kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

Цель: формировать у учащихся новые знания о согласных звуках [м], [м’], буквах М, м. Способствовать развитию внимательности, умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли. Создать условия для развития навыков устной речи, памяти. Обеспечить условия для воспитания смелости и находчивости через сказку «Маша и медведь», любознательности и любви к животным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки м, м’, буквы М, м.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ




Урок по русскому языку

на тему:

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

Составила

Назаренко А.А.




















Донецк 2025 г.

Тема. Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

Цель: формировать у учащихся новые знания о согласных звуках м, м’, буквах М, м. Способствовать развитию внимательности, умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли. Создать условия для развития навыков устной речи, памяти. Обеспечить условия для воспитания смелости и находчивости через сказку «Маша и медведь», любознательности и любви к животным.

Задачи  урока: 

1) образовательная:

- формировать умение отвечать на вопросы учителя;

- формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения.

2) развивающая:

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;

- способствовать обогащению словарного запаса;  развивать мышление, речь, память, внимание.

3) воспитательная:

- воспитывать смелость и находчивость через сказку «Маша и медведь», любознательность и любовь к животным.

- воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Приёмы обучения: беседа, знакомство с произведением с использованием мультимедийной презентации, работа с карточками, работа со схемами, работа с учебником.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

Средства обучения: карточки, компьютер, магнитная доска, медиапроектор, экран.

Список использованных источников

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015 – 464 с.

2. Горецкий В.Г. Русская азбука 1 класс/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестова. – М.: Просвещение, 2006.

3. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО, 2004. – 128 с. Серия «Школа России» основана в 2001 году

4. «Азбука». Часть1.Учебник для 1 класса. / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшин, Л.А.Виноградская, М. В. Бойкина ; -Изд. «Просвещение», Москва, 2016г. С. 84-85

5. Занимательное азбуквоведение. Составитель Волина В.В, Москва «Просвещение» 2012

Интернет – ресурсы:

https://www.google.com.ua/search?biw=1366&bih=653&tbm=isch&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B0+%D0%B8+%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0&sa=X&ved=0ahUKEwj0s-Hq_5DXAhWCJZoKHZXOAqoQhyYIIg#imgrc=pRLHRCw3iqPFwM:



План урока:

Ι. Организационный момент (3 мин)

1. Проверка готовности детей к уроку ( 1 мин)

2. Артикуляционная гимнастика (2 мин)


ΙΙ. Актуализация и коррекция опорных знаний (2 мин)

1. Беседа (2 мин)

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели, задач урока. (2 мин)

ΙV. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (15 мин)

1. Работа над сказкой «Маша и медведь». (6 мин)

2. Физкультминутка (Видео – физкультминутка) (1 мин)

3. Элемент интеграции с предметом «Окружающий мир» (2 мин)

4. Аналитические упражнения по выделению звука, изучаемой буквы. ( 5 мин)

5. Физкультминутка (Видео – физкультминутка)(1 мин)

V. Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях (11 мин)

1. Практическая работа. (5 мин)

2. Чтение слогов (2 мин)

3. Работа по учебнику (3 мин)

4. Работа по развитию речи. (1 мин)

VΙ. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Ход урока

Ι. Организационный момент

1. Проверка готовности детей к уроку

Здравствуйте, дети! Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку обучения грамоте: азбука,  ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь к гостям лицом и покажите, как здороваются ученики.

- Повернитесь ко мне и садитесь, пожалуйста.

2. Артикуляционная гимнастика

- Проговаривание детьми ранее изученных скороговорок;

- Заучивание новых скороговорок (7 слайд)

- Дети, у нас артикуляционная гимнастика. Посмотрите на экран. Давайте все вместе прочитаем скороговорки. 3-4. Теперь 1 ряд, 2, 3.

Пекарь пёк пироги в печи.

Пошла Поля полоть в поле.

ΙΙ. Актуализация и коррекция опорных знаний

1. Беседа

– Какой звук и букву мы изучили на прошлом уроке?
– Что вы можете рассказать об этом звуке?
– Какие ещё бывают звуки и буквы?
– Чем отличается звук от буквы?
– Для чего нам нужны звуки и буквы?

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели, задач урока.

- Ребята, отгадайте загадку

Хозяин лесной просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

- Вспомните, сказки, в которых присутствует медведь?

(«Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь»)

Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Маша и медведь». Выделим новые звуки и букву, которой они обозначаются.

ΙV. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

1. Работа над сказкой «Маша и медведь».

1.1. Подготовка детей к восприятию материала

Посмотрите на рисунок. (8слайд) Герои какой сказки на ней изображены? Сейчас я прочитаю вам эту сказку, но вначале давайте выясним значение некоторых слов.

1.2. Словарная работа (9 слайд)

Чаща – густой лес.

Избушка – домик.

Гостинцы – подарки.

1.3. Постановка проблемного вопроса

Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос:

- Что сделала хитрая девочка, чтобы обмануть медведя и вернуться домой?

1.4. Чтение сказки учителем (Показ слайдов 10-16)

МАША И МЕДВЕДЬ

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

– Дедушка, бабушка, – говорит Машенька, – отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

– Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Ма-шенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь – дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

– Ага, – говорит, – теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

– А если уйдёшь, – говорит, – всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

– Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

– Нет, – говорит медведь, – ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

– Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

– Ладно, – отвечает медведь, – давай короб!

Машенька говорит:

– Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит – короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

                     – Сяду на пенек,

                     Съем пирожок!

А Машенька из короба:

                     – Вижу, вижу!

                     Не садись на пенёк,

                     Не ешь пирожок!

                     Неси бабушке,

                     Неси дедушке!

– Ишь какая глазастая, – говорит медведь, – все видит!

Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

                     – Сяду на пенёк,

                     Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

                     – Вижу, вижу!

                     Не садись на пенек,

                     Не ешь пирожок!

                     Неси бабушке,

                     Неси дедушке!

Удивился медведь:

– Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит.

Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

– Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят – короб стоит.

– Что это в коробе? – говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит – и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

1.5. Проверка восприятия. Анализ сказки.

Беседа

- Так, что же сделала хитрая девочка, чтобы обмануть медведя и вернуться домой?

- Значение, каких слов вы хотели бы уточнить

– Понравилась ли вам сказка?
– Кто её главные герои?
– Какой персонаж вам понравился больше?
– Почему?
– Что вы можете сказать о Маше?
– Чему у неё можно поучиться?
– Каким оказался Медведь?
– Чем закончилась сказка?

2. Физкультминутка (Видео – физкультминутка)

3. Элемент интеграции с предметом «Окружающий мир»

Учитель: Ребята, чем отличаются медведи от других животных?

Дети: Медведь ест мёд.

Учитель: Давайте составим предложение.

Дети: Медведь любит мёд.

Далее заранее подготовленные дети делают сообщения о медведях из «Большой книги о животных». Одновременно идёт показ слайдов. (слайды 17-20)

Дополнительный материал.

Медведь – самый крупный хищник, который живёт в лесу. 
Медведь – это хозяин леса. Живут медведи и в жарких странах, но в русских лесах живёт бурый медведь.
Бурый медведь очень любит мёд и всё сладкое, например, он очень любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется он от вкусных жёлудей и грибов.
Мишка ловко лазит по деревьям и ныряет в воду, чтобы поймать рыбку.
На зиму медведь залегает в спячку, устраивая себе для этого убежище – берлогу, в которой он лежит до весны.

4. Аналитические упражнения по выделению звука, изучаемой буквы.

4.1. Беседа

Учитель: Ребята, с какого звука начинаются слова «медведь» и «мёд»?

Дети: со звука [м’]

Учитель: Какой это звук?

Дети: Согласный, мягкий

Учитель: А с какого звука начинается имя главной героини сказки, о которой мы говорили? (Маша)

Дети: со звука [м]

Учитель: Какой это звук?

Дети: Согласный, твёрдый

4.2. Знакомство с новыми звуками и буквой

(На доске печатный и письменный варианты буквы «м»)

Согласные звуки м, м’ на письме обозначает буквами Мм. (слайд 21)

Учитель: отгадайте загадки. (слайды 22-31)

Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)

Красный нос в землю врос, 
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

Грызунишка и добряк, 
Прячет в щёки всё подряд. (Хомяк)

Белый столб стоит на крыше
и растёт всё выше, выше,
Вот дорос до небес – и исчез. (Дым)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

– В какой части встречаются звуки м, [м’] ?

Дети: в начале, в середине и в конце слов.

5. Физкультминутка (Видео – физкультминутка)

V. Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях

1. Практическая работа.

1.1. Работа на карточках. Печатание Мм

1.2. Составление звуковых схем слов мама, мир

Учитель: Что вы можете сказать о звуке [м’]?

Дети: Он согласный, звонкий, непарный, мягкий, может быть твёрдым.

2. Чтение слогов (слайд 32)

– Машенька предлагает нам почитать слоги

МА    МА    МА    МА
МИ    МИ    МИ    МИ 
МО   МО     МО   МО
МУ   МУ     МУ    МУ
МЕ     МЕ    МЕ     МЕ    МЕ      МЕ      МЕ
МИ    МИ    МИ     МИ   МИ      МИ     МИ

3. Работа по учебнику (с.85)

Чтение слов, слогов
4. Работа по развитию речи.

Учитель: Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл!

Дети: Мишка-медведь.

Учитель:  Миша просит назвать слова, в которых есть звуки м, м’.

Дети перечисляют слова.

б) Учитель: Затейница Машенька предлагает нам поиграть. (Игра «Слоговой аукцион»)

Ма…(-шина, - лина, -кароны)
Мет…(-ка, -ро, -ла)
Мо…(-локо, -лоток, -ре)
Му…(-ха, -ка, -равей)

VΙ. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

– С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились?
– Охарактеризуйте звуки [ м], [ м’];
– Что нового вы узнали?
– Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились, и вам было интересно на уроке, поднимите улыбающийся смайлик. 
– Если считаете, что вам было неинтересно на уроке, поднимите грустный смайлик.

– Молодцы! Спасибо за урок.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

Автор: Назаренко Анна Андреевна

Дата: 22.11.2025

Номер свидетельства: 677539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,ё,ю,я,и. "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-bukvami-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "200749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428914598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Обозначение мягкости согласных звуков" 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "239629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444831921"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-v-1-klassie-tvierdyi-soghlasnyi-zvuk-ts-bukvy-ts-ts"
    ["file_id"] => string(6) "222713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436720324"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Rонспект урока обучения грамоте «Согласные звуки [ф], [ф'].  Строчная буква ф» "
    ["seo_title"] => string(78) "ronspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-soghlasnyie-zvuki-f-f-strochnaia-bukva-f"
    ["file_id"] => string(6) "103064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства