Обучение грамоте 4 урок 2 четверти
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Ход урока
Оргмомент
С добрым утром. Начат день, первым делом гоним лень. На уроке не зевать, а работать и читать.
- Старайтесь на каждом уроке как можно больше узнать и запомнить, чтобы потом про всё, о чём узнаете и что запомните суметь рассказать дома своим родителям
Проверка домашнего задания
(Речевая разминка) (1 слайд)
Подготовка к работе на основном этапе урока
- Послушайте стихотворение А.Барто «Стали грамотными»
Давно ль читали мы с трудом: «До-мик. Дом. Ми-ша мил. Ми-ша мал. Ми-ша дом сло-мал».
Давно ль мы звали маму и впервые сами вслух читали маме: «Ма-ма мы-ла ра-му».
Прошёл ноябрь, декабрь, январь — и одолели мы букварь.
Поздравил нас Десятый класс — вот нам какая честь!
Гостям решили мы рассказ про белочку прочесть.
Но от волненья я прочла, что в клетке булочка жила!
- Какие слова перепутала девочка от волнения? (Белочка и булочка)
Усвоение новых знаний и способов действий
- Составим схему слова белка (2 слайд) (дети комментируют, я вывожу)
- Составим схему слова булка (дети комментируют, я вывожу)
- Какие новые звуки вы услышали в начале этих слов? (Звуки [б’] [б]) (+) (+)
- Дайте им характеристику (Звук [б’] – согласный мягкий звонкий, звук [б] – согласный твёрдый звонкий)
- Чем отличаются схемы? (Первый согласный звук в слове белка мягкий, а в слове булка твёрдый)
- Почему? Какая буква будет обозначать в слове белка мягкость предыдущего согласного и обозначать звук [э]? (Буква Е)
- А в слове булка? (Буква У обозначает твёрдость предыдущего согласного)
- Напечатаем под схемой слово белка, обозначив место нового звука точкой (комментирую и вывожу)
- Теперь слово булка под своей схемой (дети комментируют, я вывожу)
- Звуки [б’] [б] на письме обозначаются буквой БЭ (3 слайд) На что похожа буква БЭ? (…)
- Научимся печатать букву БЭ (4 слайд)
- Добавим букву БЭ в слова белка и булка (+) (+)
Первичная проверка понимания изученного
- Научимся читать слоги с буквой БЭ (5 слайд) (+)
- Почитаем слова (6 слайд)
Закрепление новых знаний и способов действий
- Откройте Азбуку на развороте с. 96 – 97 (…)
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (…)
- Что изображено на ней? (…)
- Прочитайте под иллюстрацией отрывок из этой сказки (читающие дети)
- Этот отрывок надо дома будет выучить наизусть
- Это одно из чудес, которые были в городе князя Гвидона. А какие ещё чудеса были у князя Гвидона? (…)
Применение знаний и способов действий
- Прочитайте столбики слов на с. 97 (не читающие дети)
- Прочитаем текст и отметим пальчиком все изученные буквы (сначала – читающие, потом не читающие дети)
- О ком говорится в тексте? (О белочке) Где жила эта белочка? (В парке)
- Кто пришёл в парк погулять? (Мы, дети) Как вела себя белочка? (Она скакала с ветки на ветку)
- Что вас удивило в тексте? (Она брала баранки у ребят из рук)
- Куда пришли дети? Прочитайте словами из текста (…)
- Что, кроме белочки, увидели дети в парке? Прочитайте словами из текста (…)
- Почему с белочкой после встречи с детьми ничего не случилось? (…)
- Послушайте пословицу: Птичке любая ветка дороже золотой клетки. Почему так говорят? (…)
- К кому ещё может подойти эта пословица? (К белочке)
- Замените в пословице птичку на белку. Что у вас получилось? (…)
- Животных надо беречь, охранять и помогать им выжить, особенно когда им трудно
Подведение итогов и рефлексия
- С какой буквой вы сегодня познакомились? (С буквой БЭ)
- Какие звуки она обозначает? (Звуки [б] [б’])
- Расскажите всё, что вы узнали об этих звуках (…)
(Если останется время, то что успеем Диск. Буква Б. Чтение слогов – составляем слова. Играем вместе. Работаем с речью. Читаем текст вместе)
Рекомендации для занятий дома
Выучить печатные Бб и письменный образ срочной буквы б, выучить правила на карточке, выучить отрывок стихотворения на с. 96 Азбуки, допечатать строчки в тетради, тренироваться читать слоги, слова и предложения в Азбуке на с. 97, на слух выделять и отличать в словах твёрдый или мягкий согласные звуки [б] или [б’], быстро находить буквы Бб в любом печатном тексте