Цель урока: познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
Задачи урока: учить чтению буквы, чтению слогов, слов с новой буквой;
воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним;
развивать речь, мышление, память, воображение.
Оборудование: буквенная лента, схемы слова, печатная и прописная буквы (карточка), слоговые карточки с буквой Щ.
ХОД УРОКА
1. Повторение ранее изученного
1.1. Работа с буквенной лентой.
– Урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)
– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)
– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)
– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)
– Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)
– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].)
– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].)
– Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)
– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных звуков читаются твердо и мягко.)
– Читаем каждую букву твердо и мягко… Все ли буквы согласных можно читать и твердо, и мягко? (Нет.)
– Почему? (Есть буквы согласных, которые читаются только твердо или только мягко.)
– Назовите буквы согласных, которые читаются только мягко. (й, ч)
– Назовите буквы согласных, которые читаются только твердо. (ж, ш)
– Когда буквы согласных читаются твердо? (Когда после букв согласных стоят буквы гласных 1-го ряда или они находятся в конце слова.)
– Когда буквы согласных читаются мягко? (Если после них стоят буквы гласных 2-го ряда или буква мягкий знак.)
– Назовите букву, которая написана на белом фоне «буквенной ленты». (Буква мягкий знак.)
Что обозначает буква мягкий знак? Почему буквы согласных пишутся в два ряда? (Потому что буквы согласных верхнего ряда обозначают голос и шум одновременно, их называют звонкими. Звуки в нижнем ряду обозначают больше шума, их называют глухими.)
Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, й, б, в, г, д, ж, з)
Просмотр содержимого документа
«Звук ?щ? и буквы «Щ», «щ». »
Конспект урока чтения в 1 классе
Тема урока: Звук ц и буквы «Щ», «щ».
Цель урока: познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
Задачи урока: учить чтению буквы, чтению слогов, слов с новой буквой;
воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним;
развивать речь, мышление, память, воображение.
Оборудование: буквенная лента, схемы слова, печатная и прописная буквы (карточка), слоговые карточки с буквой Щ.
ХОД УРОКА
1. Повторение ранее изученного
1.1. Работа с буквенной лентой.
– Урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)
– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)
– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)
– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)
– Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)
– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук а.)
– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук а? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как йа, после букв согласных – как звук а.)
– Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)
– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных звуков читаются твердо и мягко.)
– Читаем каждую букву твердо и мягко… Все ли буквы согласных можно читать и твердо, и мягко? (Нет.)
– Почему? (Есть буквы согласных, которые читаются только твердо или только мягко.)
– Назовите буквы согласных, которые читаются только мягко. (й, ч)
– Назовите буквы согласных, которые читаются только твердо. (ж, ш)
– Когда буквы согласных читаются твердо? (Когда после букв согласных стоят буквы гласных 1-го ряда или они находятся в конце слова.)
– Когда буквы согласных читаются мягко? (Если после них стоят буквы гласных 2-го ряда или буква мягкий знак.)
– Назовите букву, которая написана на белом фоне «буквенной ленты». (Буква мягкий знак.)
Что обозначает буква мягкий знак? Почему буквы согласных пишутся в два ряда? (Потому что буквы согласных верхнего ряда обозначают голос и шум одновременно, их называют звонкими. Звуки в нижнем ряду обозначают больше шума, их называют глухими.)
Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, й, б, в, г, д, ж, з)
в) нахождение звука щ в словах по изображениям «Кто внимательнее»
Назовите, что изображено на картинках. (щапка, щука, шум, щавель, щётка, шайба, плащ, малыш, борщ, щенок..) Я буду указывать на картинку. Если в названии рисунка есть звук щ, покажите карточку зеленого цвета.
г) нахождение звука ц в своей собственной речи
Ребята, попробуйте сами спрятать звук щ в словах.
(учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звук щ)
д) нахождение изученных звуков в словах текста
Запомните слова со звуком щ, которые встретятся вам в сказке.
АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК
-- Обещал я моей младшей дочке привезти в подарок аленький цветочек,– пролепетал дрожащим голосом купец.
– Так и быть! Я тебя отпущу, но взамен должен будешь прислать в замок одну из своих дочерей! – приказало Страшилище.
Отправился опечаленный купец домой и поведал дочерям о необыкновенном замке и своём обещании Страшилищу. Не успел отец закончить свой рассказ, как младшая дочь вызвалась ехать в замок.
Приехал купец с дочерью в замок. Двери перед ними сами отворились.В доме никого не было, но в столовой был накрыт стол и стояло два кресла.
Едва закончили они обед, как откуда ни возьмись появилось Страшилище.
– Скажи мне, по доброй воле выполняешь ты отцовское обещание? – обратилось Страшилище к дочке купца.
Девушка только кивнула головкой.
3. Работа с буквами
3.1. Знакомство с буквами
С каким звуком мы познакомились на уроке? (Со звуком щ.)
Звук щ на письме обозначается буквой Щ щ.
Сколько букв записано на карточке? (3)
Какие буквы записаны? (1 печатная и 2 прописные.)
Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.)
Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.)
Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную.)
Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.)
3.2. Упражнения на закрепление формы буквы:
а) на что похожа: стихи, картинки
Щенок щётку теребил, Отдать букву Щ просил, Щенка Коля отругал, Детям букву Щ отдал
Щ – это Щётка, сапоги Начистил щеткой дед. Он со щенком пришёл с тайги И кушал борщ в обед.
На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам.
Щ — играющий щенок. Кверху лапками он лег
Буква Щ
Наш щелкунчик для потехи Детям щелкает орехи. Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки Щелкают скорлупки! Всё! Орехов нет вообще – Стал щелкунчик буквой... Щ.
В алфавите есть у буквы Щ определенное место, она расположилась между буквами Ш и Ъ, 27 буква в алфавите – буква Щ. На буквенной ленте она имеет тоже свое место, расположена на зеленом фоне, так как эта буква согласного, в нижнем ряду, потому что глухой, при произнесении всегда больше шума. Звук щ непарный, всегда мягкий.
Фонетическая зарядка + физминутка А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели) Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук: ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ. Молодцы! Садитесь.
в) конструирование или выщипывание
(из проволоки конструируется буква Щ, щ; из бумаги выщипывается буква Щ, щ под руководством учителя)
г) печатание
Сегодня мы научимся печатать буквы Щ и щ.
(печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в теради в крупную клетку: Щ – 3 раза, щ – 3 раза)
4. Обучение чтению
4.1. Чтение буквы
Какую букву мы печатали? (Щ, щ)
А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.)
Какой звук зашифровала буква Ц? (Звук щ’мягкий.)
Что значит мягкий звук щ’? (Всегда будет мягко читаться, нет в русском языке твердого звука щ.)
4.2. Обучение чтению слогов
а) по буквенной ленте
Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет буква Щ? (Один.)
Какой вариант чтения? (Всегда только мягко, и никогда твердо.)
Давайте подружим букву Щ с гласными. А поможет нам в этом буквенная лента. Посмотрите, к какому гласному я подношу букву, а вы назовите гласный звук и слог, который получается.
б) по слоговым карточкам
Ща
Щи
Щу
Що
Ще
в) по слоговой таблице
(читать вперед, назад, постоянно увеличивая скорость чтения)
а
о
у
е
и
Щ
ЩА
ЩО
ЩУ
ЩЕ
ЩИ
г) чтение с договариванием до целого слова
Игра «Слоговой аукцион».
Придумайте слова, оканчивающиеся на -ща (чаща, гуща, роща); на -щу (наращу, отпущу.);
д) чтение слогов по учебнику в парах.
4.3. Обучение чтению слов
первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске)
Мы научились читать слоги, а теперь научимся читать слова.
(на доске столбики слов)
щука
чаща
щупальце
щурок
щуплый
тащу
вытащу ящик
Где находится буква «щ» в напечатанных словах? (В начале, в середине и в конце слов)
4.4. Обучение чтению текста
а) подготовка к чтению текста
- Посмотрите на страницу 186. Что изображено на рисунке? (Животные)
- Каких животных вы узнали? (Лиса, волк, лось,заяц)
б) черновое чтение (с.187)
- Прочитайте предложения шепотом.
в) анализирующее чтение
(чтение текста по предложениям)
Прочитайте предложения о тех животных, которых вы видите на картинке.
Прочитайте предложения о животном, изображения которого нет на картинке.
- О каких дрессированных животных пишет Самуил Яковлевич? (Медведь, слон, морская черепаха).
е) анализирующее чтение
- Найдите предложение, в котором говорится о том, чему люди обучили медведя и морскую черепаху?
- Как назван слон в стихотворении?
е) образцовое чтение
А теперь представьте, что вы пришли на экскурсию на телевидение, и вам разрешили прочитать текст для всей страны. Помните, что читать нужно быстро, ясно, четко. Кто хочет попробовать?
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: – У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: – Тетка ворона, я больше не буду хвастать! – А как ты хвастал? – А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Вот она его маленько и потрепала: – Боле не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел: «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила зайца и говорит ему: – Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
5. Упражнения в развитии речи и мышления.
5.1. составление слова из букв:
А вот одно слово рассыпалось. Давайте соберём его. РЕЩТОКАТ (трещотка) - Что означает это слово? (1. Игрушка, издающая треск. 2. Народный музыкальный ударный инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек, 3. Человек - тот, кто громко, без умолку говорит) Вывод: иногда буква щ дружит с буквой О. - С какими гласными буквами не дружит буква щ ? Почему? ( я, ю, ы)
5.2.Чтение текста и работа над содержанием
. Внимательно перечитайте слова на доске и отыщите слово, которое отвечает на вопрос Кто?, состоит из двух слогов, со вторым ударным слогом и соответствует теме урока. (Щенок). – У кого дома есть щенок? Какой он? – Мальчик Шура из рассказа «Щенок» тоже хочет рассказать вам о своем питомце. (Работа по учебнику).
1. Первичное чтение и проверка восприятия
– Каким вы представили себе щенка? (В это время хорошо читающие дети получают индивидуальное задание. Карточка 1. Карточка 2. Они готовят литературные загадки. Надо прочитать текст и подчеркнуть слова с буквойЩ.Эти слова прочитать вслух детям, а те должны догадаться, из какой они сказки).
2. Вторичное чтение и анализ прочитанного.
– Перечитайте рассказ и найдите в тексте слова-признаки, которые помогут составить словесный портрет щенка. – Подчеркните слова с буквой Щ.Назовите их.
6. Языковая и орфографическая пропедевтика
Прочитайте предложение: ЩЁТКОЙ зубы Кристя трёт.
Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Щеткой – начало предложения, Кристя – имя девочки.)
Прочитайте предложение.
Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (ЩЁТКОЙ зубы Кристя трёт!)
Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (ЩЁТКОЙ зубы Кристя трёт?)
7. Итого урока
Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком щ’.)
Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, глухой, твердый, непарный.)
Сколько вариантов чтения имеет этот звук щ’? (Всегда один.)
С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Щ», «щ».)