Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Мы гуляем по азбуке, Побываем мы везде. С удовольствием гуляем, Много нового узнаем! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как гогочет гусь? | – Га-га-га… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Какой первый звук вы произносили? – Сформулируйте задачу сегодняшнего урока | – [г]. – Будем знакомиться со звуком [г] и буквой, их обозначающей | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 119) | Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов | На доске размещены предметные картинки с изображением грибов и кругов и начерчены схемы к этим словам. – Рассмотрите картинки. – Выполните слого-звуковой анализ слов: грибы, круги | – В слове грибы звук [г] – согласный, звонкий, твердый (так как за звуком [г] следует согласный звук [р]). В слове круги звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий (так как гласный звук [и] показывает мягкость предшествующего звука [г]) | Выполняют слого-звуковой анализ слов грибы, круги. Характеризуют звуки [г], [г’] и букву Г | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов |
2. Знакомство с бук-вой Г | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | Показывает на «ленте букв» букву Г. – Это буква (гэ) Г. – На что похожа буква Г? Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге. С. Маршак | Находят букву Г на «ленте букв». Высказывают свое мнение. | Находят букву Г на «ленте букв», определяют ее место среди других букв. Моделируют ее из счетных палочек | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 119) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, работа со схемой | – Прочитайте слоги. – Прочитайте слова. – Найдите слово, которое соответствует схеме | Читают слоги и слова. – Гена | Наблюдают над произнесением согласных звуков [г] и [г’] в слогах-слияниях и словах. Подбирают к схеме-модели соответствующее слово | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. Раз – грибок, Два – грибок, Три – грибок, Положи их в кузовок | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Работа с текстом и иллюстрацией (учебник, с. 119) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, рассказ по картинке | – Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию. – Прочитайте слова, которые пишутся с заглавной буквы. – Расскажите, что изображено на картинке | Читают текст. – Галя, Гена. Рассматривают картинку, составляют рассказ | Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания | Фронтальный. Устные ответы, чтение |
5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с.118) | Групповая. Словесный, практический. Работа с картинкой, беседа, рассказ | – Рассмотрите картинку. – Чем занимаются жители города? – Придумайте сказку про город грибов | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Придумывают сказку | Составляют связный рассказ с опорой на картинку. Соблюдают логику изложения | Групповой. Устные ответы, рассказ |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 118) | Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение | – Прочитайте пословицы. – Объясните смысл пословиц. – Найдите в них букву г | Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву г | Анализируют пословицы, высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Рассказ о зиме (учебник, с.120) | Парная. Словесный. Рассказ | – Прочитайте слова. – Составьте рассказ о зиме, используя данные слова | Читают слова, составляют рассказ | Составляют рассказ с опорными словами, соблюдая логику изложения | Парный. Рассказ |
2. Работа с правилом | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте правило. Запомните его | Читают и пересказывают правило | Определяют отличительные черты предложения | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Дидактическое упражнение. Многозначные слова (учебник, с. 120) | Парная. Словесный, практический. Чтение, беседа, упражнение | – Соотнесите рисунки и слова. – Какое еще значение может иметь слово лист? | Выполняют задание. – Лист бумаги (тетрадный) | Распознают листья деревьев. Определяют значение слова лист | Парный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |