Просмотр содержимого документа
«Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ.»
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»
Тема: Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
Образовательная:
Формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв; развивать фонематический слух, мышление, память, внимание ; формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом;
поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками , окружающего мира, истории; воспитывать бережное отношение к окружающему миру ,чувство дружбы и товарищества.
Задачи урока через планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ:
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формировать способности учащихся к саморазвитию;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;
развивать фонематический слух, мышление, память, внимание ;
формировать навык связной речи , выразительного чтения, работы с текстом;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД
формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия;
Коммуникативные УУД
развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы, задавать свои вопросы, слушать и понимать речь других;
учить соблюдению правил работ в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать правила общения;
создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;
Познавательные УУД
создать условия для развития фонематического слуха учащихся, формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;
Вычленять из слов непарный по глухости-звонкости согласный звук [ щ' ], обозначать согласный звук [ щ' ] буквами Щ, щ, запоминают их начертания и названия;
формировать навык выразительного чтения, работы с текстом; объяснять значения слов, наблюдать за их строением, родственными связями; участвовать в коллективной беседе по прочитанному; замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении;
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;
Оборудование: Учебник «Азбука» (автор В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин) издательство «Просвещение», М., 2020, наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, карточки для звуко-буквенного разбора слов, интерактивная доска.
Методическое обеспечение: Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.
I.Организационный момент.
Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Скажите, в какой стране мы живём? (В России) Россия славится своим гостеприимством, и мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу. Кто готов начать урок, помогать мне и своим друзьям, у кого хорошее настроение.
II. Введение в тему урока.
Ребята, а вы любите получать подарки?
Нам прислали музыкальный подарок. Послушайте внимательно и угадайте, кто прислал этот подарок.
ФИЛЬМ
Работа по учебнику с. 62.
-Ребята, откройте учебник на с.62.
-Рассмотрите рисунок. Из какой сказки пришла эта щука?
(По щучьему велению)
-Послушайте отрывок из сказки: «Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул воды в вёдра, и поставил их, а сам глядит в прорубь…»
-Что такое прорубь?
-Прорубь, по словарю Ожегова, - это отверстие, лунка, прорубленная во льду на реке, водоёме. Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.
А вы знаете что такое коромысло?
Коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения
вёдер на плече. А мужчины из этого проруби ловили рыбу
- Какую рыбу поймал Емеля?
(щуку)
-Вспомните, чего хотел Емеля?
(Чтобы вёдра сами пошли, не расплескав воды).
-Сбылось ли его желание?
(Сбылось)
-Как сбылась мечта людей в настоящее время о том, чтобы вода сама поступала в дом?
(Да, вёдра с водой заменили водопровод, открываешь кран, а из него течёт вода.)
-Как надо относиться к воде?
(Бережно, экономно) СВЯЗЬ С ОКР.МИРОМ
Ребята, щука пришла к нам не случайно. Она нас хочет научить чему-то новому. Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться и чему научимся?
Тема: Знакомство с буквами Щ,щ,
Цели: Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, узнаем какой звук обозначают эти буквы, научимся читать и писать.
Работа над новым материалом.
1.Вычленение звука [щ’].
-Построим схему слова щука с помощью карточек.
-Трудиться будем в паре: один из вас произносит звуки, другой строит схему слова. Договоритесь, кто из вас что выполняет.
-А кто желает в паре у доски потрудиться? Потом вместе проверим.
(Учитель тем временем проходит, наблюдает за работой ребят).
На доске появляются два варианта схемы
Проверка .
Какой первый звук встретился в слове?
-Как отличить гласные звуки от согласных звуков?
(Гласные звуки поются, при произношении воздух проходит свободно, без преград, слышим голос; Согласные звуки не поются, при произношении воздух встречает преграды (зубы, губы, язык), слышим шум и голос).
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка баюкать.
А согласные согласны
шелестеть, фырчать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
А теперь определим твердый он или мягкий.
ЗАГАДКИ.
Теперь нам нужно определить звонкий он или глухой.
Давайте поиграем.
Упражнение в слышании звука [ щ' ].
Игра «Поймай звук [ щ' ]».
- Ребята, поиграем в игру «Поймай звук [ щ' ]».Если вы услышите звук [ щ' ] в слове, то хлопните в ладоши один раз, если не услышите, не хлопайте. Будьте внимательны.
Трещит, щёки, щёлкнуть, утащить, бочка, мощный.
-Молодцы, были внимательными
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Продолжение работы. Обозначение звука [ щ' ] буквами Щ,щ.
5. -Ребята, звук [ щ' ] обозначатся буквой Щ. (ща).