Технология комментированного управления на уроках русского языка в начальных класса (из опыта работы)
Технология комментированного управления на уроках русского языка в начальных класса (из опыта работы)
Применение технологии комментируемого управления на уроках
русского языка в начальных классах
(из опыта работы)
Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Следовательно, важность формирования орфографической зоркости у младшего школьника ни у кого не вызывает сомнений.
Всем известна истина: дети любят не просто учиться, а хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Такой способ, формирующий положительную мотивационную сферу обучения, я нашла в технологии комментируемого управления – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников.
1.Актуальность опыта.
В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения в следующих направлениях:
- слабость орфографической зоркости у младших школьников;
- реализуется идея сотрудничества: ученик – учитель;
- реализуется идея преемственности.
2. Задачи, решаемые в опыте:
- овладение учениками теоретическими знаниями и практическими умениями по русскому языку;
- формирование орфографического навыка;
- развитие памяти, речи, мышления, внимания;
- овладение навыками самоконтроля;
-
На современном этапе модернизации российской школы Государственным образовательным стандартом второго поколения предусмотрена реализация развивающей модели массовой школы. При этом, как говорится в документе, приоритетом начального общего образования являетсяформирование компетентностных знаний и умений, уровень освоения которых в значительной мере предусматривает успешность всего последующего обучения.
По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходитв доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении задач, уравнений. Посредством комментируемого письма ученики достигают высокой произвольности и качества при работе над связным текстом. Это облегчает переход от комментируемого письма к изложениям и сочинениям.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь, овладение умениями правильно писать и читать. А комментируя, младшие школьники учатся усваивать не только смысл формулировок и правил, но и строить мыслительную речь, удерживать ход основной мысли.
формирование положительной мотивационной сферы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология комментированного управления на уроках русского языка в начальных класса (из опыта работы) »
Зубарь Светлана Витальевна, МОУ гимназия №13 г. Волгоград
Применение технологии комментируемого управления на уроках
русского языка в начальных классах
(из опыта работы)
Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Следовательно, важность формирования орфографической зоркости у младшего школьника ни у кого не вызывает сомнений.
Всем известна истина: дети любят не просто учиться, а хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Такой способ, формирующий положительную мотивационную сферу обучения, я нашла в технологии комментируемого управления – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников.
1.Актуальность опыта.
В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения в следующих направлениях:
- слабость орфографической зоркости у младших школьников;
- реализуется идея сотрудничества: ученик – учитель;
- реализуется идея преемственности.
2. Задачи, решаемые в опыте:
- овладение учениками теоретическими знаниями и практическими умениями по русскому языку;
- формирование орфографического навыка;
- развитие памяти, речи, мышления, внимания;
- овладение навыками самоконтроля;
- формирование положительной мотивационной сферы обучения.
3. Педагогические средства, используемые в опыте.
Успех комментирования зависит от проделанной предварительной работы.
I.Система пропедевтической работы:
(работа, направленная на отработку необходимых для реализации комментируемого управления навыков:
1- звуковой анализ:
(цель: создание условий для наглядной демонстрации орфографического и орфоэпического вариантов слов. Эта работа начинается с букварного периода. Важно показать детям неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь от звука к букве.
Игра «Найди опасное место»: -Я буду произносить слова, а вы хлопайте, как только услышите звук, которому доверять нельзя. Здесь можно уточнить, какому звуку доверять нельзя? (река, кит, сова, мама, зима, Ира и т.д.).
Игра «Рыболов»: Заранее готовлю карточки с изображением рыб: карась, окунь, сом и т.д. Все карточки располагаю на фоне «озера» обратной стороной вверх. Под песню «Любитель рыболов» вызванный ученик берет одну из карточек и показывает классу. Произнесенное слово он обозначает на доске схемой ________, затем делит слово на слоги, выделяет гласные и ставит знак ударения. Например: ______/______ .
На это этапе использую игры, занимательные упражнения, что помогает мне сделать труд первоклассника мотивированным.)
Вторым компонентом пропедевтической работы является
2 - соотнесение сильной и слабой позиций слова:
(уметь ставить ударение, выделять безударные части слова.
Практическое знакомство с ударением происходит на 4-ом уроке обучения грамоте. Ребятам предлагаются задания, основанные на наблюдении, сравнении, обобщении за ударной и безударной частями слова, что помогает им сделать выводы о сильной и слабой позиции в слове.
Например:1. Игра «Стук – постук »:Ведущий стучит по столу столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки должны назвать соответствующие слова.
1-а: Ведущий может называть слова, а игроки отстукивают ритм услышанного слова.
2. «Ударение меняет смысл»: На доске записаны слова. Нужно пометь ударение, чтобы получилось слово с другим значением:
Хлопок, полки, дорога, пары, замок, кружки и т.д.
Главное: систематически включать в урок задания по данному направлению).
3. Третий компонент - морфемный анализ:
(это практическое знакомство с однокоренными словами, выделение их общей части в гнезде однокоренных слов.
Необходимо: выделять среди группы однокоренных слов – проверяющие и проверочные слова.
Здесь мне помогают задания: например, дана группа слов:
Грибник, грибница, гриб, грибной, грибы.
Задание: выделить слова, которые являются проверочными в группе данных слов.
Или учитель читает: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Задание: Назовите однокоренные слова, выделите: какое слово требует проверки? Какое слово будет являться проверочным? Почему вы так считаете?
Следующим педагогическим средством является:
II. Выделение способов объяснения орфограмм основных видов:
(это работа по выработке у ребят умений видеть в словах орфограммы, т.е. уметь ставить орфографическую задачу и решать ее; важно построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного написания слов).
* построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для
грамотного письма.
На данном этапе использую задания:
В словах подчеркните все гласные (согласные), которые требуют проверки.
Запишите предложение, пропустив в словах все гласные (согласные), которые надо проверить.
Выпишите слова на определенную орфограмму.
Разделите слова по группам (по орфограммам)
Упражнения вида:
1. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах:
В а ш и
Ле__ тр___ ва е ___ гл е дел
ф о ж я
2. Соедини слова с нужной буквой: (количество слов любое)
гр__чи А
п___тно О Я
ч__сло Е
др___зды И
Подбирая задания, учителю необходимо помнить о том, что все они должны быть направлены на формирование умения видеть орфограмму в слове и на овладение операциями по решению орфографической задачи.
Большую роль здесь оказывает работа по обогащению словаря.
III. Обогащение словаря:
(работа направлена на обогащение словарного запаса учеников).
Работа над лексическим значением слов
Фразеологизмы, омонимы, синонимы, антонимы.
Занимательный материал (загадки, шарады, ребусы, кроссворды).
(например: слова нужно запоминать весело, чтобы запомнить надолго. Вот так поэт Василий Агафонов помогает детям запомнить «упрямые» слова
Белая береза
Береза так была бела,
Что буква « Е »из слова « белый »
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.
Как буква «О» корабль с коровой спасла
Корова на корабль взошла –
Корабль перевернулся!
Но буква «О» им помогла
Живыми в порт вернуться.
Со дня несчастного того
Не расстаются с буквой «О»!
4. Пословицы, поговорки.
5. Словарные диктанты, самодиктанты (запись слов на тему «Каникулы» и т.д.).
IV. Установление зависимости правописания слов от их формы:
(важно у ребят правильно сформировать понятия «однокоренные слова» и «корень слова»; предупредить ложные аналогии, основанные на звуковом сходстве корней:
например: примерять и примирять, с мечом и с мячом.
Родственники
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
Поэтому необходимо большое значение придавать словообразованию.
V. Моделирование содержания:
(представление содержания в обобщенном виде;
цель: создание условий для избавления от механического зазубривания правил, формулировок, помочь ученикам усваивать все понятия осмысленно).
А) Опорные схемы – это краткая запись правила. Схемы помогают ученикам строить свои суждения, т.к. они являются опорами мысли.
Например: Звук один, а на «письменную» работу за себя посылает две буквы:
Б) Алгоритм- совокупность операций, выполняемых по порядку, для решения определенной задачи. Он является опорой рассуждений.
VI. Диагностика сформированности орфографического навыка:
(позволяет учителю организовать целенаправленную индивидуальную работу учеников).
На этом этапе использую:
контрольные карточки (дифференцированные, разноуровневые), картинные карточки (в период обучения грамоте), тесты - предметные, интегрированные, сигнальные карточки, программированный опрос).
Все эти средства важны для обучения комментированию, так как принцип
комментируемого управления подчиняется законам мышления (анализ,синтез) и объединяет три этапа действия:
I – мыслю – это прежде, чем написать и объяснить орфограмму, ученик должен проделать мысленно следующие операции:
- увидеть и определить вид орфограммы;
- в зависимости от вида орфограммы составить алгоритм решения орфографической задачи;
- выполнить последовательно действия - решить орфографическую задачу.
II – говорю – это процесс устного комментирования, включение обоснований в процесс записи слов, предложений.
III – записываю - процесс записи слов, предложений ведущим учеником, который объясняет, доказывает и одновременно записывает содержание. Ученики класса в это время слушают объяснение, оценивают услышанное, в случае ошибочного мнения, исправляют, дополняют объяснение и записывают под управлением ведущего ученика. Учитель не принимает активного участия в этой работе, он следит за процессом управления. Так вырабатывается навык первичного самоконтроля.
Сам термин «комментирование» предполагает одновременность письма и комментирования. По замыслу, перерыва в письме с комментированием быть не должно. Поэтому нужно достичь такого темпа комментирования, чтобы обходиться без паузы: именно такой темп нужен человеку в жизни.
Итак, услышав словосочетание или предложение, ученик раскладывает его на цепочку слов. Выделяет первое слово, остальные отправляет в оперативную память. В выделенном слове он должен:
Обнаружить орфограммы:
- проговорить слово и послушать каждый его звук;
- выделить опасное место (орфограмму).
2 . Распознать орфограмму:
- понять тип орфограммы;
- определить место орфограммы (морфему).
3. Выбрать соответствующую программу решения орфографической задачи.
4. Реализовать выбранную программу действий:
- устно выполнить соответствующие орфографические действия;
- написать слово, орфографически четко проговорить его.
5. Графически обозначить орфограмму.
После записи первого слова ученик актуализирует из оперативной памяти второе слово, проделывая те же операции, что и с первым, и т.д., пока не запишет всю услышанную фразу.
Требования к комментированному письму:
Не пропускать ни одной орфограммы, пунктограммы.
Комментировать кратко и точно.
3. Комментировать в темпе письма, не отставать.
Для успешной реализации принципа комментируемого управления следует помнить:
не следует отходить от цели проведения комментирования;
задания для комментирования должны усложняться;
систематичность работы;
последовательность в работе.
В своей практике использую следующие виды комментирования:
- устное (комментирование проводится на основе читаемого текста);
- письменное;
- выборочное (тематическое);
- полное (сплошное);
- кратковременное (комментирование коротких фраз, в которых есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки:
Носит Сеня сено в сени.
У Алеши новые калоши.)
Итак: комментируемое управление обеспечивает осмысление письма, способствует переходу изученного материала из кратковременной памяти в долговременную, обеспечивает устойчивое внимание, вырабатывает правилосообразные ассоциации.
На современном этапе модернизации российской школы Государственным образовательным стандартом второго поколения предусмотрена реализация развивающей модели массовой школы. При этом, как говорится в документе, приоритетом начального общего образования являетсяформирование компетентностных знаний и умений, уровень освоения которых в значительной мере предусматривает успешность всего последующего обучения.
По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходитв доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении задач, уравнений. Посредством комментируемого письма ученики достигают высокой произвольности и качества при работе над связным текстом. Это облегчает переход от комментируемого письма к изложениям и сочинениям.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь, овладение умениями правильно писать и читать. А комментируя, младшие школьники учатся усваивать не только смысл формулировок и правил, но и строить мыслительную речь, удерживать ход основной мысли.