-воспитывать любовь и интерес к чтению через сказки А.С.Пушкина
-прививать навыки культурного общения через работу в парах, группах
Планируемые результаты:
Предметные:
Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Отвечать на вопросы по иллюстрации. Называть знакомые комнатные растения. Рассказывать об уходе за растениями. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Определять значение слова в контексте.
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения. Владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные:
-Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Ход урока.
Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу, солнышку Ведь хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.Наше ежедневное приветствие солнцу
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
А сейчас сядет тот, кто назовет слово с буквой Л (дети называют слова и садятся) Молодцы!
II. Актуализация знаний
Ребята, а какие звуки обозначает эта буква? Дайте характеристику звуку (согласный, звонкий, может быть твердым или мягким)
ИГРА: «Разбей на группы»
(на доске буквы)
а, н, и, у, ы, к, л, о, с, т.
Назовите буквы?
-Разбейте на группы.(а, о, у, ы, и) (н, л, к, т, с)
-Какие звуки в первой группе? Почему мы их называем гласные? Какой гласный звук делает согласный мягким?
- Какие звуки во второй группе? Почему мы их называем согласные? Назови звонкие согласные звуки, глухие?
Читаем слоги (на доске)
На но ни ны ну Нина, Алик, салат, стол, кукла, луна
Са со си сы су
Ка ко ки ку
Та то ти ты ту
Ла ло ли лы лу (чтение в парах, группах)
Молодцы, ребята!
III. Постановка темы и цели урока.
Вороны кричат… (каррр).
Собаки рычат …(рррр).
- С каким звуком будем работать? ( [ р ])
Ребята, а кто сможет назвать тему урока?
С помощью опорных слов, давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? (познакомиться с буквой Р, узнать какие звуки она обозначает, научиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой).А чтобы все хорошо усвоить, понять, запомнить как мы будем работать? (дружно, активно, слушать учителя и друг друга).А если у кого-то не будет получаться? (будем помогать ему) Молодцы!
IV. Работа над новым материалом.
Всем на уроке желаем успехов и отправляемся в путешествие за новыми знаниями. А чтобы узнать на чем, вы должны отгадать загадку.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (поезд)
Верно! Мы отправимся на поезде
Рассаживаемся в поезде ( правильная посадка)
Выполним упражнения:
Мимическая гимнастика
Возьмите в руки зеркала . Давайте покажем человека улыбающегося, печального, сердитого, удивленного и вновь улыбающегося.
Дыхательная гимнастика
Дышим, будто спим (вдох и выдох через нос)
Нюхаем цветок (вдох через нос, выдох через рот)
Дуем на снежинку ( вдох и выдох через рот)
Артикуляционная гимнастика
«Зубки», «Лошадка», «Вкусное варенье» Молодцы!
Поезд отправляется.
Торопится поезд
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят. (дети хором)
1 станция «Звуковая»
Повторяем за мной.
Ра- ра- ра- начинается -----игра
Ры-ры-ры- у мальчиков---шары
Ро-ро-ро- у нас новое --------ведро
Ру-ру-ру- продолжаем мы -------игру
Какой звук во всех словах мы слышали? ([ р ] )
Что мы можем сказать об этом звуке? (согласный, звонкий)
Ребята, отгадайте загадку:
После дождика бывает, Что полнеба закрывает. Разноцветная дуга Солнечная ... (Радуга)
Выделим первый звук, какой он? (твердый)
Лентой вьётся на просторе, А потом впадает в море. Широка и глубока... Как зовём её? ...(Река)
Выделим первый звук, какой он? (мягкий)
Вывод: [ р ] может быть твердым или мягким.
Обобщите все, что мы узнали-(Звук : [ р ] -согласный, звонкий, сонорный, может быть твердым или мягким)
Эти звуки на письме обозначаются буквой Рр (показ буквы)
На что похожа буква Р? (дети называют)
Игра «Живые буквы»
Встаньте из-за парт и изобразите букву Р (Дети изображают, далее определяется место буквы Р на ленте букв)
Игра «Твердый-мягкий» (Дети показывают сигнальные карточки)
Посмотрите нет ли здесь нашей новой знакомой? Давайте и ее подружим с гласными буквами. ( на доске слоги: ра,ро,ру,ри,ры)
Р протянула руку букве А получилось-Ра
А потом букве О-получилось Ро
И, конечно, букве У-получилось Ру
Подружилась с буквой И- получилось Ри
А потом и с буквой ы- получилось Ры (упраж-е в чтении слогов)
Мы очень хорошо подружили буквы и теперь нам нужно отдохнуть.
Мы выходим на лужайку.
Физкультминутка.
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать
Следующая станция «Читайкиных»
Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?
- работа по учебнику с 65
(чтение слогов, слов, в выделенных словах найти и обозначить слоги с новой буквой)
.Слого-звуковой анализ слов «забор» и «дверь». Дайте характеристику звука [ р ]. (Согласный, твёрдый, звонкий). Звука[ р, ], (Согласный, мягкий, звонкий).
Чтение рассказа «Кактус».(хором, в парах, по одному) Подобрать проверочное слово к слову «уколола» (колет).
Как зовут девочку? Что она сделала? Что с ней случилось?
Ребята, а у нас в классе есть кактусы? (да)
Посмотрите какой у нас кактус. Как нужно ухаживать за этими растениями?
А где вы можете найти информацию о кактусах?
Станция «Сочиняйкиных»
Ребята! Произошло ужасное недоразумение, буква потерялась!
Вам нужно вернуть ее на место. Соберитесь в группы. Выберите ответственного, который будет вписывать буквы. (Отрывок из сказки)
Какая группа готова? (Работа в группах)
(Читающие ученики читают текст)
Из какой сказки этот отрывок? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Правильно! ( Показ портрета, книг)
Беседа по иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина с. 64
Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, избушка, деревянное корыто, ведро). Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку, чаек). Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).
V. Итог урока.Рефлексия.
Наше путешествие подходит к концу. Вспомните поставленные цели в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили? С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Оцените свою работу по «светофору». Сюрпризный момент. (Раскраски с буквой Р)