А вот мудрая черепашка, ребята пришла к нам с новой темой и своим секретом. До сих пор мы говорили о небе, на котором царят солнце, звёзды и планеты. А чтобы узнать, что еще можно видеть на небе, отгадайте загадку Украшал ночную синь Серебристый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. (Луна. Месяц.) Тема: Почему Луна бывает разной? И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, какую форму имеет Луна, как люди изучают Луну, почему Луна бывает разной. 1. Объяснение нового материала. -Что такое Луна? Луна – естественный спутник Земли. (Объяснить значение слова спутник) Спутник – попутчик, товарищ в пути. Спутник – объект, вращающийся вокруг другого объекта по определенной орбите (пути). Работа со словарём Ожегова. Есть естественные и искусственные спутники. Как вы думаете, чем они отличаются? Луна – это какой спутник – естественный или искусственный? Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными Таким спутником для нашей Земли является Луна. А спутники, созданные человеком, называются искусственными. Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других. 2.Работа с учебником стр.35 А)По картинкам скажите, как люди изучают Луну. (С Земли Луну изучают с помощью телескопа. На Луну люди отправляли луноходы и управляли ими по радио. На Луне побывали американские астронавты. - Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. 21 июля 1969 г. на Луну опустилась посадочная кабина «Игл» американского космического корабля «Апполон-11» и первые люди Армстронг и Олдрин вышли на поверхность Луны, установили там несколько научных приборов, взяли образцы лунных пород и вернулись в корабль, который был на окололунной орбите, где их ждал третий астронавт Коллинз. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве. - Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Телескоп - астрономический прибор для изучения небесных тел по их электромагнитному излучению. Микроскоп – увеличительный прибор для рассмотрения предметов, неразличимых простым глазом. Б) - Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы. - А мы с вами сможем объяснить, почему Луна меняет так свой внешний вид? Какую форму имеет луна? 3. Рассказ учителя о Луне. Рассматриваем Луну на слайдах. - Что мы видим на поверхности Луны? Не редко люди, смотря на луну, видят на ней глаза и рот. Что же это – иллюзия? Нет! Просто луна покрыта многочисленными кратерами, которые возникли и образовались от ударов пролетавших метеоритов. Это можно рассмотреть при помощи специального оборудования - телескопа. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна – это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На поверхности Луны днем стоит жара до + 130, а ночью холод до – 170. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды… Луна вращается вокруг Земли и обходит Землю один раз в месяц. Земля больше Луны в 6 раз. 4.- А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать? - А почему так? - А может ли Луна сама испускать свет? Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. 5.Работа по учебнику. Самостоятельное чтение стр.35. - Вот мы с вами разгадали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту часть, которую освещает Солнце. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле она не меняет соей формы. -Почему Луна бывает разной, если она своей формы не меняет? Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом. Это все изображения Луны. Почему ночью от нее не так много света как от Солнца? Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси. 6. Закрепление изученного материала. Задание 1 Приложение №3 Сейчас мы попробуем смоделировать как вращаются эти небесные тела. (На трех учащихся надеваются изображения Солнца, Земли и Луны). Солнце не вращается. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. (Показывают) Луна вращается вокруг своей оси, вокруг Земли и вместе с Землей вокруг Солнца. Задание № 2. Приложение №2 Выложить на доске высказывание, используя слова: - Марс - Солнце - Луна - Искусственный - Естественный - спутник Земли |