kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Согласные звуки [р],[р'], буквы Р,р

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать у обучающихся представление о звуках [р],[р'], обозначаемых буквами Р,р; учить читать слова с этой буквой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки [р],[р'], буквы Р,р»

Глухова Елена Александровна, учитель начальных классов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 5», г. Волхов Ленинградской области


Тема урока: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.



Тип урока: Открытие нового знания.



УМК: «Школа России».



Цель: Сформировать у обучающихся представление о звуках [р], [р’], обозначаемых буквами Р, р; учить читать слова с этой буквой.

Задачи урока:

-учить звуковому и сравнительному анализу слов;

-способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

-продолжить работу по развитию познавательной деятельности;

-продолжить пропедевтическую работу к изучению основных тем русского языка: «Большая буква в именах собственных», «Безударная гласная, проверяемая ударением»;

-развивать монологическую речь обучающихся, воображение, логическое мышление;

-развивать артикуляционный аппарат, обогащать словарь детей;

-воспитывать мотивацию к учению;

-воспитывать читательскую активность;

-воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе;

-воспитывать любовь к природе.



Оборудование: «Лента букв», карточки для индивидуальной работы, карточки – схемы, предметные рисунки, выставка книг о зимующих и перелётных птицах, «слоговая таблица», «Азбука», тетради для печатанья, цветные карандаши, квадраты «да – нет» для обратной связи, карточки – смайлики, презентация к уроку.





Ход урока

Организационный момент (2 мин.)

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок обучения грамоте. Чтобы работа была успешной, соблюдаем законы урока: не выкрикивать, быть терпеливыми. Дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. Работаем под девизом: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Значит, чему будет посвящен урок?

(Изучению нового.)

- Прослушайте стихотворение и определите время года:

Солнце греет еле-еле Всё свистали, щебетали,

Мокнет озимь во поле. Собираясь стаями,

А вчера скворцы свистели А сегодня, улетая,

На соседнем тополе. В синем небе таяли.

(Это осень.)

- Многие птицы осенью от нас улетают. Как их называют?

(Перелётные птицы.)

-Почему они улетают?

(Нет корма, похолодало.)

Актуализация знаний (3 мин.)

-Правильно. Кто захочет больше узнать о зимующих у нас птицах и перелётных, возьмёт прочитать дома с родителями книгу с нашей выставки.

-А мне на электронную почту сегодня пришло сообщение.

Послушайте и догадайтесь, от кого оно.

Холодно. Голодно. Морозно. Улетаю на юг.

(Это сообщение пришло от перелётной птицы.)

-А от какой, узнаем позже.

-Урок начнём с повторения.





1.-Запишите первые буквы слов – названий птиц: аист, утка, ласточка, сойка, клёст, нырок, тетерев.

(а, у, л, с, к, н, т)

-Разделите их на группы. (гласные и согласные)

-Назовите гласные буквы. (а, у)

-Почему их назвали гласными? (Они обозначают звуки, которые можно петь. Когда их произносим, воздушная струя не встречает преград.)

-Покажите жестом, как мы показываем гласный звук?

(Дети показывают жест: рука вытянута вперед, большой палец отводим вниз от остальных четырёх – «ротик раскрыт».)

-Назовите согласные буквы. (л, с, к, н, т)

-Почему их назвали согласными? (Нельзя спеть. Когда произносим, воздушная струя встречает преграды.)

-Как жестом покажем согласный? («Ротик закрыт»)

-По каким признакам группируют согласные? (Твёрдые – мягкие, звонкие – глухие)

-Покажите жестами. (Твёрдые согласные: в ладонь левой руки бьём, как по тарелочке, кулачком правой руки. Мягкие: обе ладошки складываем под щекой. Звонкие: звоним в воображаемый колокольчик. Глухие: оба уха закрываем ладонями)

-Мы вспомнили признаки гласных и согласных, умеем их различать.

2.-А теперь читаем слоги, из них составляем слова.

Указкой показываю слоги в определённой последовательности:

ку а ист ут ка о сы

ни ко ты ли са ло си

(аист, утка, коты, лиса, косы, окуни, кони, оси)

-Молодцы! Вы хорошо читали слова.

3.-А сейчас – фонетическая разминка.

Произношу слова отдельными звуками, а дети «собирают» и называют их:

[в а р о н а, л а с т а ч’к а, с’и н и ц а, к у к у ш к а, с а р о к а , в а р а б’э й’,

г р а ч’]

-В какую группу можно записать эти слова? (Названия птиц)

-На какие группы можно разбить? (Перелётные и зимующие)

Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин.)

-Назовите из этих слов самое короткое. (грач)

-Сколько в нем звуков? (4)

-Покажите жестами части слова. (..)

-Произнесите слияние. (ра)

-Назовите первый звук этого слияния. ([р])

-Покажите жестами: а) он гласный или согласный? (согласный)

б) он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

в) он звонкий или глухой? (звонкий)

-Кто догадался, какая тема урока? (Звук [р])

-А какую цель ставим? (Узнать новую букву, учиться читать слова с ней.)

Изучение нового материала (5 мин.)

-Грач – птица перелётная, а эта птица зимует в наших краях:

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда. ( Слайд)

-Как называется эта птица? Снегирь)

-Покажите части слова в воздухе жестами. (. .)

-Произнесите последний звук. ( [р’])

-Дайте ему характеристику. Покажите жестами:

а) он гласный или согласный? (согласный)

б) он твёрдый или мягкий? (мягкий)

в) он звонкий или глухой? (звонкий)

-Что общего в отгадках? (1.Птицы. 2. В словах есть похожие звуки)

-Чем отличаются звуки [р], [р’]? (один твёрдый, другой – мягкий)

-Чем похожи? (Оба звонкие)

-Каким новым звукам давали характеристику? ([р], [р’])

Динамическая пауза

-Отдыхаем и слова с новыми звуками запоминаем!

Два подготовленных заранее ребёнка декламируют с движениями стихотворение В.Орлова «Ворона». Дети повторяют движения.

-Кра! – кричит ворона. – Кража! (Взмахи руками)

-Караул! Грабёж! Пропажа! (Держатся за голову)

-Вор прокрался утром рано! (Руки разводят в стороны)

-Брошь украл он из кармана! (Руки на пояс)

-Карандаш! (Загибают пальцы левой руки)

-Картонку!

-Пробку!

-И красивую коробку!

-Стой, ворона! Не кричи! («Грозим» вороне пальцем)

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана! (Руки разводим в стороны)

-Как! – подпрыгнула ворона (Руки на поясе, подпрыгнули)

И моргнула удивлённо.

- Что ж вы раньше не сказали? (Руки разводим в стороны)

Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали! (Держатся за голову)



-Назовите слова с [р], [р’] из этого стихотворения. В каких из них звучит твёрдый согласный, а в каких – мягкий согласный?

(кража, грабёж, вор, ворона, украли, коробку, красивую, кричит, кричи)

-Как называется буква, обозначающая звуки [р], [р’]? (Буква Р (эр)

-На что похожа буква Р ? (слайд)

-Где дадим ей «квартиру» в ленте букв?

(На верхнем этаже, так как она обозначает всегда звонкие согласные звуки.)

-Вот и познакомились с новой буквой.

Закрепление нового (20мин.)

1.-Давайте прочтём записи с доски с новой буквой:

Ра ро ры ри ру

-Какие из этих слияний соответствуют схемам: (слайд)?

Обратная связь: квадраты «да-нет».

-Верно, с мягким согласным – только одно слияние, остальные – с твёрдым.

2.-Прочитайте записи на доске:

Ла – ра Ирина

Ар – тур Нина

Арина Кирилл

Ира Кира

-Почему слова написаны с большой буквы? (Это имена)

-Работайте в парах. Найдите в каждом столбике «лишнее» слово.

Почему оно лишнее? (Арина, Ирина. Потому что в этих словах 3 слога, а в остальных – 2.) (слайд)

-Как узнать, сколько в слове слогов? (Столько, сколько гласных.)

Взаимопроверка. Обратная связь.

-Мы повторили о большой букве и вспомнили об определении количества слогов в слове.

3.Работа по развитию речи.

а) Составление рассказа по иллюстрации на с.68-69 «Азбуки».

-Рассмотрите иллюстрацию.

-К какой она сказке? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

-Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, корыто, ведро.)

-Кого видите на рисунке? (Старик, старуха, золотая рыбка.)

-Какое явление природы вы видите на рисунке? (Гроза: молнии, дождь, тучи, волнение на море.)

б) Фонетический разбор слова гроза. Работа по алгоритму.

Один ученик работает на доске цветными мелками.

Ответ ученика:

  • Произношу слово: [граза]

  • Обозначу части слова:

  • Обозначу звуки слова по порядку: О ОО ОО

  • Обозначу гласные: О ОО ОО

  • Обозначу согласные: твёрдые или мягкие: О ОО ОО

  • Обозначу согласные: звонкие или глухие: О ОО ОО

  • Обозначу ударение: О ОО ОО

  • Разделю слово на слоги: О ОО |ОО

-Верно ли выполнена работа? Обратная связь. (квадраты «да-нет»)

-Кто может, звуки обозначьте буквами. Какую гласную букву напишем в первом слоге? (о)

-Почему? (Есть проверочное слово грозы.)

-Вы хорошо справились со звуковым анализом слова, предупредили ошибку в написании безударной гласной.

в) Чтение отрывка из сказки хорошо читающими детьми.

Работа в парах.

-Подчеркните в словах букву р. Сосчитайте, сколько раз она встретилась? (11)

-Назовите слова, в которых есть [р’]. (Старик, моря, тридцать, три, пряла, пряжу.)

Физкультминутка «Море волнуется»

4. Чтение слов на с.69.

-Чтобы прочитать рассказ на с.69, прочитайте слова в столбике:

1.-Старайтесь читать плавно по слогам, а кто может – целым словом.

2.Работа в парах. – Прочитайте слова друг другу.

3. Чтение «цепочкой».

Ра|на

Ран|ка

Тро|нул

У|ко|лол

Самооценка. Обратная связь.

-Просигнализируйте, как вы читали. (квадраты «да-нет»: зелёный цвет – хорошо, красный – надо ещё постараться)

5. Чтение рассказа «Кактус» на с.69.

-Прочитайте заглавие.

-О чём будет текст? (О кактусе)

-Разметьте текст на единицы чтения, работайте в парах, а один ученик сделает это за занавеской.

-Проверьте разметку на доске. (Обратная связь)

-Прочитайте вполголоса. (Жужжание)

-Прочитайте в парах друг другу. – Следите, чтобы не было ошибок, делайте паузы после точки.

-Оцените чтение соседа.

-Читаем «цепочкой».

-Почему это текст? (Все предложения на одну тему.)

-Произнесите слово уколола. ([укалола])

-Верно ли оно написано? Докажите. (Написано верно, есть проверочное слово – колет.)

-Спасибо. Вы старались читать плавно по слогам, а кто мог – целым словом. Объяснили написание безударной гласной.



6. Беседа по содержанию прочитанного.

-У кого растут кактусы? (У Иры растут кактусы.)

-Что случилось с Ирой? (Она тронула кактус и уколола руку.)

-Кто знает, как нужно ухаживать за кактусами? (Умеренный полив, рыхление земли, удобрение, осторожность.)

-Вы поняли смысл прочитанного текста. Молодцы!

7.Упражнение для развития речевого аппарата.

-Чтобы ваша речь была красивой и правильной, потренируемся в произношении скороговорок.

Работа в парах: (В каждой группе есть хорошо читающие дети)

Работа над скороговоркой.

1 группа: Сорок сорок воровали горох.

2 группа: Три сороки – тараторки тараторили на горке.

3 группа: Проворонила ворона воронёнка.

4 группа: Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

-Повторите скороговорку медленно, второй раз – быстрее, третий раз – очень быстро. Старайтесь проговаривать все звуки слов внятно, отчётливо. Каждый в группе попробует произнести скороговорку чётко и выразительно.

-Зачем нужны скороговорки? (Чтобы наша речь была красивой.)

-Какой звук встречается чаще в скороговорках? ([р], [р’].)

Физкультминутка. «Ласточки пропали…»

Ласточки пропали, (Дети повторяют движения за учителем)

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад.

Словно как с испугу

Раскричавшись к югу

Журавли летят.

Самостоятельная работа с самопроверкой. (10 мин.)

-А сейчас проверим ваши знания по новой теме.

Детям выданы карточки различной степени сложности.

1 карточка: 1)Найди и обведи в кружок все буквы Р.

а н р л т и у с т и ы р о р и к с т р

л н и р о с т к ы а р у о к с р л т и к

н а с т у к р н л р и с т у ы а и н р т

2)Подбери слово к схеме: ___ ___:

(Куры, сороки. Кроты, лиса, салат.) Напечатай его в тетради.

Самопроверка. (Слайд)

Самооценка: 1) Я всё выполнил без ошибок. (ставят «+»)

2) Я допустил ошибку, но сам исправил её. («+»)

3) Я допустил 3 ошибки. (« -»)

2 карточка: 1)Соедини слоги соседних столбиков стрелками, чтобы получились слова.

кро- рок

Ла- ки

сы- ты

ру- ра

2)Прочитай предложения. Подбери предложение к схеме и напечатай его в тетради: |______ ______ _______.

У норы росла сосна.

Нору рыли кроты.

На суку сосны тараторила сорока.

Самопроверка. (Слайд)

Самооценка.

3 карточка: 1) Прочитай текст.

Столовая для птиц.

На окне нашего кабинета висит кормушка. Каждый день ребята наполняют её кормом. Здесь есть пшено, семечки, хлебные крошки. У нас обедают синички, галки, голуби, воробьи. Мы рады пернатым гостям!



Дополни предложения с опорой на текст:

На окне нашего кабинета висит _______________.

Каждый день ребята наполняют её ___________.

Здесь есть пшено, семечки, хлебные __________.

У нас обедают синички, галки, голуби, __________.

Мы ________ пернатым гостям!



2) Найди и напечатай 5 слов, которые спрятались в этих слогах:

Ла-па-ра-но- ры-нок

Самопроверка. (Слайд)

Самооценка.

Обратная связь: Кто поставил себе «+»? (Зелёный квадратик)

Кто поставил себе «-» ? (Красный квадратик)

Подведение итога урока, рефлексия. (3 мин.)

-Какая была тема урока?

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

Я знаю ______________.

Я запомнил ____________.

Я смог ________________.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов:

  • На уроке всё было понятно, со всеми заданиями справился – весёлый человечек.

  • На уроке всё было понятно, но были небольшие затруднения – человечек с прямым ротиком.

  • На уроке было трудно, в заданиях допустил много ошибок – человечек грустный.

-Всем спасибо за работу. Вы – молодцы!



Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Дусавицкий А. Урок в начальной школе: Реализация системно – деятельностного подхода к обучению. Книга для учителя. - М.: Вита –пресс, 2012.

  3. Крылова О.Н. Работа с текстом. - М.: Экзамен, 2011.

  4. Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М.: Аквариум, 2012.

  5. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 2011.

  6. Джежелей О. Светлячок. Книга для тех, кто научился читать. - М.: Просвещение, 2011.









15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Согласные звуки [р],[р'], буквы Р,р

Автор: Глухова Елена Александровна

Дата: 13.06.2016

Номер свидетельства: 334310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,ё,ю,я,и. "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-bukvami-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "200749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428914598"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Обозначение мягкости согласных звуков" 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "239629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444831921"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-v-1-klassie-tvierdyi-soghlasnyi-zvuk-ts-bukvy-ts-ts"
    ["file_id"] => string(6) "222713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436720324"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект урока по русскому языку  на тему" Парные и непарные согласные звуки.Запись звуков условными значками" "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-parnyie-i-nieparnyie-soghlasnyie-zvuki-zapis-zvukov-uslovnymi-znachkami"
    ["file_id"] => string(6) "128320"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415469998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства