- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Коммуникативные:
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно- познавательных задач;
- оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других, учитывать чужую точку зрения, вступать в диалог, беседу на уроке;
- формулировать своё мнение и позицию, умение задавать вопросы, слушать собеседника, умение работать в группе;
Личностные:
- мотивация учебной деятельности, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем;
- формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; способности к организации собственной деятельности; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Оборудование: иллюстрациикартинок, цветные мелки, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков (зелёные, синие), карточки с буквами, учебник «Азбука».
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
1. Организационно-мотивационный этап.
1 ребёнок: Ведь мы умные и дружные
2 ребёнок: Мы – внимательные и старательные,
3 ребёнок: Мы в первом классе учимся
Все вместе: И всё у нас получится!
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Учитель читает текст и выставляет таблички с иллюстрациями на доске в определённой последовательности.
Это… . Из трубы идёт… .
У дома растёт … .
В дубе … . У дупла … .
У дома сидит … .
К дому ведёт … . У дорожки … .
У дома играют … .
– Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину?
- Ребята, давайте вместе произнесём слова.
- Что вы заметили? Что общего в этих словах?
На доску прикрепляем синий кружок.
– Послушайте внимательно слова: дддед, дддятел, дддети, дддерево. Что вы заметили? Что общего в этих словах?
На доску прикрепляем зелёный кружок.
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
Дом Дым Дупло
Дорога Дрова
Дерево Дятел Дед Дети
- Дом, дым, дерево, дупло, дятел, дед, дорога, дрова, дети.
- Дддом, дддым, дддупло, дддорога, дддрова.
- Все слова начинаются с твёрдого согласного звука [д].
- Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].
Дети формулируют тему урока.
Согласные звуки [д] и [д’], буква Д, д.
3.Выявление места и причины затруднения
К доске вызываются два ученика.
- Составьте модель слова доми дерево.
- Обозначим звуки буквами.
- Назовите первый звук.
- Можно ли этот звук обозначить какой-нибудь изученной нами буквой?
- Что же делать?
- Вывод: нужно ввести новую букву.
- Кто-нибудь знает, какой новой буквой можно обозначить звук [д]? (Читающие дети предлагают букву Д.)
Учитель вывешивает “портрет” новой буквы. Остальные звуки дети обозначают буквами без проблем. (На доске и в тетради появляется запись).
- Ученики у доски составляют звуковую модель (сначала фишками, затем знакомые звуки заменяют буквами, а дальше возникает проблемная ситуация)
- [д] и [д’].
- Нет.
- Дети выдвигают гипотезы по возникшей проблеме
доми дерево.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Чтение слогов с буквой Д.
Игра “Самолётик”
Выбирают двух проводников. Они проверяют “билеты” (карточки с гласной буквой) у “гласных букв” и распределяют их по самолётам. Остальные дети будут “ждать” их на станции с карточками буквы Д на груди.
- Ребята, самолёты отправляются на станцию Согласных букв. В первом самолёте должны разместиться гласные буквы, которые дружат с мягкими согласными звуками. Во втором самолёте должны расположиться гласные буквы, которые дружат с твердыми согласными звуками.
- Пассажиры займите свои места.
- Самолёт взлетает.
После прибытия самолётов “согласные буквы” здороваются за руку с “гласными буквами”. Во время рукопожатия пара учеников должны громко произнести вместо приветствия получившийся слог. Например, буквы Д и А произносят приветствие: “ДА!”. Буквы Д и Е приветствие: “ДЕ!”.
Учитель прикрепляет получившиеся слоги на доску. Ученики садятся на свои места и хором или по цепочке читают слоги с буквой Д (стр.105)
- Дети подходят к выбранному самолёту и показывают “билет”. Проводники проверяют, правильно ли “гласные буквы” выбрали самолёт и прикрепляют карточки с гласными буквами на самолёты.
ДА АД
ДО ОД
ДЫ ЫД
ДУ УД
ДИ ИД
ДЕ ЕД
5. Реализация построенного проекта
Физминутка
Чтение слов в «Азбуке». Сначала хорошо читающими учениками, а потом более слабыми
( с.105).
Чтение учениками текста о водолазах в «Азбуке» (с.105).
- Кем работает папа Димы и Нади?
- Что делали водолазы на дне реки?
- Для чего нужно следить за состоянием опор мостов?
Работа с многозначными словами.
- Посмотрите на картинки и определите, какое значение имеет слово «звезда»?
- Составьте предложения с этим словом.
- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
- Нужно поселить её на нашу улицу Алфавитинск. Как вы думаете, где её место, в районе гласных или в районе согласных букв?
- На какой улице она будет проживать? На улице сонорных согласных, на улице парных по звонкости-глухости или на другой улице? (Нужно проверить. Нет ли у этой буквы пары.)
Дети проверяют звуки [д] и [д’] на наличие пары. Произносят шёпотом эти звуки и выясняют, что у них есть парные глухие звуки [т] и [т’].
- Правильно ли я вас поняла, что буква Д должна жить на улице парных согласных?
- На какой стороне её домик, на стороне звонких согласных или на стороне глухих? (На стороне звонких согласных.)
- Кто хочет поселить букву Д в нужный домик?
- Ответы детей
- С буквой Д (дэ).
- В районе согласных.
- Да.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Чтение слов с буквой Д.
На доске напечатаны слова и у детей на парте:
дым
длина
дрова
кудри
код
дно
домино
дрёма
дума
дни
Даниил
трава
Дима
где
посуда
вата
Алгоритм чтения слов такой:
1. Расставляем точки под гласными в слове.
2. Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками снизу.
3. Читаем слово целиком, выделяя голосом ударный слог, и ставим ударение.
- Дети читают слова.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Занимательные модели. Работа в парах
Придумайте слова, соответствующие схемам:
1. Д _ _ 2. Д _ _ _ 3. _ _ д _ _
1. Дом, дым, дуб
2. Дело, друг, дядя
3. Ведро, садик, лодка
8.Включение в систему знаний и повторение.
Работа над дикцией.
- Прочитайте с доски.
Мок – ды
Мик - до
Дон - би
Тон - бе
Ка - дыр
Но - суд
- А теперь прочитайте эти слоги, поменяв их местами.
- Послушайте стихотворение. Услышав звук [д], поднимите синюю карточку, услышав звук [д’]- зелёную.
Дятел жил в дупле пустом,
Дубдолбил как долотом.
Деньдолбил, двадолбил –
Дырку в дубе он пробил.
- Дымок, домик, бидон, бетон, дырка, судно.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- Что было самым интересным на уроке?
-Что вызвало затруднение?
- Поднимите руки, кто научился читать слоги и слова с буквой Д.
- Ответы детей.
-Дети поднимают руки.
Домашнее задание
- Нарисовать фрукты и овощи, в названиях которых есть звуки [д] и [д’].