической работы является

2 - соотнесение сильной и слабой позиций слова:

(уметь ставить ударение, выделять безударные части слова.

Практическое знакомство с ударением происходит на 4-ом уроке обучения грамоте. Ребятам предлагаются задания, основанные на наблюдении, сравнении, обобщении за ударной и безударной частями слова, что помогает им сделать выводы о сильной и слабой позиции в слове.

Например: 1. Игра «Стук – постук »:Ведущий стучит по столу столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки должны назвать соответствующие слова.

1-а: Ведущий может называть слова, а игроки отстукивают ритм услышанного слова.

2. «Ударение меняет смысл»: На доске записаны слова. Нужно пометь ударение, чтобы получилось слово с другим значением:

Хлопок, полки, дорога, пары, замок, кружки и т.д.

Главное: систематически включать в урок задания по данному направлению).

3. Третий компонент - морфемный анализ:

(это практическое знакомство с однокоренными словами, выделение их общей части в гнезде однокоренных слов.

Необходимо: выделять среди группы однокоренных слов – проверяющие и проверочные слова.

Здесь мне помогают задания: например, дана группа слов:

Грибник, грибница, гриб, грибной, грибы.

Задание: выделить слова, которые являются проверочными в группе данных слов.

Или учитель читает: Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Задание: Назовите однокоренные слова, выделите: какое слово требует проверки? Какое слово будет являться проверочным? Почему вы так считаете?


Следующим педагогическим средством является:

II. Выделение способов объяснения орфограмм основных видов:

(это работа по выработке у ребят умений видеть в словах орфограммы, т.е. уметь ставить орфографическую задачу и решать ее; важно построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного написания слов).

Важно: * вооружить учащихся знаниями опознавательных признаков

орфограмм;

* построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для

грамотного письма.

На данном этапе использую задания:

  1. В словах подчеркните все гласные (согласные), которые требуют проверки.

  2. Запишите предложение, пропустив в словах все гласные (согласные), которые надо проверить.

  3. Выпишите слова на определенную орфограмму.

  4. Разделите слова по группам (по орфограммам)


Упражнения вида:

1. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах:

В а ш и

Ле__ тр___ ва е ___ гл е дел

ф о ж я

2. Соедини слова с нужной буквой: (количество слов любое)

гр__чи А

п___тно О Я

ч__сло Е

др___зды И

Подбирая задания, учителю необходимо помнить о том, что все они должны быть направлены на формирование умения видеть орфограмму в слове и на овладение операциями по решению орфографической задачи.

Большую роль здесь оказывает работа по обогащению словаря.

III. Обогащение словаря:

(работа направлена на обогащение словарного запаса учеников).

  1. Работа над лексическим значением слов

  2. Фразеологизмы, омонимы, синонимы, антонимы.

  3. Занимательный материал (загадки, шарады, ребусы, кроссворды).

(например: слова нужно запоминать весело, чтобы запомнить надолго. Вот так поэт Василий Агафонов помогает детям запомнить «упрямые» слова

Белая береза

Береза так была бела,

Что буква « Е »из слова « белый »

К ней незаметно перешла

И уходить не захотела.

Как буква «О» корабль с коровой спасла

Корова на корабль взошла –

Корабль перевернулся!

Но буква «О» им помогла

Живыми в порт вернуться.

Со дня несчастного того

Не расстаются с буквой «О»!

4. Пословицы, поговорки.

5. Словарные диктанты, самодиктанты (запись слов на тему «Каникулы» и т.д.).

6. По опорным словам составить рассказ.

Парк, осень, суббота, хорошее настроение, класс, букет, домой.

IV. Установление зависимости правописания слов от их формы:

(важно у ребят правильно сформировать понятия «однокоренные слова» и «корень слова»; предупредить ложные аналогии, основанные на звуковом сходстве корней:

например: примерять и примирять, с мечом и с мячом.

Родственники

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница.

Поэтому необходимо большое значение придавать словообразованию.


V. Моделирование содержания:

(представление содержания в обобщенном виде;

цель: создание условий для избавления от механического зазубривания правил, формулировок, помочь ученикам усваивать все понятия осмысленно).

А) Опорные схемы – это краткая запись правила. Схемы помогают ученикам строить свои суждения, т.к. они являются опорами мысли.


