-продолжить работу по развитию познавательной деятельности;
-продолжить пропедевтическую работу к изучению основных тем русского языка: «Большая буква в именах собственных», «Безударная гласная, проверяемая ударением»;
-развивать монологическую речь обучающихся, воображение, логическое мышление;
-воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе;
-воспитывать любовь к природе.
Оборудование: «Лента букв», карточки для индивидуальной работы, карточки – схемы, предметные рисунки, выставка книг о зимующих и перелётных птицах, «слоговая таблица», «Азбука», тетради для печатанья, цветные карандаши, квадраты «да – нет» для обратной связи, карточки – смайлики, презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок обучения грамоте. Чтобы работа была успешной, соблюдаем законы урока: не выкрикивать, быть терпеливыми. Дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. Работаем под девизом: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Значит, чему будет посвящен урок?
(Изучению нового.)
- Прослушайте стихотворение и определите время года:
Солнце греет еле-еле Всё свистали, щебетали,
Мокнет озимь во поле. Собираясь стаями,
А вчера скворцы свистели А сегодня, улетая,
На соседнем тополе. В синем небе таяли.
(Это осень.)
- Многие птицы осенью от нас улетают. Как их называют?
(Перелётные птицы.)
-Почему они улетают?
(Нет корма, похолодало.)
Актуализация знаний (3 мин.)
-Правильно. Кто захочет больше узнать о зимующих у нас птицах и перелётных, возьмёт прочитать дома с родителями книгу с нашей выставки.
-А мне на электронную почту сегодня пришло сообщение.
Послушайте и догадайтесь, от кого оно.
Холодно. Голодно. Морозно. Улетаю на юг.
(Это сообщение пришло от перелётной птицы.)
-А от какой, узнаем позже.
-Урок начнём с повторения.
1.-Запишите первые буквы слов – названий птиц: аист, утка, ласточка, сойка, клёст, нырок, тетерев.
(а, у, л, с, к, н, т)
-Разделите их на группы. (гласные и согласные)
-Назовите гласные буквы. (а, у)
-Почему их назвали гласными? (Они обозначают звуки, которые можно петь. Когда их произносим, воздушная струя не встречает преград.)
-Покажите жестом, как мы показываем гласный звук?
(Дети показывают жест: рука вытянута вперед, большой палец отводим вниз от остальных четырёх – «ротик раскрыт».)
-Назовите согласные буквы. (л, с, к, н, т)
-Почему их назвали согласными? (Нельзя спеть. Когда произносим, воздушная струя встречает преграды.)
-Покажите жестами. (Твёрдые согласные: в ладонь левой руки бьём, как по тарелочке, кулачком правой руки. Мягкие: обе ладошки складываем под щекой. Звонкие: звоним в воображаемый колокольчик. Глухие: оба уха закрываем ладонями)
-Мы вспомнили признаки гласных и согласных, умеем их различать.
2.-А теперь читаем слоги, из них составляем слова.
Указкой показываю слоги в определённой последовательности:
ку а ист ут ка о сы
ни ко ты ли са ло си
(аист, утка, коты, лиса, косы, окуни, кони, оси)
-Молодцы! Вы хорошо читали слова.
3.-А сейчас – фонетическая разминка.
Произношу слова отдельными звуками, а дети «собирают» и называют их:
[в а р о н а, л а с т а ч’к а, с’и н и ц а, к у к у ш к а, с а р о к а , в а р а б’э й’,
г р а ч’]
-В какую группу можно записать эти слова? (Названия птиц)
-На какие группы можно разбить? (Перелётные и зимующие)
Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин.)
-Назовите из этих слов самое короткое. (грач)
-Сколько в нем звуков? (4)
-Покажите жестами части слова. (..)
-Произнесите слияние. (ра)
-Назовите первый звук этого слияния. ([р])
-Покажите жестами: а) он гласный или согласный? (согласный)
б) он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
в) он звонкий или глухой? (звонкий)
-Кто догадался, какая тема урока? (Звук [р])
-А какую цель ставим? (Узнать новую букву, учиться читать слова с ней.)
Изучение нового материала (5 мин.)
-Грач – птица перелётная, а эта птица зимует в наших краях:
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда. ( Слайд)
-Как называется эта птица? Снегирь)
-Покажите части слова в воздухе жестами. (. .)
-Произнесите последний звук. ( [р’])
-Дайте ему характеристику. Покажите жестами:
а) он гласный или согласный? (согласный)
б) он твёрдый или мягкий? (мягкий)
в) он звонкий или глухой? (звонкий)
-Что общего в отгадках? (1.Птицы. 2. В словах есть похожие звуки)
-Чем отличаются звуки [р], [р’]? (один твёрдый, другой – мягкий)
-Чем похожи? (Оба звонкие)
-Каким новым звукам давали характеристику? ([р], [р’])
Динамическая пауза
-Отдыхаем и слова с новыми звуками запоминаем!
Два подготовленных заранее ребёнка декламируют с движениями стихотворение В.Орлова «Ворона». Дети повторяют движения.
-Кра! – кричит ворона. – Кража! (Взмахи руками)
-Караул! Грабёж! Пропажа! (Держатся за голову)
-Вор прокрался утром рано! (Руки разводят в стороны)
-Брошь украл он из кармана! (Руки на пояс)
-Карандаш! (Загибают пальцы левой руки)
-Картонку!
-Пробку!
-И красивую коробку!
-Стой, ворона! Не кричи! («Грозим» вороне пальцем)
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана! (Руки разводим в стороны)
-Как! – подпрыгнула ворона (Руки на поясе, подпрыгнули)
И моргнула удивлённо.
- Что ж вы раньше не сказали? (Руки разводим в стороны)
Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали! (Держатся за голову)
-Назовите слова с [р], [р’] из этого стихотворения. В каких из них звучит твёрдый согласный, а в каких – мягкий согласный?
-Как называется буква, обозначающая звуки [р], [р’]? (Буква Р (эр)
-На что похожа буква Р ? (слайд)
-Где дадим ей «квартиру» в ленте букв?
(На верхнем этаже, так как она обозначает всегда звонкие согласные звуки.)
-Вот и познакомились с новой буквой.
Закрепление нового (20мин.)
1.-Давайте прочтём записи с доски с новой буквой:
Ра ро ры ри ру
-Какие из этих слияний соответствуют схемам: (слайд)?
Обратная связь: квадраты «да-нет».
-Верно, с мягким согласным – только одно слияние, остальные – с твёрдым.
2.-Прочитайте записи на доске:
Ла – ра Ирина
Ар – тур Нина
Арина Кирилл
Ира Кира
-Почему слова написаны с большой буквы? (Это имена)
-Работайте в парах. Найдите в каждом столбике «лишнее» слово.
Почему оно лишнее? (Арина, Ирина. Потому что в этих словах 3 слога, а в остальных – 2.) (слайд)
-Как узнать, сколько в слове слогов? (Столько, сколько гласных.)
Взаимопроверка. Обратная связь.
-Мы повторили о большой букве и вспомнили об определении количества слогов в слове.
3.Работа по развитию речи.
а) Составление рассказа по иллюстрации на с.68-69 «Азбуки».
-Рассмотрите иллюстрацию.
-К какой она сказке? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
-Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, корыто, ведро.)
-Кого видите на рисунке? (Старик, старуха, золотая рыбка.)
-Какое явление природы вы видите на рисунке? (Гроза: молнии, дождь, тучи, волнение на море.)
б) Фонетический разбор слова гроза. Работа по алгоритму.
Один ученик работает на доске цветными мелками.
Ответ ученика:
Произношу слово: [граза]
Обозначу части слова:
Обозначу звуки слова по порядку: О ОО ОО
Обозначу гласные: О ОО ОО
Обозначу согласные: твёрдые или мягкие: О ОО ОО
Обозначу согласные: звонкие или глухие: О ОО ОО
Обозначу ударение: О ОО ОО
Разделю слово на слоги: О ОО |ОО
-Верно ли выполнена работа? Обратная связь. (квадраты «да-нет»)
-Кто может, звуки обозначьте буквами. Какую гласную букву напишем в первом слоге? (о)
-Почему? (Есть проверочное слово грозы.)
-Вы хорошо справились со звуковым анализом слова, предупредили ошибку в написании безударной гласной.
в) Чтение отрывка из сказки хорошо читающими детьми.
Работа в парах.
-Подчеркните в словах букву р. Сосчитайте, сколько раз она встретилась? (11)
-Назовите слова, в которых есть [р’]. (Старик, моря, тридцать, три, пряла, пряжу.)
Физкультминутка «Море волнуется»
4. Чтение слов на с.69.
-Чтобы прочитать рассказ на с.69, прочитайте слова в столбике:
1.-Старайтесь читать плавно по слогам, а кто может – целым словом.
2.Работа в парах. – Прочитайте слова друг другу.
3. Чтение «цепочкой».
Ра|на
Ран|ка
Тро|нул
У|ко|лол
Самооценка. Обратная связь.
-Просигнализируйте, как вы читали. (квадраты «да-нет»: зелёный цвет – хорошо, красный – надо ещё постараться)
5. Чтение рассказа «Кактус» на с.69.
-Прочитайте заглавие.
-О чём будет текст? (О кактусе)
-Разметьте текст на единицы чтения, работайте в парах, а один ученик сделает это за занавеской.
-Проверьте разметку на доске. (Обратная связь)
-Прочитайте вполголоса. (Жужжание)
-Прочитайте в парах друг другу. – Следите, чтобы не было ошибок, делайте паузы после точки.
-Оцените чтение соседа.
-Читаем «цепочкой».
-Почему это текст? (Все предложения на одну тему.)
-Произнесите слово уколола. ([укалола])
-Верно ли оно написано? Докажите. (Написано верно, есть проверочное слово – колет.)
-Спасибо. Вы старались читать плавно по слогам, а кто мог – целым словом. Объяснили написание безударной гласной.
6. Беседа по содержанию прочитанного.
-У кого растут кактусы? (У Иры растут кактусы.)
-Что случилось с Ирой? (Она тронула кактус и уколола руку.)
-Кто знает, как нужно ухаживать за кактусами? (Умеренный полив, рыхление земли, удобрение, осторожность.)
-Вы поняли смысл прочитанного текста. Молодцы!
7.Упражнение для развития речевого аппарата.
-Чтобы ваша речь была красивой и правильной, потренируемся в произношении скороговорок.
Работа в парах: (В каждой группе есть хорошо читающие дети)
Работа над скороговоркой.
1 группа: Сорок сорок воровали горох.
2 группа: Три сороки – тараторки тараторили на горке.
3 группа: Проворонила ворона воронёнка.
4 группа: Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
-Повторите скороговорку медленно, второй раз – быстрее, третий раз – очень быстро. Старайтесь проговаривать все звуки слов внятно, отчётливо. Каждый в группе попробует произнести скороговорку чётко и выразительно.
-Зачем нужны скороговорки? (Чтобы наша речь была красивой.)
-Какой звук встречается чаще в скороговорках? ([р], [р’].)
Физкультминутка. «Ласточки пропали…»
Ласточки пропали, (Дети повторяют движения за учителем)
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад.
Словно как с испугу
Раскричавшись к югу
Журавли летят.
Самостоятельная работа с самопроверкой. (10 мин.)
-А сейчас проверим ваши знания по новой теме.
Детям выданы карточки различной степени сложности.
1 карточка: 1)Найди и обведи в кружок все буквы Р.
а н р л т и у с т и ы р о р и к с т р
л н и р о с т к ы а р у о к с р л т и к
н а с т у к р н л р и с т у ы а и н р т
2)Подбери слово к схеме: ___ ___:
(Куры, сороки. Кроты, лиса, салат.) Напечатай его в тетради.
Самопроверка. (Слайд)
Самооценка: 1) Я всё выполнил без ошибок. (ставят «+»)
2) Я допустил ошибку, но сам исправил её. («+»)
3) Я допустил 3 ошибки. (« -»)
2 карточка: 1)Соедини слоги соседних столбиков стрелками, чтобы получились слова.
кро- рок
Ла- ки
сы- ты
ру- ра
2)Прочитай предложения. Подбери предложение к схеме и напечатай его в тетради: |______ ______ _______.
У норы росла сосна.
Нору рыли кроты.
На суку сосны тараторила сорока.
Самопроверка. (Слайд)
Самооценка.
3 карточка: 1) Прочитай текст.
Столовая для птиц.
На окне нашего кабинета висит кормушка. Каждый день ребята наполняют её кормом. Здесь есть пшено, семечки, хлебные крошки. У нас обедают синички, галки, голуби, воробьи. Мы рады пернатым гостям!
Дополни предложения с опорой на текст:
На окне нашего кабинета висит _______________.
Каждый день ребята наполняют её ___________.
Здесь есть пшено, семечки, хлебные __________.
У нас обедают синички, галки, голуби, __________.
Мы ________ пернатым гостям!
2) Найди и напечатай 5 слов, которые спрятались в этих слогах:
Ла-па-ра-но- ры-нок
Самопроверка. (Слайд)
Самооценка.
Обратная связь: Кто поставил себе «+»? (Зелёный квадратик)
Кто поставил себе «-» ? (Красный квадратик)
Подведение итога урока, рефлексия. (3 мин.)
-Какая была тема урока?
-Какую цель ставили? Достигли цели?
-Расскажите по схеме, чему научились на уроке:
Я знаю ______________.
Я запомнил ____________.
Я смог ________________.
-Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов:
На уроке всё было понятно, со всеми заданиями справился – весёлый человечек.
На уроке всё было понятно, но были небольшие затруднения – человечек с прямым ротиком.
На уроке было трудно, в заданиях допустил много ошибок – человечек грустный.
-Всем спасибо за работу. Вы – молодцы!
Список использованной литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Дусавицкий А. Урок в начальной школе: Реализация системно – деятельностного подхода к обучению. Книга для учителя. - М.: Вита –пресс, 2012.
Крылова О.Н. Работа с текстом. - М.: Экзамен, 2011.
Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М.: Аквариум, 2012.
Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 2011.
Джежелей О. Светлячок. Книга для тех, кто научился читать. - М.: Просвещение, 2011.