kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Согласные звуки и буквы. Буква Д,д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить соотносить звук и букву Д.Учить читать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки и буквы. Буква Д,д.»

Тема: Звук и буква Д. Выделение звука, чтение открытых слогов с буквой "д"; слов, в состав которых входит буква "д".

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Общедидактическая цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала.

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у учащихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой "д";

коррекционно-развивающие:

- развитие мышления через формирование аналитико-синтетической деятельности;

- развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

- развитие фонематического восприятия;

воспитательные:

- формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.

Оборудование: Книга “Букварь”, под ред. В.В.Воронковой, предметные картинки, общая и индивидуальные кассы букв и слогов.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

- Я очень рада встрече с вами, улыбнитесь мне, а теперь друг другу! У всех у нас хорошее настроение! Мне бы хотелось, чтобы вы все хорошо работали на уроке.

Давайте проведём гимнастику для язычка:

- вспомните песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш)

- песенку водички; (с-с-с-с)

- оближите на губах сладкое варенье;

- все вместе проговорим стихотворение про кошку:

“Кошка серая гуляла, молочко своё лакала,

Губки, ротик облизала, свои зубки показала,

И “спасибо” всем сказала: “Мяу!”.

- Молодцы!

2. Актуализация знаний и умений.

- Вспомните и назовите гласные звуки?

- Почему они так называются?

- Назовите согласные звуки?

- Почему они так называются?

- Давайте повторим их все вместе! (Повторение хором)

- Сейчас мы проверим, как вы приготовили домашнее задание. Что вы читали дома? (С.91)

- Как зовут девочек, про которых вы читали? (Кира и Вика)

- Что они делали?

- Что случилось с Викой?

- Как надо правильно обращаться с иголками? С ножницами?

- Прочитайте рассказ “Кира и Вика".

(После чтения ученики дают оценку, как прочитали их одноклассники)

Физкультминутка.

(Учитель показывает буквы, дети выполняют задания)

Тихо встанем, скажем: а!

Все присядем, скажем: у!

Тихо сядем, скажем: ы!

Хорошо читаем мы!

3. Усвоение нового материала.

а) Знакомство со звуком “д”.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.

- Посмотрите, что нарисовано на картинке?

(Учитель показывает картинку, на которой нарисован дом)



- Правильно, это дом. Назовите все звуки в слове “дом”.

- Какие звуки мы знаем? (О, М)

- Какой звук не знаем? Сегодня научимся его произносить.

Сядьте лицом друг к другу и произнесите: д-д-д-д!

- Как произносится звук “д”? Где находится язычок? Как выходит воздух?

- Значит, какой это звук? (Согласный)

- Придумайте слова со звуком “д”? (Ответы детей)

- Встаньте те ребята, в именах которых слышится звук “д”? (Даша, Дима)

- Давайте вместе выучим стихотворение “Дождик”.

(Учитель показывает картинку)

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому!

(Беседа по содержанию)

- Про кого говорится в стихотворении?

- Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

- Как вы понимаете слова: “дождик, дождик, не дожди!”?

- Как нужно относиться к пожилым людям?

- Чем можно помочь дедушке?

б) Знакомство с буквой “д”. (Показ буквы и домика буквы “д”)

- Посмотрите, вот это буква Д, большая и маленькая, рядом с какими буквами она живёт? На что походит буква Д? (Ответы детей)

- Сейчас я вам предлагаю хитрую задачу.

- Посмотрите на рисунок, сколько букв “Д” вы нашли?

(Учитель предлагает детям картинку, на которой в разном положении расположены буквы, их нужно сосчитать)

- Какие слоги, слова можно составить из букв?

- Молодцы!

в) Работа с кассой.

- Составьте и покажите слоги да, до, ду, ды. (Один ученик составляет у доски, остальные - в индивидуальных кассах)

- Я буду к слогам добавлять буквы, а вы читайте получившиеся слова. (Дом, дым, душ)

- Придумайте предложения с этими словами.

Физкультминутка.

Потянулись! Чуть присели и соседа не задели,

А теперь придётся встать, тихо сесть, начать читать!

г) Чтение по букварю, с. 92.

(Рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию)

- Прочитайте слоги, слова. (Хоровое чтение)

- Чтение учителем рассказа “Сад”, беседа по содержанию.

(Чтение учащимися вслух по 1 предложению, затем выборочное чтение)

- Прочитайте предложение, в котором говорится, что растёт в саду?

- Что растёт за домом?

- Прочитайте предложение, в котором говорится, что сад хороший?

(Повторное чтение букварной страницы)

4. Закрепление умений и навыков.

- Я хочу предложить вам отгадать загадки!

Разноцветное коромысло над рекою повисло

Что это? (Радуга)

- Где находится звук Д? (В середине слова)

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я по дереву стучу,

Я по дереву стучу, червяка достать хочу! Кто это? (Дятел)

- По каким признакам вы узнали? Где находится звук “д”? (В начале слова)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил, догадались?

Это Гена, это Гена… (Крокодил)

- Где находится звук “д”? (В середине слова)

- Вспомните стихотворение, которое мы учили?

5. Инструктаж о домашнем задании.

- Дома вы повторите стихотворение, которое учили на уроке и научитесь читать с.92.

- Повторите, какое задание вы будете выполнять дома?

6. Подведение итогов урока.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Как он произносится?

- Какой это звук?

7. Рефлексия.

- Поднимите руку те дети, которым было интересно на уроке?

- Что вам понравилось?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Если бы вы сегодня встретили на улице свою подругу, друга, что бы вы ему рассказали про сегодняшний урок? (Ответы детей)

- Молодцы! Вы все сегодня старались! Я очень рада за вас!

- Спасибо вам за работу на уроке!

Поделиться

Коррекционно развивающие упражнения на уроках в период обучения грамоте.

Егоренкова Екатерина Александровна

КГС (К)ОУ «Павловская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»

Павловский район

Обучение грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из самых ответственных разделов обучения. Умственно отсталые школьники овладевают первоначальными навыками чтения и письма с большим трудом, что объясняется, с одной стороны, спецификой русского языка, его звуковой и слоговой структуры, а с другой – особенностями умственно отсталых детей. Прежде всего, они связаны с нарушением познавательной деятельности олигофренов, их высших психических функций, как анализ и синтез, а также с недостаточностью слухового и зрительного восприятия, артикуляции, пространственной ориентировки, моторики, т.е. тех компонентов, которые участвуют в акте чтения и письма.

В основе обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе лежат общедидактические требования обучения от легкого к сложному, от знакомого к незнакомому, а также учет имеющихся у умственно отсталых школьников нарушений и опора на их сохранные возможности.

Обучение грамоте начинается с усвоения звука, т.е. выделения их из речи, правильного артикулирования, различения в разных звуковых сочетаниях, дифференциации смешиваемых звуков.

Коррекционная работа ведется по следующим этапам:

Первый этап. Выделение звука. С этой целью подбираю слова, в которых изучаемый звук стоит в наиболее выгодной позиции. Для гласных – это начало или середина слова под ударением (осы, елка, арбуз, лыжи). В некоторых случаях подбираю звукоподражание, соответствующее изучаемому звуку (Как гудит гудок? – У-у-у. Как звенит звонок? – З-з-з. Как рычит собака? Р-р-р). Сонорные, длительные и мгновенные глухие, а также аффрикаты легко выделяются в конце слов, где они не испытывают влияния других звуков и соответствуют изолированным звукам речи, и в начале слов (мама, шар, сом, сук, ком, рак, пар, чай). Для выделения звонких согласных подходят слова, в которых звук находится в начале или в середине слова перед гласной, так как в конце слов эти согласные оглушаются (ваза, замок, жаба, барабан, гусь, дом).

Таким образом, в каждом отдельном случае подбираю слова, способствующие узнаванию и выделению звуков с меньшими затруднениями.

Научив детей выделять звук, проверяю, как они его произносят, и упражняю в правильном и отчетливом его артикулировании. Правильная артикуляция помогает выделению и различению звуков.

В силу слабости артикуляторной деятельности умственно отсталых детей и большого количества нарушений произношения формированию правильного уклада речевых органов уделяю самое пристальное внимание. Все первоклассники с недостатками произношения занимаются с логопедом. На каждом уроке чтения провожу артикуляционную гимнастику.

Второй этап. Различение звука. Выделив звук из речи, уточнив его произношение, учащиеся должны научиться слышать и различать этот звук в сочетании с другими в словах. Умственно отсталые дети, узнавая звук в одних

сочетаниях, часто не узнают его в других, что свидетельствует о несформированности образа обобщенного звука – фонемы. Поэтому изучаем звук во всем многообразии его сочетаний с другими звуками.

Провожу следующие виды упражнений:

- связывание выделенного из речи звука с конкретными представлениями детей (у-у-у… - гудок паровоза, ш-ш-ш… - шипение гуся, ж-ж-ж… - жужжание жука);

- подбор слов, начинающихся с изучаемого звука по предметным картинкам;

- подбор слов, в которых изучаемый звук встречается не только в начале слова, но и в конце, в середине; дети определяют место данного звука в слове;

- выделение слов, в которых встречается изучаемый звук (из двух слов, из ряда слов). Ученики поднимают сигнальную карточку, если они услышат нужный звук. Сначала предлагаю слова, резко отличающиеся по звуковому составу, затем слова со сходными звуками;

- выбор картинок, в названиях которых имеется изучаемый звук, произнесение слова;

- разучивание скороговорок, коротких стихов, четверостиший, в состав которых входят слова с изучаемым звуком. Одновременно ученики упражняются в правильном произнесении звука.

Третий этап. Усвоив очередной звук, учащиеся изучают букву, его обозначающую. Каждая буква тщательно и всесторонне изучается, что предлагает:

- восприятие общей формы буквы;

- изучение состава буквы (ее элементов и их расположения);

- сравнение буквы с другими уже знакомыми детям буквами (графемами).

- “на что похожа буква„ (специальный прием, закрепляющий образ букв, соотнесение ее начертания с каким-либо знакомым предметом или с буквой- символом. Например: буква О похожа на обруч, Ж - на жука.)

- составление изучаемой буквы из палочек;

- печатание карандашом в специальных блокнотах.

Перед выделением звука из слова и знакомством с буквой учащимся представляю рисунок с изображением предмета, название которого начинается с данного звука. Познакомившись с буквой, дети находят место данной букве в настенной кассе. Буквы живут в теремках, в красном – гласные, в синем – согласные. Дети определяют, в каком теремке будет жить данная буква.

При закреплении изучаемых звуков и букв провожу следующие коррекционно – развивающие упражнения:

1. Отгадывание звуков по артикуляционной позе.

2. Игра: «Полубуковка».

-Узнайте, какие это буквы.

- Какая буква «лишняя?».

- Докажи? (Лишняя буква ы потому, что она маленькая, а остальные большие. Заглавной буквы ы не бывает.)

-Почему именно эти буквы использованы в этой игре? (Это те буквы, с которыми уже познакомились.)

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные.)

- Что вы можете сказать о гласных звуках? Назовите их.

- Что вы можете сказать о согласных звуках?

- Какие бывают согласные? (Звонкими и глухими, мягкими и твердыми.)

3. Упражнение на зрительное восприятие.

а) - Догадайтесь, какие буквы здесь спрятались. (Папка «Что зашифровал художник?»

б) – Из каких букв состоит рисунок? (Цветные рисунки.)

4. Игра «Поставь буквы правильно».

5. Картинный диктант. Показываю картинки, а учащиеся печатают по одной букве – начальный звук слова.

6. Игра «Угадай слова».

В словах потерялась первая буква.

Д ом

верь

октор

А) Жилье человека. Б) Вход в дом. В) Профессия Айболита.

- Какой звук вы слышите первым в этих словах?

- Что вы о нем можете сказать? (Согласный, твердый, звонкий.)

- Назовите слова, в которых этот звук будет мягким.

7. Игра «Расколдуй слово».

На доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв: арма (рама), улан (луна). Нужно «расколдовать» слово, расставить буквы в определенном порядке.

8. Игра «Дополни слово».

Называю часть слова (ма…), ученик дополняет (…ма, …шина, …лина).