Например: Звук один, а на «письменную» работу за себя посылает две буквы:


Б) Алгоритм- совокупность операций, выполняемых по порядку, для решения определенной задачи. Он является опорой рассуждений.

VI. Диагностика сформированности орфографического навыка:

(позволяет учителю организовать целенаправленную индивидуальную работу учеников).

На этом этапе использую:

контрольные карточки (дифференцированные, разноуровневые), картинные карточки (в период обучения грамоте), тесты - предметные, интегрированные, сигнальные карточки, программированный опрос).

Все эти средства важны для обучения комментированию, так как принцип

комментируемого управления подчиняется законам мышления (анализ, синтез) и объединяет три этапа действия:

I – мыслю – это прежде, чем написать и объяснить орфограмму, ученик должен проделать мысленно следующие операции:

- увидеть и определить вид орфограммы;

- в зависимости от вида орфограммы составить алгоритм решения орфографической задачи;

- выполнить последовательно действия - решить орфографическую задачу.

II – говорю – это процесс устного комментирования, включение обоснований в процесс записи слов, предложений.

III – записываю - процесс записи слов, предложений ведущим учеником, который объясняет, доказывает и одновременно записывает содержание. Ученики класса в это время слушают объяснение, оценивают услышанное, в случае ошибочного мнения, исправляют, дополняют объяснение и записывают под управлением ведущего ученика. Учитель не принимает активного участия в этой работе, он следит за процессом управления. Так вырабатывается навык первичного самоконтроля.

Сам термин «комментирование» предполагает одновременность письма и комментирования. По замыслу, перерыва в письме с комментированием быть не должно. Поэтому нужно достичь такого темпа комментирования, чтобы обходиться без паузы: именно такой темп нужен человеку в жизни.

Итак, услышав словосочетание или предложение, ученик раскладывает его на цепочку слов. Выделяет первое слово, остальные отправляет в оперативную память. В выделенном слове он должен:

  1. Обнаружить орфограммы:

- проговорить слово и послушать каждый его звук;

- выделить опасное место (орфограмму).

2 . Распознать орфограмму:

- понять тип орфограммы;

- определить место орфограммы (морфему).

3. Выбрать соответствующую программу решения орфографической задачи.

4. Реализовать выбранную программу действий:

- устно выполнить соответствующие орфографические действия;

- написать слово, орфографически четко проговорить его.

5. Графически обозначить орфограмму.

После записи первого слова ученик актуализирует из оперативной памяти второе слово, проделывая те же операции, что и с первым, и т.д., пока не запишет всю услышанную фразу.

Требования к комментированному письму:

  1. Не пропускать ни одной орфограммы, пунктограммы.

  2. Комментировать кратко и точно.

3. Комментировать в темпе письма, не отставать.

Для успешной реализации принципа комментируемого управления следует помнить:

  1. не следует отходить от цели проведения комментирования;

  2. задания для комментирования должны усложняться;

  3. систематичность работы;

  4. последовательность в работе.

В своей практике использую следующие виды комментирования:

- устное (комментирование проводится на основе читаемого текста);

- письменное;

- выборочное (тематическое);

- полное (сплошное);

- кратковременное (комментирование коротких фраз, в которых есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки:

Носит Сеня сено в сени.

У Алеши новые калоши.)

Итак: комментируемое управление обеспечивает осмысление письма, способствует переходу изученного материала из кратковременной памяти в долговременную, обеспечивает устойчивое внимание, вырабатывает правилосообразные ассоциации.

На современном этапе модернизации российской школы Государственным образовательным стандартом второго поколения предусмотрена реализация развивающей модели массовой школы. При этом, как говорится в документе, приоритетом начального общего образования является формирование компетентностных знаний и умений, уровень освоения которых в значительной мере предусматривает успешность всего последующего обучения.

По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении задач, уравнений. Посредством комментируемого письма ученики достигают высокой произвольности и качества при работе над связным текстом. Это облегчает переход от комментируемого письма к изложениям и сочинениям.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь, овладение умениями правильно писать и читать. А комментируя, младшие школьники учатся усваивать не только смысл формулировок и правил, но и строить мыслительную речь, удерживать ход основной мысли.























7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зубарь Светлана Витальевна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115560


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства