Урок русского языка в 5 классе "Состав слова. Корень. Родственные и однокоренные слова"
Урок русского языка в 5 классе "Состав слова. Корень. Родственные и однокоренные слова"
На уроке были поставлены следующие цели урока: обобщить и расширить знания учащихся о составе слова; формирование умения выделять в слове корень; развитие словарного запаса детей; воспитание интереса к русскому языку. Обучающимся с интересов изучали тему урока, Выполняли все поставленные установки в ходе урока. В конце был сделан вывод какое слова относятся к однокоренным и что является общей их частью. Все работали на отлично.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Состав слова. Корень. Родственные и однокоренные слова"»
Тема: «Состав слова. Корень слова. Родственные или однокоренные слова».
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о составе слова.
Задачи: формирование умения выделять в слове корень;
развитие словарного запаса детей;
воспитание интереса к русскому языку.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку (на столах учебники, тетради, ручки, карандаши).
Повторение даты, порядкового номера урока.
II. Повторение пройденного.
1.На экране картинка с изображением Грамматики и Корня стр 38
Учитель читает разговор героев:
-Здравствуй, уважаемый. Как тебя зовут?
-Меня зовут Корень. Я глава семьи родственных слов.
-А как ты узнаёшь своих родственников?
-Все родственные слова близки по смыслу, и в них повторяется общая часть – корень.
-А пример можешь привести?
-Пожалуйста. Вот родственные слова: лесок, лесник, лесовик, лесной, лесничество. Все они имеют общий корень –лес-.
-Я вижу, ты спешишь куда-то.
-Да, я тороплюсь к ребятам. Без меня они не смогут понять состав слова.
Учитель:
Какие знания о корне вы нашли в разговоре героев?
Объявление темы урока.
III. Актуализация опорных знаний.
1.Запись числа, «Классной работы».
2. Минутка чистописания:
-Какие слова – родственники можно образовать от этих слов? (собачья, заячья, уличная)
2. На экране картинки: утка и утята, текст.
Старая утка пошла по базару,
Детям своим накупила товару.
Старшему сыну купила корзину,
Второму сыночку купила цепочку.
Третьему сынишке купила штанишки. (П. Соловьёва)
-Выберите из стихотворения подписи к рисункам.
- Найдите и назовите родственные слова (сыну, сыночку, сынишке). Запись слов в тетради.
- Найдите в словах общую часть (сын). Объясните значение каждого слова. Выделите общую часть карандашом.
- Запомните! Общая часть родственных слов называется корнем (на доске вывешивается правило)
3.Физминутка (на экране): «Раз – нагнуться, разогнуться. Два – прогнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть».
IV. Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику, с.40, упр.60.
- Прочитайте слова? (хлебушек, хлебец, хлебница, хлебопёк, хлеборезка, хлебный (мякиш) (На доске карточки со словами)
- Откройте учебник на с.40, найдите упр.60. Прочитайте первое предложение. Соедините остальные слова с их значением. Запишите предложения по образцу.
2.Запись трёх предложений. Выделение корня.
Хлебушек – ласковое название хлеба. Хлебец – небольшой хлеб. Хлебница – посуда для хлеба
(индивидуальная работа – двое учащихся списывают с карточки)
Проверка (экран). Чтение получившихся предложений, однокоренных слов, корня. Воспитательный момент о бережном отношении к хлебу.
(Оценки).
3. Физминутка. Упражнения для глаз.
4. Выборочное списывание.
- Какие слова мы сегодня изучаем? (Прочитать правило на доске).
А теперь внимание на экран.
(На экране стихотворение: «Водяной сидит в воде, водоросли в бороде. Волосы, как тина. Вот и вся картина»).
-Выбрать однокоренные слова (водяной, воде, водоросли). Как они называются по-другому? (Однокоренные) Почему? (Одинаковый корень). Назовите корень в данных словах. (-вод-)
-Запишите слова, выделите корень (запись на доске и в тетрадях).
V. Итог урока.
- Над какими словами мы работали на уроке?
- Какие слова называются родственными?
Домашнее задание: с.41, упр.61. Запишите слова в тетрадь, выделить корень.