Та?ырып: Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
Ма?саттар: обобщить знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова; развивать умение анализировать слова;
К?рнекілігі: карточки для определения темы урока, работы в группах и в парах, таблица для проверки, тема урока, словарное слово, схемы, слова для загадки.
- Психологический настрой.
- ?азір ?а?дай саба??
- ?й ж?мысын тексереік.
Охотники выставляли кол перед собой и смело шли на медведя.
- Актуализация знаний.
Б?гін нешесі?
Сауса?ты? кимылы.
- Постучим в кулачки.
- Похлопаем в ладоши.
- Разогреем каждый пальчик.
- Погреем ладошки
- Помассируем подушечки пальцев
- Покатаем ручку между ладонями.
Минутка чистописания
Буква «П» в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись –
Подойди да подтянись.
Пекарь пёк калачи в печи.
- Постановка темы урока.
Работа в парах.
Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
- Внимательно посмотрите на это изображение.Зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слова.
- Какие непарные согласные по твердости-мягкости вы знаете? (ч, щ, й, ж,ш, ц)
- Что вы прочитали? ( состав слова)
- Это тема нашего урока.
- Работа по теме урока.
Работа в группах.
ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
- Распределите слова на группы. Сколько групп может получиться? Запишите в 4 столбика.
- Тексерейік.
- Как называются слова одной группы? ( однокоренные)
- Почему?
- А можно ли прибавить к первой группе слово – ГРИПП, ко второй – ГОРОХ, к третьей – ЛЕСТНИЦА, к четвертой – САЛАТ?
- Подберите к этим группам еще однокоренные слова. ( грибница, горнолыжник, предгорье, лесовичок, посадил, пересадка)
Работа в парах.
НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
- Устраните «лишнее» слово.
- Почему эти слова оказались лишними?
- Какая часть слова самая главная?
- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
- Как называется часть слова, которая стоит после корня?
- Какая изменяемая часть слова служит для связи слов в предложении?
Словарная работа.
Запишите предложение с комментированием
Надо собирать в дорогу багаж.
- Найдите слово, которое состоит из одного корня.
- Дайте лексическое значение этому слову.
- Упакованные для отправки поездом, пароходом и т. п. Вещи, груз пассажиров. Сдать в багаж.
- Перен. О запасе знаний. Умственный запас.
Французы взяли древнескандинавское слово «багги» - «узел», превратили его в свое «баг» - «пакет», произвели от этого «баг» слово «багаж» - разные тюки с вещами – и затем его перебросили нам.
- Как по-казахски это слово? ( ж?к)
- Придумайте однокоренные слова к данным схемам
^ ^
Багажник, багажный.
- С каким словом познакомились на прошлом уроке? ( человек)
- Придумайте и запишите предложение с эти словарными словами.
Разберите по составу:
Плотина, заморозит, сторожка,заползла, запах, поездка.
Отгадай слово.
Корень мой находится в «цене».
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
Вся же – в дненике я и в журнале. ОЦЕНКА
- Итог
- Что повторили на уроке?
- назовите части слова.
- Что такое однокоренные слова?
- Что вызвало затруднение?
- Домашнее задание. С. 8 упр. 18
Работа в парах.
Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
Работа в парах.
Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
Работа в парах.
Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
Работа в парах.
Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
Работа в парах.
Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
Работа в парах.
Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
Работа в парах.
Ж Ц Ч С Ш Щ О Й Ч С Ж Т Ш А Ч В Щ
Й С Ч Л Щ Ч Ц О Ж Ц В Щ А Й
Работа в группах.
ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
- Распределите слова на группы.
Работа в группах.
ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
- Распределите слова на группы.
Работа в группах.
ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
- Распределите слова на группы.
Работа в группах.
ГРИБ, ГОРКА, ГРИБОК, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ГОРНЯК, САДОВЫЙ, ЛЕСОК, ГОРА, ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, САД, САДИК, ГОРНЫЙ, ЛЕСНИК, САДОВНИК.
- Распределите слова на группы.
Работа в парах.
НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
- Устраните «лишнее» слово.
Работа в парах.
НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
- Устраните «лишнее» слово.
Работа в парах.
НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
- Устраните «лишнее» слово.
Работа в парах.
НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
- Устраните «лишнее» слово.
Работа в парах.
НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
- Устраните «лишнее» слово.
Работа в парах.
НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
- Устраните «лишнее» слово.
Работа в парах.
НОС, НОСИК, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИКИ
ЧАС, ЧАСТИЧКА, ЧАСОК, ЧАСОВЩИК
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЕНИЦА, ГУСЯТА
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКОВЫЕ, ЦИРК
- Устраните «лишнее» слово.
Грибник
горный
лесок
садовник
цена
очерк
тетрадка