9. Составь из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

У М Ш А Л Н Ы

10. Упражнение на коррекцию внимания

а) Игра « Назови «лишний слог»:

са, ма, лы, на, ка

б) Игра «Что изменилось в слове?».

На наборном полотне составляется слово, которое затем прочитывается. Де-

ти закрывают глаза, учитель производит замену буквы. Дети открывают глаза,

читают новое слово, определяют, что в нем изменилось.

Например: сок – сон – сыр – сын…, мак – рак – лак…

11. Составь предложение по картинке. (Папка. 1 класс. Составление предложений по схемам.)

-Рассмотрите рисунок.

- Что у папы в руках?

- Составьте предложение по схеме.

У ___ ___.

У - это не просто буква, это слово, которое в русском языке называется предлогом. Предлог со словами пишется отдельно. (Понятие даю уже в 1 классе.)

12. На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшее слово. Например: коса, смех, мель, дорога, удочка.

13. «Речевая зарядка». Слоги и слова представляются в виде таблиц, которые читаются хором и индивидуально.

а) Дифференциация сходных слогов и слов:

ла – ра ма – мя ня – нья дом – том Дима – Тима

б) Чтение слогов и слов по подобию:

ма мо му сон шубы шапки

на но ну сом зубы лапки

Обращаю внимание учащихся на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным.

В процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти школьников быстрее накапливаются их зрительные образы. В дальнейшем при чтении текстов дети легко узнают данные слова в «лицо».

14. Игра «Буквы убежали», «Слоги убежали».

Нужно вернуть их на место. Учащиеся, прочитывая слова с пропущенной буквой или слогом, должны догадаться, какие буквы (слоги) «убежали», «догнать» их и вернуть на место, вставив соответствующие карточки с буквами (слогами) на место пропусков. Данная игра заставляет учеников внимательно вглядываться в слово, оценивая его с точки зрения буквенного состава и значения одновременно.

15. Упражнение на развитие творческого воображения и речи. Подберите слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова. Например: мал.

М – мало

А - апельсин

Л – луна

На уроке письма провожу следующие коррекционно – развивающие упражнения:

Упражнение на зрительную память.

1. - Скажите, в каких буквах мы пишем этот элемент. Например:

2. – Найди каждой букве пару. Работа с парными (печатная + прописная буква) буквами (по индивидуальным карточкам).

Упражнение на зрительное внимание.

1. Специальный коррекционный прием по формированию смыслового значения буквы, образа в коре головного мозга. (Папка «Таблицы коррекции зрительного внимания»)

- Запомни цвет, которым изображена данная буква.

2. –Среди данных слогов найти слог су

са су мы ло су хо су ны

3. – Назови букву, которая повторяется несколько раз.

Развитие слогового анализа и синтеза.

1. Запиши только гласные буквы названных слов.

2. Запиши только те слоги, которые начинаются с гласного звука; записать только те слоги, которые оканчиваются гласным звуком (ар, то, ын, ак, ку, он, ни, ко…).

3. Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог:

ло или ка: са…, соба…, мо…ток, музы…, мо…ток.

4. Записать слова, в которых есть слоги жи, ши.

На доске слова: лыжи, зима, мыши, лужа, жили, санки, шил.

Применение описанных мною коррекционно – развивающих упраж-

нений при обучении грамоте у умственно отсталых учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция.

Литература:

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педвузов. - М. Владос, 2004

Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классе вспомогательной школы. Пособие для учителя. - М., 1995








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Согласные звуки и буквы. Буква Д,д.

Автор: Карпенко ОЛьга Петровна

Дата: 02.10.2018

Номер свидетельства: 479493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,ё,ю,я,и. "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-bukvami-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "200749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428914598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Обозначение мягкости согласных звуков" 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "239629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444831921"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-v-1-klassie-tvierdyi-soghlasnyi-zvuk-ts-bukvy-ts-ts"
    ["file_id"] => string(6) "222713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436720324"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Звук ?щ? и буквы «Щ», «щ». "
    ["seo_title"] => string(27) "zvuk-shch-i-bukvy-shch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "214731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432456553"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства